Решение Первомайского районного суда г. Краснодара
(Извлечение)
Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего Глущенко В.Н.,
при секретаре Сенцовой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Широковой Л.М. о признании недействующим постановления администрации муниципального образования г. Краснодар N от ДД.ММ.ГГГГ "Об установлении размеров платы за содержание и ремонт жилого помещения" и постановления администрации муниципального образования г. Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменения в постановление администрации муниципального образования г. Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ N "Об установлении размеров платы за содержание и ремонт жилого помещения",
УСТАНОВИЛ:
Широкова Л.М. обратилась в суд с заявлением о признании недействующим постановления администрации муниципального образования г. Краснодар N от ДД.ММ.ГГГГ "Об установлении размеров платы за содержание и ремонт жилого помещения" и постановления администрации муниципального образования г. Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменения в постановление администрации муниципального образования г. Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ N "Об установлении размеров платы за содержание и ремонт жилого помещения".
В обоснование требований указала, что постановление администрации муниципального образования г. Краснодар N противоречит ст. 154, ч. 4 ст. 155, ч. 3 ст. 156 ЖК РФ и лишает нанимателей возможности пользоваться благами, предоставляемыми этими статьями ЖК РФ, заставляет ежемесячно переплачивать, приравнивает нанимателей к собственникам жилья. Просит суд применить ст. ч. 2 ст. 5 ЖК РФ и определение ВС РФ от 01.03.2011 г. N 86-Впр 10-9 и установить противоречие оспариваемых постановлений ЖК РФ, имеющему большую юридическую силу, признать их недействующими со дня их принятия, в соответствии со ч. 2 ст. 253 ГПК РФ.
В судебное заседание заявитель Широкова Л.М. не явилась. В материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель администрации муниципального образования г. Краснодар Забугина Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Суду пояснила, что оспариваемые постановления приняты в соответствии с нормами ЖК РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих жилищные правоотношения.
Представитель ООО "ГУК-Краснодар" Снежко В.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании также возражала против удовлетворения заявленных требований. Суду пояснила, что оспариваемые постановления законны и обоснованны, просила в удовлетворении требований отказать.
Суд, выслушав представителей заинтересованных сторон, исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что Широкова Л.М. является нанимателем жилого помещения, находящего по адресу "адрес", на основании обменного ордера N от ДД.ММ.ГГГГ
По договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных Кодексом (статья 60 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Собственниками жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям и образующих государственный жилищный фонд либо муниципальный жилищный фонд, выступают соответственно Российская Федерация, субъекты Российской Федерации либо муниципальные образования (статья 19 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом является деятельностью, обеспечивающей благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг всем гражданам, проживающим в таком доме. К их числу могут относиться как граждане - собственники, так и граждане - наниматели, которым соответствующие жилые помещения предоставлены на условиях, предусмотренных действующим законодательством, в частности на условиях договора социального найма жилого помещения.
В силу части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Выбор способа управления многоквартирным домом относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Наниматели жилых помещений не обладают правом выбора способа управления многоквартирным домом и, соответственно, правом выбора управляющей организации.
Согласно протокола N заочного Общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", собственниками дома выбран способ управления - управление управляющей организацией, в качестве управляющей организации выбрано ООО "ГУК-Краснодар". На основании данного решения заключен договор N от ДД.ММ.ГГГГ на управление, содержание и ремонт многоквартирного дома.
Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме (части 1, 4 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, договор управления многоквартирным домом с собственником жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда заключается между управляющей организацией и наймодателем как управомоченным собственником лицом.
Граждане, которым жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставлены по договору социального найма, сторонами договора управления не являются.
Жилые помещения по договору социального найма, как это следует из Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставляются за плату, которая включает в себя плату за пользование жилым помещением (плату за наем), плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги (часть 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
Таким образом, названная статья Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает право органов местного самоуправления или органов государственной власти субъектов Российской Федерации, городов федерального значения устанавливать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для двух категорий граждан: собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, и нанимателей по договорам социального найма государственного и муниципального жилищного фонда, проживающих в многоквартирном доме.
Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, то оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке (часть 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, как следует из текста обжалуемого постановления администрации муниципального образования г. Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ N, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда многоквартирных домов, собственники помещений в которых приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, установлен соответственно размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленного собственникам помещений на основании решения общего собрания, за исключением платы за работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно п. 17 Постановления Пленума ВС от 29.11.2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Исследовав все представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания обжалуемых постановлений недействительными. Постановления приняты полномочным органом, на основании ст.ст. 5, 156 ЖК РФ, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, решения городской Думы Краснодара от 19.04.2007 N 22 п. 7 "О размерах платы за содержание и ремонт жилого помещения".
Согласно ч. 1 ст. 253 ГПК РФ, суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявление Широковой Л.М. о признании недействующим постановления администрации муниципального образования г. Краснодар N от ДД.ММ.ГГГГ "Об установлении размеров платы за содержание и ремонт жилого помещения" и постановления администрации муниципального образования г. Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменения в постановление администрации муниципального образования г. Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ N "Об установлении размеров платы за содержание и ремонт жилого помещения"- отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Первомайский районный суд города Краснодара в течение месяца.
Судья -
Изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.