Решение Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от 30 января 2012 г.
(Извлечение)
Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Маковей Н.Д.,
при секретаре Грдильянц А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению
прокурора Приморско-Ахтарского района, выступающего в интересах муниципальных образований Приморско-Ахтарского района, о признании решения органа местного самоуправления незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Приморско-Ахтарского района обратился в суд с заявлением (с учетом уточненных требований в порядке ст. 39 ГПК РФ) о признании незаконным совместного решения администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район и администраций Приморско-Ахтарского городского поселения, Бородинского, Ахтарского, Бриньковского, Новопокровского, Приазовского, Ольгинского, Свободного, Степного сельских поселений Приморско-Ахтарского района по заключению Соглашения "о взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов Федеральной налоговой службы" от 19.11.2010 года, в части пункта 6 статьи 6 указанного Соглашения, предусматривающего возложение на органы местного самоуправления обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством.
В обоснование требований прокурор Приморско-Ахтарского района ссылается на то, что в ходе проведения прокуратурой района по поручению прокурора Краснодарского края проверки соблюдения законодательства в правоохранительных и контролирующих органах в сфере противодействия налоговым правонарушениям и преступлениям выявлены нарушения налогового законодательства в части заключения 19.11.2010 года администрацией МО Приморско-Ахтарский район, администрацией Приморско-Ахтарского городского поселения и администрациями сельских поселений Приморско-Ахтарского района с налоговым органом Приморско-Ахтарского района Соглашения, изменяющего порядок исполнения налоговым органом обязанностей по исчислению и взиманию налогов и сборов, и предусматривающих передачу отдельных полномочий налоговых органов органам местного самоуправления и обязывающих администрацию МО Приморско-Ахтарский район, администрацию городского поселения и органы местного самоуправления сельских поселений, входящих в состав муниципального района, передавать налоговому органу в сроки и по форме, установленные инспекцией ФНС, информацию о вручении налоговых уведомлений и требований.
Данное Соглашение в части принятия п. 6 ст. 6 не соответствует действующему законодательству о налогах и сборах, и на органы местного самоуправления возлагаются обязанности по осуществлению несвойственных им функций, отнесенных законом к исключительной компетенции налоговых органов Российской Федерации и, фактически, санкционируют передачу государственных полномочий федерального органа исполнительной власти органам местного самоуправления.
Выполнение органами местного самоуправления функций по вручению под роспись налогоплательщику уведомлений и требований об уплате налога и сбора, выявление объектов налогообложения, влечет необоснованное расходование бюджетных средств муниципального образования, что грубо противоречит требованиям ч. 2 ст. 132 Конституции РФ, согласно которой органы местно самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Действующим законодательством органом местного самоуправления в сфере налоговых правоотношений предоставлено только право установления, изменения и отмены местных налогов и сборов (земельный налог, налог на имущество физических лиц), а также возложена обязанность ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения. Каких-либо иных полномочий по взаимодействию с налоговыми органами при осуществлении ими полномочий по налогообложению физических лиц - плательщиков транспортного и земельного налогов, как Налоговым кодексом РФ, так и Федеральным законом N 131-ФЗ от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органам местного самоуправления не предоставлено.
В судебном заседании помощник прокурора Приморско-Ахтарского района Немтинов А.В. поддержал заявленные требования, настаивал на их удовлетворении.
Представитель заинтересованного лица ИФНС России по Приморско-Ахтарскому району Панова И.А., действующая на основании доверенности от 11.01.2012 года, с требованиями прокурора не согласилась пояснив, что оспариваемым Соглашением какие-либо последствия за его неисполнение не предусмотрены. Риск невручения налоговых уведомлений и требований лежит исключительно на налоговом органе. Содействие органов местного самоуправления заключается в оказании помощи работникам налогового органа по розыску и установлению фактического места нахождения и проживания налогоплательщиков (с учетом специфики сельских населенных пунктов) с целью вручения налогоплательщиками уведомлений и требований.
Пунктом 6 ст. 69 НК РФ налоговому органу предоставлено право выбора способа вручения требования об уплате налога. В качестве такого способа налоговые органы используют форму взаимодействия с органами местно самоуправления, заключенную в виде Соглашения о взаимодействии.
Указанное Соглашение показало эффективность сотрудничества налогового органа и органов местного самоуправления, за 2010 год было сэкономлено 3195000 рублей бюджетных средств и увеличены бюджеты администраций сельских поселений района в связи с поступлением местных налогов. Просит отказать в удовлетворении заявления.
Представитель МО Приморско-Ахтарский район Славко О.А., действующий на основании доверенности от 23.05.2011 года N 134-2187/11 в судебном заседании с требованиями прокурора не согласился, пояснив, что в соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местно самоуправления относятся установление, изменение и отмена местных налогов и сборов.
Согласно п. 4 ст. 65 указанного закона территориальные органы федерального органа исполнительной власти по налогам и сборам ведут учет налогоплательщиков по каждому муниципальному образованию и предоставляют финансовому органу местной администрации информацию о начислении и об уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет муниципального образования, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Считает, что взаимодействие органов местного самоуправления с налоговыми органами осуществляется в целях обеспечения финансовых органов местных администраций информацией, необходимой для формирования и исполнения соответствующих бюджетов в части налогов и сборов, контролируемых налоговыми органами, что повышает собираемость налогов и способствует развитию государственного и муниципального контроля.
Представитель администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Нарижняк Л.С., действующая на основании доверенности от 10.01.2012 года, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления прокурора.
Представители заинтересованного лица администрации Приазовского сельского поселения Приморско-Ахтарского района - глава администрации Приазовского сельского поселения - Горшков С.А., администрации Ольгинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района - глава администрации Ольгинского сельского поселения - Сидоренко А.В., администрации Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района - Шмарин С.С., администрации Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района - глава Администрации Свободного сельского поселения - Таран В.А., администрации Степного сельского поселения Приморско-Ахтарского района - глава администрации Степного сельского поселения- Буряк Ю.П., Администрации Бриньковского сельского поселения Приморско-Ахтарского района - Алексеенко В.П., администрации Ахтарского сельского поселения Приморско-Ахтарского района - Мельников И.И., возражали против удовлетворения заявления прокурора.
Суд, выслушав доводы и возражения сторон, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявления прокурора на основании следующего.
Из материалов дела следует, что 19.11.2010 года между администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район, администрацией Приморско-Ахтарского городского поселения и администрациями сельских поселений Приморско-Ахтарского района, а также инспекцией федеральной налоговой службы России по Приморско-Ахтарскому району было заключено Соглашение "О взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов федеральной налоговой службы".
Настоящее Соглашение вступило в силу с 01.01.2011 года и действует бессрочно.
Согласно п. 6 ст. 6 настоящего Соглашения органы местного самоуправления оказывают содействие налоговому органу: по вручению налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортных налогов налогоплательщикам - физическим лицам с учетом требований ст. 102 Налогового кодекса РФ, передаче реестров, корешков, уведомлений и вторых экземпляров в ИФНС России по Приморско-Ахтарскому району; по проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет; по выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, не учтенных для целей налогообложения.
Этим же пунктом Соглашения на органы местного самоуправления возлагаются обязанности по проведению формативно-логического контроля налоговых уведомлений и требований об уплате физическими лицами поимущественных налогов, а также по назначению в пятидневный срок с момента подписания данного Соглашения ответственных лиц.
Проанализировав оспариваемый пункт Соглашения, суд пришел к выводу, что оно регулирует отношения в сфере налогообложения.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу п. "и" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Налогового кодекса РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Настоящий кодекс устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, том числе: виды налогов и сборов, взимаемых в РФ, основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей за совершение налоговых правонарушений.
Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ.
Согласно положений ст. 2 Налогового кодекса РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
В соответствии со ст. 48 НК РФ контроль за исполнением налогоплательщиками обязанности по уплате налога возложен на налоговый орган, задолженность по налогу подлежит взысканию в судебном порядке, предусмотрена ответственность налогоплательщиков за неисполнение обязанности по уплате налогов.
Пунктом 9 ч. 1 ст. 32 НК РФ деятельность по направлению налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту налогового уведомления и (или) требования об уплате налога и сбора отнесено к обязанности налоговых органов.
Действующим законодательством органам местного самоуправления в сфере налоговых правоотношений предоставлено только право установления, изменения и отмены местных налогов и сборов, а также возложена обязанность ежегодно, до 1 февраля сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения. Каких-либо иных полномочий по взаимодействию с налоговыми органами при осуществлении ими полномочий по налогообложению физических лиц - плательщиков транспортного и земельного налогов, как Налоговым кодексом РФ, так и Федеральным законом N 131-ФЗ от 06.10.2003 года "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" органами местного самоуправления не предоставлено.
Выполнение органами местного самоуправления функций по вручению под роспись налогоплательщику уведомлений и требований об уплате налога и сбора, выявление объектов налогообложения, влечет необоснованное расходование бюджетных средств муниципального образования, что грубо противоречит требованиям ч. 2 ст. 132 Конституции РФ, согласно которой органы местно самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Ссылка представителя ИФНС России по Приморско-Ахтарскому району на экономию бюджетных средств в сумме 3195000 рублей за 2010 год свидетельствует лишь об экономии бюджетных средств со стороны налогового органа. В то же время, ведение органами местного самоуправления реестров, предоставление информации о вручении налоговых уведомлений и (или) требований в установленной Соглашением форме, предусматривает дополнительное расходование бюджетных средств органов местного самоуправления. Кроме того, на должностных лиц органов местного самоуправления, а также председателей ТОС возлагаются дополнительные обязанности, не предусмотренные должностными инструкциями и трудовыми договорами. Данное обстоятельство подтвердили судебном заседании представители органов местного самоуправления и не оспаривались в суде.
Так, глава администрации Ольгинского сельского поселения Сидоренко А.В. пояснил, что председатели ТОС, занимающиеся вручением налоговых уведомлений и требований налогоплательщикам, получают надбавку к заработанной плате в размере 60 рублей. Работу председателей ТОС по исполнению Соглашения координирует ведущий специалист администрации.
Таким образом, судом установлено необоснованное дополнительное расходование бюджетных средств органами местного самоуправления, неправомерное перераспределение полномочий между органами налоговой службы и органами местного самоуправления и превышение органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий.
Безусловно, уровень собираемости местных налогов играет большую роль финансовой обеспеченности местных бюджетов. Однако повышение собираемости местных налогов - одно из основных направлений деятельности налоговых органов.
Суд приходит к выводу, что имеются основания для признания оспариваемого пункта Соглашения противоречащим федеральному законодательству.
Согласно абз. 3,4 п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу.
Поскольку Соглашение "о взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов федеральной налоговой службы" вступило в законную силу с 01.01.2011 года, применялось на территории всего Приморско-Ахтарского района Краснодарского края, суд приходит к выводу о том, что данное Соглашение следует признать недействующим в части пункта 6 статьи 6 со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Приморско-Ахтарского района, выступающего в интересах муниципальных образований Приморско-Ахтарского района, о признании решения органа местного самоуправления незаконным - удовлетворить.
Признать незаконным п. 6 ст. 6 Соглашения "О взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов Федеральной налоговой службы" от 19 ноября 2010 года, заключенного между органами местного самоуправления: администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район и администрациями Приморско-Ахтарского городского поселения, Бородинского, Ахтарского, Бриньковского, Новопокровского, Приазовского, Ольгинского, Свободного, Степного сельских поселений Приморско-Ахтарского района и органом Федеральной налоговой службой по Приморско-Ахтарскому району в части оказания содействия органами местного самоуправления налоговым органам, противоречащим действующему законодательству о налогах и сборах, и возлагающий на органы местного самоуправления обязанности по существованию функций, отнесенных к исключительной компетенции налоговых органов.
Обязать администрацию муниципального образования Приморско-Ахтарский район и администрации Приморско-Ахтарского городского поселения, Бородинского, Ахтарского, Бриньковского, Новопокровского, Приазовского, Ольгинского, Свободного, Степного сельских поселений Приморско-Ахтарского района устранить нарушения действующего законодательства путем исключения п. 6 статьи 6 Соглашения "О взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов Федеральной налоговой службы" от 19.11.2010 года в части оказания содействия органами местного самоуправления налоговым органам, заключенного с органом Федеральной налоговой службой.
Решение может быть обжаловано в гражданскую коллегию Краснодарского краевого суда через Приморско-Ахтарский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья: Н.Д. Маковей
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.