Решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 28 апреля 2011 г.
(Извлечение)
Ленинский районный суд г.Краснодара в составе:
председательствующего Капранова В.В.
при секретаре Петровской Г.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Дроздовой Т.С. об оспаривании решения ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю" об отказе во внесении изменений в индивидуальную программу реабилитации,
УСТАНОВИЛ:
Дроздова Т.С. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения ФГУ "Главное бюро МСЭ по КК" об отказе во внесении изменений в индивидуальную программу реабилитации.
Требования заявления мотивируются тем, что Дроздова Т.С., ДД.ММ.ГГГГ является инвалидом 1 группы по причине "общее заболевание", проживает в "адрес" "адрес"а совместно с мужем, ДД.ММ.ГГГГ., который также имеет ряд заболеваний, не позволяющих ему оказывать помощь заявительнице и осуществлять за ней должный уход, в частном жилом доме, санитарно-техническое и санитарно-гигиеническое состояние которого согласно санитарно-эпидемиологическому заключению от 03.08.2009 г. не соответствует СанПиН 2.1.2.1002-00 "Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям". Её дочь со своей семьёй проживает в "адрес". В связи с тем, что законодательством предусмотрено право инвалидов на получение льгот в виде обеспечения их жилыми помещениями, Дроздова Т.С. обратилась в ФГУ "ГБ МСЭ по КК" с просьбой внести изменения в её индивидуальную программу реабилитации, в том числе предоставив жилое помещение, расположенное ближе к родственникам. Письмом от 31.12.2011 г. заявительнице было отказано в данной части её заявления, так как решение "жилищных" вопросов не входит в компетенцию учреждений медико-социальной экспертизы. Такой отказ ФГУ "ГБ МСЭ по КК" Дроздова Т.С. находит незаконным, необоснованным и нарушающим её права.
В судебное заседание заявительница не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель заинтересованного лица просил отказать в удовлетворении заявленных Дроздовой Т.С. требований, пояснив, что согласно акту медико-социальной экспертизы N2960 у заявительницы выявлены ограничения жизнедеятельности в категориях: способность к самообслуживанию 2 степени, к передвижению 2 степени, к трудовой деятельности 3 степени, что в соответствии с п.10 Классификаций является основанием для установления 1 группы инвалидности. Социально-бытовая диагностика, о которой пишет в своём заявлении Дроздова Т.С., является неотъемлемой составной частью медико-социальной экспертизы, которая была проведена по заявлению заявительницы. В разработанную Дроздовой Т.С. индивидуальную программу реабилитации N2646 специалистами бюро внесены мероприятия и технические средства реабилитации, направленные на снижение степени ограничения способности к самообслуживанию, а именно восстановительная терапия (лекарственное обеспечение по заболеваниям, ставшим причиной инвалидности) и обеспечение абсорбирующим бельём и памперсами (подгузники и пелёнки), предусмотренные п.п.1 и 22 Федерального перечня. Ограничение способности к самообслуживанию 2 степени определено п.6 Классификаций как способность к самообслуживанию (осуществлению бытовой деятельности, физиологических потребностей) с использованием вспомогательных технических средств и регулярной частичной помощи других лиц. Ограничение способности к самообслуживанию 1 степени означает её осуществление при более длительной затрате времени, с использованием при необходимости технических средств, но без регулярной частичной помощи других лиц. По заключению специалистов бюро реализация вышеперечисленных мероприятий может снизить ограничение способности к самообслуживанию Дроздовой Т.С. до 1 степени в связи с компенсацией имеющихся нарушений функций кровообращения, статодинамических и выделения.
В своём заявлении Дроздова Т.С. настаивает на внесении в индивидуальную программу реабилитации рекомендации "приближения места жительства к лечебному учреждению и месту жительства родных". Однако, исходя из положений законодательства, данные мероприятия к реабилитационным не относятся, так как их осуществление не приведёт к снижению степени ограничения жизнедеятельности инвалида, и Федеральным перечнем не предусмотрены. Соответственно внесение такой рекомендации в индивидуальную программу реабилитации действующим законодательством не предусмотрено. Право инвалида на обеспечение жилым помещением учитывается при постановке на учёт для улучшения жилищных условий и при предоставлении жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда. Гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном ЖК РФ порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда. Таким образом, данная статья ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" является по своему характеру отсылочной нормой, применяемой в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства, реализация которых к компетенции федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы не относится.
Выслушав доводы представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд не находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ФЗ от 24.11.1995 г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" индивидуальная программа реабилитации инвалида - это разработанный на основе решения федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий (ст.11). На основании ст.9 данного ФЗ реабилитация инвалида направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Определение ограничения жизнедеятельности дано ст.1 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать своё поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Содержание понятий всех названных категорий жизнедеятельности и их классификации по степени выраженности даны в "Классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы", утверждённых приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 г. N1013н. Таким образом, в индивидуальную программу реабилитации включаются только те реабилитационные мероприятия и средства реабилитации, которые направлены на компенсацию или устранение выявленных при осуществлении медико-социальной экспертизы гражданина ограничений жизнедеятельности. Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем, утверждаемым Правительством РФ (ст.10 ФЗ). "Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду" утверждён распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. N2347-р.
Судом установлено, что Дроздова Т.С., 18.03.1939 г.р., является инвалидом 1 группы по причине "общее заболевание"(л.д.15, 12). 28.10.2010 г. заявительница была освидетельствована, согласно акту медико-социальной экспертизы в бюро N2960 у неё выявлены ограничения жизнедеятельности в категориях: способность к самообслуживанию 2 степени, к передвижению 2 степени, к трудовой деятельности 3 степени, что в соответствии с п.10 Классификаций является основанием для установления 1 группы инвалидности. На основании полученных данных ФГУ "ГБ МСЭ по КК" Дроздовой Т.С. была составлена индивидуальная программа реабилитации инвалида (л.д.7-8), в которую специалистами бюро внесены мероприятия и технические средства реабилитации, направленные на снижение степени ограничения способности к самообслуживанию, а именно восстановительная терапия (лекарственное обеспечение по заболеваниям, ставшим причиной инвалидности) и обеспечение абсорбирующим бельём и памперсами (подгузники и пелёнки), предусмотренные п.1 и п.22 Федерального перечня.
В связи с тем, что Дроздова Т.С. проживает в доме, санитарно-техническое и санитарно-гигиеническое состояние которого санитарно-эпидемиологическим заключением Межрайонного центра Госсанэпиднадзора в г.Кропоткине от 03.08.2009 г.(л.д.11) признано не соответствующим СанПиН 2.1.2.1002-00 "Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям", и вдалеке от дочери, а законодательством предусмотрено право инвалидов на обеспечение их жилыми помещениями, Дроздова Т.С. обратилась в ФГУ "ГБ МСЭ по КК" с заявлением, содержащим просьбу внести изменения в её индивидуальную программу реабилитации рекомендации по приближению места жительства к лечебному учреждению и месту жительства родственников (л.д.6). ФГУ "ГБ МСЭ по КК" было решено отказать в удовлетворении такой просьбы, так как решение жилищных вопросов не входит в компетенцию учреждений медико-социальной экспертизы, при этом Дроздовой Т.С. разъяснены положения действующего жилищного законодательства, о чём заявительница была поставлена в известность письмом от 31.12.2010 г.(л.д.3-4). Такой отказ ФГУ "ГБ МСЭ по КК" суд находит законным и обоснованным.
Действующим законодательством, в частности Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 г. N901, и ст.17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", предусмотрено право инвалидов на обеспечение жилыми помещениями. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учёт после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищнымзаконодательством Российской Федерации. Учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, осуществляется по месту жительства - специально уполномоченным органом местного самоуправления либо специально назначенным должностным лицом. ФГУ "ГБ МСЭ по КК" не является таким специально уполномоченным субъектом. Кроме того, данные мероприятия по обеспечению жилыми помещениями к реабилитационным не относятся и Федеральным перечнем не предусмотрены.
Таким образом, суд приходит к выводу о правомерности и обоснованности отказа ФГУ "ГБ МСЭ по КК" во внесении изменений в индивидуальную программу реабилитации Дроздовой Т.С. путём указания на необходимость обеспечения её жилым помещением, расположенным ближе к лечебно-профилактическому учреждению, месту жительства родных, близких.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Дроздовой Т.С. об оспаривании решения ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю" об отказе во внесении изменений в индивидуальную программу реабилитации оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд.
Председательствующий: (подпись)
Копия верна
Судья:
Секретарь:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.