Решение Тимашевского районного суда Краснодарского края
(Извлечение)
Тимашевский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Балашовой Л.А.,
при секретаре Дудкиной А.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Басманова Александра Олеговича о признании незаконным Заключения межведомственной комиссии Тимашевского городского поселения об отказе в признании садового домика пригодным для постоянного проживания
УСТАНОВИЛ:
Басманов Александр Олегович обратился в суд с заявлением о признании незаконным Заключения межведомственной комиссии Тимашевского городского поселения об отказе в признании садового домика пригодным для постоянного проживания указав следующее.
15 марта 2005 года он приобрел земельный участок площадью 500 кв.метров, находящийся по адресу город Тимашевский, СОТ " Индустриальный" ФИО6 участок ФИО7. На этом участке возвел дом. Когда обратился в архитектуру с заявлением о разрешении строительства жилого дома и вводе жилого дома в эксплуатацию, то ему пояснили, что регистрация дома будет произведена как садового дома, поскольку он построен на земельном участке, предназначенном для ведения садоводства и огородничества.
26 октября 2007 года он зарегистрировал право собственности на указанный объект недвижимого имущества садовый домик общая площадь "данные изъяты" квадратных метра по адресу город Тимашевск, СОТ " Индустриальный" участок N.
Указанный домик является его единственным жильем. Когда он обратился за регистрацией по месту жительства в УФМС в Тимашевском районе, ему отказали в регистрации, рекомендовали обратиться в суд. Его дом введен в эксплуатацию актом ввода от 29 сентября 2009 года. Согласно техническому заключению от 15 декабря 2009 года указанный садовый дом соответствует нормам СНИПА жилого домовладения. К дому подведены все городские коммуникации: газ, вода электричество, дорога, инженерные системы, оборудование и механизмы, находящиеся в жилом строении соответствуют требованиям санитарно-эпидемологической безопасности. В связи с чем, заявитель просит признать незаконным Заключение межведомственной комиссии Тимашевского городского поселения об отказе в признании его садового домика пригодным для постоянного проживания.
В судебном заседании Басманов А.О. настаивал на удовлетворении его заявления и признании незаконным Заключения межведомственной комиссии Тимашевского городского поселения об отказе в признании его садового домика пригодным для постоянного проживания, пояснив при этом, что имеется техническому заключение от 15 декабря 2009 года выданное ему филиалом ГУП КК " Краевая техническая инвентаризация", что указанный садовый дом соответствует нормам СНИПА жилого домовладения, кроме того в заключении указано, что ввиду того, что садовый домик расположен на земельном участке для садоводства и огородничества, то он может рассматриваться, только как жилой дом. Также он указал на то обстоятельство, что заседание межведомственной комиссии по его мнению проведено формально без учета требований постановления Губернатора Краснодарского края N 1185 от 29 декабря 2009 года, протокол заседания комиссии датирован 4 мая 2010 года, а заключение комиссии датировано 10 мая 2010 года.
При этом обследование его садового домика не производилось, акт не составлялся, его на заседание не приглашали, хотя в заключении указано, что он участвовал, копию заключения межведомственной комиссии он получил 5 августа 2010 года, только после его жалобы в прокуратуру и вмешательства прокуратуры. С учетом всего перечисленного он считает, что заключение комиссии составлено формально без учета фактических обстоятельств и просит признать его незаконным.
Представитель заинтересованного лица - администрации городского поселения по доверенности Цейко Ирина Валерьевна в зале судебного заседания считает заключение межведомственной комиссии законным и обоснованным, поскольку оно принято в соответствии с Положением о порядке признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания, утвержденным Постановлением N от 29 декабря 2009 года.
Выслушав заявителя и представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования заявления подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2008 года N 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобами ряда граждан" признал не соответствующим Конституции абз. 2 ст. 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", устанавливающий запрет на регистрацию проживания в возведенном на садовом земельном участке жилого строения.
Конституционный Суд РФ признал, что правовой режим жилых строений, при условии, что они, во-первых, расположены на садовых земельных участках, относящихся к землям населенных пунктов, и, во-вторых, пригодны для постоянного проживания, определяется нормами жилищного законодательства Российской Федерации. А поскольку объектами жилищных прав, являются жилые помещения, то указанные выше жилые строения (садовые домики) должны обладать признаками жилых помещений. Конституционный Суд РФ указал на необходимость соблюдения самого важного принципа жилых помещений - принципа пригодности для постоянного проживания.
Пригодность для постоянного проживания граждан определяется соответствием санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. В частности, Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" устанавливает, что жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока; содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам.
Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" определяются требования, которым должно отвечать жилое помещение и порядок признания помещения жилым, пригодным для постоянного проживания.
Согласно Положению, утвержденному указанным постановлением, межведомственная комиссия, созданная для этой цели органом местного самоуправления проверяет фактическое состояние жилого помещения. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения. Во исполнение постановления Конституционного суда РФ и указанного Постановления правительства РФ постановлением Губернатора Краснодарского края от 29 декабря 2009 года N 1185 также утверждено Положение, которым определен порядок признания жилым дачного(садового) домика.
В соответствии с требованиями указанного Положения дается оценка соответствия находящегося в эксплуатации заявителя жилого строения установленным в настоящем Положении требованиям с учетом проверки его фактического состояния. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого строения в целом.
Процедура проведения оценки соответствия жилого строения установленным в настоящем Положении требованиям включает:
прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;
определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого строения), необходимых для принятия решения о признании жилого строения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций для оценки возможности признания пригодным для проживания, работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилого строения для постоянного проживания;
составление комиссией заключения о признании жилого строения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для постоянного проживания (далее - заключение);
составление акта обследования жилого строения, составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения, принятие соответствующим органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии,
передачу одного экземпляра решения собственнику жилого строения (второй экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
Комиссия рассматривает поступившее заявление в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 3.6 Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии жилого строения установленным в Положении требованиям и его пригодности для постоянного проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения характеристик жилого строения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии жилого строения требованиям, предъявляемым к жилому строению, с указанием оснований, по которым жилое строение признается непригодным для постоянного проживания.
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения.
Как следует из представленного заключения комиссии оно постановлено формально, без фактического обследования объекта.
Так, в материалах представленных межведомственной комиссии заявителем имеется техническое заключение ФГУП "Краевая техническая инвентаризация" по определению соответствия нормам СНиП садового домика по адресу город Тимашевск, СОТ " Индустриальный" ул.10 линия участок N, согласно которому указанный садовый домик отвечает требованиям СНИП 31-02-2003 "дома жилые одноквартирные", СНИП 2.02.01-83*(2000) "основания зданий и сооружений", СНиП 21-0197 " пожарная безопасность зданий и сооружений", СНиП 23-01-99 " строительная климатология", СанПин 2.1 1002-00 " Санитарно-эпидемиологические требования к жилым домам и помещениям" может быть использован как жилой дом.
Однако в заключении комиссии отсутствуют акты обследования, либо другие документы и материалы, а также доводы по которым данное заключение не принято во внимание либо опровергнуто. Кроме того заявитель не был приглашен на заседание межведомственной комиссии, и как установлено в судебном разбирательстве о заседании комиссии не уведомлялся.
Также согласно записи в протоколе N заседание межведомственной комиссии состоялось 4 мая 2010 года, основанием к отказу послужили требования Положения о порядке признания жилых строений на садовых земельных участках, причем не конкретизировано, какие именно нарушения норм и правил служат препятствием для признания строения пригодным для проживания. Заключение межведомственной комиссии, на которое ссылается протокол, вынесено только 10 мая 2010 года, дополнительно строение не обследовалось, о чем также указано в заключении. В связи с чем, невозможно сделать однозначный вывод о законности и объективности вывода межведомственной комиссии.
Кроме того, заявителем суду представлено заключение прокурора Тимашевского района о том, что по результатам проверки, проведенной в соответствии со ст.23 ФЗ РФ " О прокуратуре РФ" установлено, что в нарушение требований Постановления заявитель не участвовал в заседании межведомственной комиссии и не уведомлялся о проведении ее заседания, а также не был уведомлен о решении комиссии и ему не направлялось в установленные сроки ее Заключение. Тем не менее в Заключении комиссии указано о его присутствии, что уже само по себе влечет незаконность документа.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым заявление Басманова Александра Олеговича о признании незаконным заключения Межведомственной комиссии Тимашевского городского поселения от 10 мая 2010 года N 02-41-2010-09/02 признать подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заключение Межведомственной комиссии Тимашевского городского поселения от 10 мая 2010 года N 02-41-2010-09/02 об отказе Басманову Александру Олеговичу в признании пригодным для постоянного проживания садового домика признать незаконным.
Обязать администрацию Тимашевского городского поселения рассмотреть заявление Басманова Александра Олеговича на Межведомственной комиссии в соответствии требованиями законов РФ и Постановления правительства РФ, а также Постановления главы администрации Краснодарского края, с учетом фактически установленных обстоятельств.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тимашевский районный суд в течение десяти дней со дня его вынесения.
Председательствующий-
Справка: решение вступило в законную силу 24 ноября 2010 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.