Решение Прикубанского районного суда г. Краснодара
(Извлечение)
Прикубанский районный суд города Краснодара в составе:
председательствующего Сорокодумовой Н.А.,
при секретаре Каряновой О.Ю.,
с участием заявителя Ложкина В.В. и его представителя Габриелян Л.Ю.,
представителя Администрации муниципального образования г. Краснодар Ивановой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ложкина В.В. об оспаривании решения Администрации муниципального образования город Краснодар,
УСТАНОВИЛ:
Ложкин В.В. обратился в Прикубанский районный суд г. Краснодара с заявлением об оспаривании решения Администрации муниципального образования г. Краснодар об отказе в признании жилого строения пригодным для постоянного проживания.
Требования Ложкина В.В. мотивированы следующим.
Ему на праве собственности принадлежит земельный участок и жилое строение, расположенные по адресу "адрес". Он проживает в указанном строении постоянно и хочет встать на регистрационный учёт по указанному адресу, в связи с чем он обратился с заявлением в Администрацию для установления пригодности жилого строения для постоянного проживания, однако Администрация отказала ему в удовлетворении его заявления, ссылаясь на то, что садоводческое товарищество "Мечта" находится вне границ населённых пунктов муниципального образования г. Краснодар.
В судебном заседании заявитель и его представитель свои требования поддержали.
Представитель Администрации муниципального образования город Краснодар в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что садоводческое товарищество "Мечта" находится вне границ населённых пунктов муниципального образования г. Краснодар.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, оценив все обстоятельства дела в совокупности, пришёл к выводу о том, что заявление Ложкина В.В. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В настоящее время порядок установления пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан установлен Постановлением Главы Администрации (губернатор) Краснодарского края от 29.12.2009 г. N 1185 Об утверждении положения о порядке признания жилых строений на садовых участках пригодными для постоянного проживания (далее - Положение).
В соответствии с п. 1.3. указанного Положения признание жилого строения пригодным (непригодным) для постоянного проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных строений установленным в настоящем Положении требованиям. Комиссия создается органом местного самоуправления в установленном им порядке.
Согласно Постановлению администрации муниципального образования г. Краснодар от 12.08.2010 N 6099 "Об утверждении порядка принятия решений о переводе (об отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение, о согласовании (об отказе в согласовании) переустройства и (или) перепланировки жилых (нежилых) помещений, о согласовании (об отказе в согласовании) сохранения самовольно переустроенных и (или) перепланированных жилых помещений, о признании жилого помещения муниципального и частного жилищного фондов пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, о признании жилых строений на садовом земельном участке пригодным для постоянного проживания в муниципальном образовании город Краснодар" признание жилого строения на садовом земельном участке пригодным (непригодным) для постоянного проживания осуществляется на основании постановления администрации муниципального образования город Краснодар о признании жилого строения на садовом земельном участке пригодным (непригодным) для постоянного проживания (приложение N 6, раздел 1, п. 1).
Ложкин В.В. обратился в Администрацию для установления пригодности для постоянного проживания принадлежащего ему строения.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ N в удовлетворении его просьбы было отказано. В качестве причины отказа Администрация сослалась на то, что согласно Положению о порядке признания жилых строений пригодными для постоянного проживания пригодными для постоянного проживания признаются жилые строения, расположенные на садовых участках в границах населённых пунктов в соответствии с функциональным зонированием территории; садоводческое товарищество "Мечта" находится вне границ населённых пунктов муниципального образования г. Краснодар (л.д. 16).
Оценивая указанную причину отказа Администрации, суд пришёл к выводу о том, что такой отказ вынесен в нарушение действующего законодательства по следующим основаниям.
Понятия "муниципальное образование" и "населённый пункт" в соответствии с действующим законодательством не идентичные.
Действующее законодательство также разделяет понятия "муниципальное образование город Краснодар" и "населённый пункт город Краснодар".
Так, статьёй 2 Закона Краснодарского края от 10.03.2004 N 670-КЗ "Об установлении границ муниципального образования город Краснодар и наделении его статусом городского округа" (принят ЗС КК 25.02.2004). муниципальное образование город Краснодар наделено статусом городского округа, а статьёй 2.1 этого Закона утверждён перечень населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования город Краснодар.
Указанный перечень в первую очередь указывает на то, что населённый пункт город Краснодар входит в перечень населённых пунктов муниципального образования г. Краснодар.
Аналогичный перечень населённых пунктов содержится в п. 2 ст. 4 Устава муниципального образования г. Краснодар. Указанный пункт определяет состав земель муниципального образования г. Краснодар (утвержденного Решением городской Думы Краснодара от 19.07.2003 N 37 п.1 "О принятии Устава муниципального образования город Краснодар"). Устав предусматривает, что территорию муниципального образования город Краснодар составляют земли города Краснодара, состоящего из Западного, Карасунского, Прикубанского и Центрального внутригородских округов, поселка Дружелюбного, поселка Индустриального, ?., а также прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселения, и другие земли в границах муниципального образования город Краснодар независимо от форм собственности и целевого назначения.
Таким образом, в соответствии с Уставом только населённый пункт город Краснодар разделён на внутригородские округа, а не вся территория муниципального образования г. Краснодар.
При исследовании правоустанавливающих документов на жилое строение и земельный участок, принадлежащие Ложкину В.В., судом установлено, что земельный участок, на котором расположено строение, как указано в свидетельстве о регистрации права, находится по адресу: "адрес" (л.д. 9).
Таким образом, из представленных документов и указанных норм законов следует только один вывод: принадлежащие заявителю строение и земельный участок входит в границу населённого пункта г. Краснодар муниципального образования город Краснодар, поскольку эти объекты расположены в Прикубанском внутригородском округе.
Учитывая изложенное, суд пришёл к выводу о том, что отказ Администрации по причине нахождения участка Ложкина В.В. за пределами населённых пунктов муниципального образования г. Краснодар, вынесен в нарушение действующего законодательства.
Судом не оставлено без внимания, что в тексте свидетельства указано, что участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, земельный участок предназначен для садоводства (л.д. 9).
Согласно ч. 1 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться гражданами для садоводства.
Кроме того, существуют земельные участки сельскохозяйственного использования, относящиеся к категории земель населённых пунктов (п. 6 ч. 1 ст. 85 ЗК РФ).
Указанные обстоятельства суд оценивает исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений органов местного самоуправления возлагаются на орган, принявший оспариваемое решение.
Представителем Администрации не представлено конкретных документов, позволяющих однозначно определить, что территориально НСТ "Мечта" находится за пределами населённых пунктов муниципального образования г. Краснодар; не даны ссылки на законы, подзаконные нормативно-правовые акты или иные правовые документы, в соответствии с которыми бы суд мог сделать такой вывод.
Таким образом, суд пришёл к выводу о том, что законность принятого Администрацией решения не была доказана суду, а из представленных доказательств и законодательства следует, что отказ является незаконным и необоснованным.
Кроме того, суд считает необходимым учитывать, что по вопросу определения пригодности помещений для постоянного проживания и постановки граждан на регистрационный учёт Конституционным Судом РФ сформирована чёткая правовая позиция в Постановлении от 14.04.2008 г. N 7-П по делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобами ряда граждан признан не соответствующим Конституции РФ абз. 2 ст. 1 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
В указанном постановлении Конституционный суд обращает внимание на то, что Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не связывает право на регистрацию по месту жительства ни с определенным имущественным правом на конкретное жилое строение, ни с определенным целевым назначением земельного участка, на котором оно возведено (п. 4.2).
Суд считает необходимым разъяснить, что настоящее решение не является основанием выдачи постановления Администрацией муниципального образования город Краснодар о признании жилого строения, принадлежащего заявителю и расположенного на садовом земельном участке пригодным (непригодным) для постоянного проживания: настоящее решение устанавливает, что отказ по причине нахождения его вне границ населенных пунктов муниципального образования город Краснодар является незаконным, но при этом для выдачи постановления необходимо проведение всей процедуры, предусмотренной соответствующим Положением.
В связи с тем, что существует внесудебный порядок установления пригодности строений для постоянного проживания, суд на основании ст. 265 ГПК РФ отказывает в удовлетворении требования об установлении соответствующего факта.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным отказ Администрации муниципального образования город Краснодар в признании пригодным для постоянного проживания жилого строения, принадлежащего Ложкину В.В., расположенного по адресу: "адрес", по причине нахождения его вне границ населенных пунктов муниципального образования город Краснодар.
Обязать Администрацию муниципального образования город Краснодар устранить допущенные нарушения.
Отказать Ложкину В.В. в удовлетворении требования об установлении факта пригодным для постоянного проживания жилого строения, расположенного по адресу: "адрес".
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Прикубанский районный суд города Краснодара в течение 10 дней со дня его приятия судом в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.