Решение Крымского районного суда Краснодарского края от 05 октября 2011 г.
(Извлечение)
Крымский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Гусихина Н.Я.,
при секретаре Бондаренко Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Калинка Лины Анатольевны к Администрации МО Крымский район о защите жилищных прав вдовы инвалида - чернобыльца
УСТАНОВИЛ
Калинка Л.А. обратилась в суд с иском к Администрации МО Крымский район о защите жилищных прав вдовы инвалида-чернобыльца. Свои требования мотивирует тем, что она является вдовой умершего 18 июня 2008 года Калинка Олега Александровича - инвалида 2 группы вследствие участия в работах по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Согласно решению Межведомственного экспертного совета причина смерти ее мужа связана с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Распоряжением Администрации Крымского района N1030-р от 23.08.2007 г. его муж как инвалид-чернобылец с семьей был поставлен на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий за регистрационным номером N1069, в отдельный список граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС. В июне 2011 г. она обратилась в администрацию с заявлением о разъяснении причин, по которым ее семье не предоставляется жилье во внеочередном порядке. 18 июля 2011 года она получила из администрации ответ N18-08/1454 о том, что основной формой обеспечения жильем льготной категории граждан, к которой она относится, является выдача государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010годы, на 2011-2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ N153 от 21 марта 2006 года, согласно своему заявлению Калинка О.А. был внесен в Список участников Подпрограммы в 2007 году, то есть после 1 января 2005 года и поэтому в настоящее время члены семьи умершего инвалида-чернобыльца не могут быть включены в список граждан, имеющих право на обеспечение жилым помещением по категории граждан федеральной подведомственности.
Считает действия администрации незаконными, так как на семьи умерших чернобыльцев распространена та же мера социальной поддержки по обеспечению жильем, которые имели сами инвалиды-чернобыльцы, несмотря на то, когда они были поставлены на учет до или после 1 января 2005 года.
В судебном заседании истца и ее представитель Коробкина В.В. уточнила заявленные требования и просила признать перевод администрацией МО Крымский район от 24.12.2008 г. ее семьи в списки нуждающихся в жилых помещениях по категории граждан муниципальной подведомственности незаконным., обязать администрацию МО Крымский район восстановить ее как вдову инвалида-участника ликвидации аварии на ЧАЭС в Список по отдельной категории в соответствии с требованиями Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ N153 о 21 марта 2006 г. с 24.07.2007 г., обязать администрацию учесть Фенерову Софью Александровну-дочь, Калинка Маргариту Олеговну - дочь, как членов ее семьи при расчете размера социальной выплаты.
Представитель администрации муниципального образования Крымский район Соколова Е.М. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что истица как вдова инвалида-чернобыльца вправе пользоваться мерами социальной поддержки, которые были у мужа при жизни, однако в связи с тем, что он был поставлен на учет после 1 января 2005 года, истица не вправе состоять на учете по отдельной категории граждан федеральной подведомственности.
Суд выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, считает, что требования Калинка Л.А. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что истица является вдовой инвалида- участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС Калинка О.А.
Распоряжением Администрации Крымского района N1030-р от 23.08.2007 г. ее муж, как инвалид-чернобылец, с семьей был поставлен на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий за регистрационным номером N1069, в отдельный список граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС. В 2008 году муж умер. В июне 2011 г. она обратилась в администрацию с заявлением о разъяснении причин, по которым ее семье не предоставляется жилье во внеочередном порядке. 18 июля 2011 года она получила из администрации ответ N18-08/1454 о том, что учетное дело Калинка О.А. передано по акту приема-передачи от 24 декабря 2008 года в администрацию Крымского городского поселения для учета семьи на улучшение жилищных условий в общей очереди, так как семья Калинка О.А. встала на учет после 1 января 2005 года, поэтому не может быть включена в список граждан, имеющих право на обеспечение жилым помещением по категории граждан федеральной подведомственности и поэтому обеспечивается жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Данный вывод администрации МО Крымский район не основан на законе и такие действия подлежат признанию как незаконные и необоснованные.
Согласно п.1 ст.15 Закона РФ от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" участникам ликвидации чернобыльской катастрофы гарантировалось обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке установленных Правительством РФ. Что касается граждан, также относящихся к указанной категории, но принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, то они не получили статуса участников подпрограммы Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. Это не означает, однако, что изменение в отношении них формы предоставления данной меры социальной поддержки может осуществляться без установления надлежащих гарантий, направленных на создание реальной возможности получения жилья. Предназначение мер социальной поддержки, их правовая природа предопределяют характер обязанностей государства по отношению к инвалидам чернобыльцам ликвидаторам, как лицам, имеющим особый правовой статус.
Постановлением Конституционного суда РФ N17-П от 10 ноября 2009 года признано не соответствующим Конституции РФ положение п.2 ч.1 ст.14 и п.1 ч.1 ст. 15 Закона РФ от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N122-ФЗ) в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты".
Федеральным законом РФ от 4 июня 2011 года N130-ФЗ "О внесении изменений в ст.14 и 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" были внесены изменения в п.1 ч.1 ст.15, которая изложена в следующей редакции : обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
Таким образом, при переходе с 1 января 2005 года к новому правовому регулированию обеспечения мерами социальной поддержки сохранен достигнутый уровень защиты жилищных прав ликвидаторов-чернобыльцев по обеспечению жильем.
Закон РФ от 15 мая 1991 г. N1244-1, в редакции действующей с 1 января 2005 года, гарантирует гражданам, указанным в п. 1.2 и 3 ст.13 Закона, обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством РФ, распространяет эту меру социальной поддержки на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, на семьи умерших инвалидов, на которых распространялось такая мера социальной защиты, а также на семьи, в том числе вдов (вдовцов) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, что означает, что вдовы, в частности, пользуются теми же мерами социальной поддержки, что и сами инвалиды-чернобыльцы без какой-либо ограничительной оговорки.
Принимая во внимание специальный и адресный характер правового регулирования мер социальной поддержки, в том числе жилищных гарантий, установленных для граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и членов их семей, Законов РФ N1244-1 от 15 мая 1991 года, а также вышеприведенную правовую позицию Конституционного Суда РФ, суд признает незаконным решение Администрации МО Крымский район от 24.12.2008 г. о снятии Калинка Л.А. с учета нуждающихся в жилых помещениях по категории граждан федеральной подведомственности и переводе ее в муниципальную подведомственность.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года N153 установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг (супруга), их дети и родители.
Калинка Л.А. является нанимателем благоустроенной квартиры по адресу г. Крымск ул. Пролетарская д.1 кв.67, где зарегистрированы и проживают кроме нее самой, дочери Фенерова С.А. и Калинка М.О. Истица собственником недвижимости не является. Таким образом, на основании изложенного, суд считает необходимым обязать ответчика восстановить ее семью на учете граждан по федеральной подведомственности с 24.07.2007 г.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ
Исковое заявление Калинка Лины Анатольевны - удовлетворить.
Признать перевод администрацией МО Крымский район от 24.12.2008 г. семьи Калинка Лины Анатольевны в списки нуждающихся в жилых помещениях по категории граждан муниципальной подведомственности - незаконным.
Обязать администрацию МО Крымский район восстановить Калинка Лину Анатольевну как вдову инвалида-участника ликвидации аварии на ЧАЭС в Список по отдельной категории в соответствии с требованиями Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ N1050 от 17 декабря 2010 г. с 24.07.2007 г.,
Обязать Администрацию МО Крымский район учесть Фенерову Софью Александровну-дочь, Калинка Маргариту Олеговну - дочь, как членов семьи Калинка Лины Анатольевны, при расчете размера социальной выплаты в соответствии с требованиями Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ N1050 от 17 декабря 2010 г.
Решение может быть обжаловано в течении десяти дней со дня его вынесения в Краснодарский крайсуд через Крымский райсуд.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.