Решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 04 февраля 2011 г.
(Извлечение)
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе:
председательствующего судья Савиновой О.Н.,
при секретаре Васильевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Мосунова ФИО4 к Военному комиссариату Свердловской области о перерасчете пенсии и выплате задолженности по недополученной пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Мосунов А.П. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Свердловской области о перерасчете пенсии и взыскании недополученной пенсии с учетом индексации.
Истец просит произвести перерасчет пенсии и взыскать задолженность за период с 01.01.2000 г. по 01.12.2007 г., исходя из реальной стоимости продовольственного пайка, с индексацией задолженности по сводному индексу потребительских цен по Свердловской области со дня образования задолженности по день вынесения решения суда.
В обоснование данных исковых требований указал, что является получателем пенсии в Военном комиссариате Свердловской области. Истцу ответчиком не произведен перерасчет пенсии в связи с увеличением стоимости продовольственного пайка, который за период с 1993 г. по 1996 г. неоднократно изменялся.
Ответчик указанное исковое требование не признал, указав в своем отзыве, что правовых оснований для перерасчета пенсии истца в спорные периоды не имелось, поскольку согласно статье 12 Федерального закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 года, в состав денежного довольствия военнослужащих включается оклад по воинской должности, оклад по воинскому званию, месячные и иные дополнительные выплаты (процентная надбавка за выслугу лет, надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы военной службы, премия за образцовое выполнение воинского долга и другие).
Кроме того, статьей 14 данного Федерального закона N 76-ФЗ установлено, что выдача военнослужащим продовольственного пайка или выплата им денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (питания) в размере его стоимости являются формами продовольственного обеспечения военнослужащих (равно как медицинское, вещевое и иные виды обеспечения).
Таким образом, по мнению ответчика, с учетом п. "б" ст. 49 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1, где указано, что пенсии подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, состоящих на службе, то увеличение стоимости продовольственного пайка, не входящего в состав денежного довольствия, не может служить самостоятельным основанием для пересмотра пенсии лицам, уволенным с военной службы.
Истец просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя с учетом доводов, изложенных в отзыве.
Изучив материалы дела, суд полагает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что истец является военным пенсионером с 07.11.1990 года, что подтверждаются представленным в материалах дела пенсионным удостоверением.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, осуществляется в соответствии с Федеральным Законом РФ N 4468-1 от 12 февраля 1993года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" (введен в действие с 1.02.1993 г.) и Постановлением Правительства РФ N 941 от 22 сентября 1993года "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии со ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 с последующими изменениями и дополнениями "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, ежемесячной денежной продовольственной компенсации, выплачиваемой лицам рядового и начальствующего состава.
Согласно статье 49 названного Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на службе, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсии денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.
Таким образом, положения ст.49 Закона устанавливают основания пересмотра пенсий.
Разрешая требование истца о перерасчете его пенсии за период с 01.01.2000 года по 01.12.2007 года, исходя из реальной стоимости продовольственного пайка и взыскании задолженности по недополученной пенсии с учетом индексации, суд полагает данное требование не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 43 названного ФЗ N 4468-1 также закреплено, что порядок исчисления пенсии определяется Советом Министров Российской Федерации.
То есть, законодателем дополнительно указано, что конкретный (фактический) характер исчисления и пересмотра пенсий определяется, исходя из подзаконных актов, принимаемых органом исполнительной власти.
Согласно пунктам 8 и 9 вышеуказанного Постановления Совета Министров-Правительства РФ N 941 от 22.09.1993 года (в редакциях, действовавших в спорные периоды) следует, в частности, что пенсии уволенным со службы пенсионерам, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел исчисляются из суммы их денежного довольствия с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии, и месячной стоимости продовольственного пайка.
В денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий, включается: оклад по последней штатной должности; оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения; процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов.
Кроме того, подп. "б" п. 14 данного Постановления N 941 было закреплено, что пенсии подлежат пересмотру в случае увеличения денежного довольствия военнослужащих. Таким образом, ответчик, руководствуясь в спорные периоды именно указанным Постановлением N 941, пересматривал пенсии военным пенсионерам, в частности, лишь в случаях повышения денежного довольствия военнослужащих, в состав которого, как отмечено выше, включалось: оклад по должности, воинскому званию и процентная надбавка за выслугу лет.
Однако, определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 04 октября 2001 года N КАС 01-370 отменено решение Верховного Суда Российской Федерации от 02 августа 2001 года и признаны незаконными п. 8, подп. "б" п. 9, подп. "б" п. 14 Постановления Совета Министров РФ от 22.09.1993 года N 941, в части пересмотра пенсий без учета времени увеличения месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава, и разъяснено, что, содержащееся в ст. 43 ФЗ N 4468-1 понятие "денежное довольствие для исчисления пенсии" отличается от понятия "денежное довольствие военнослужащих", определяемого ст. 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих", и имеет самостоятельное значение для целей исчисления пенсии и ее пересмотра, поэтому увеличение любой из составляющих денежного довольствия для исчисления пенсии, в том числе стоимости продовольственного пайка, является основанием для пересмотра пенсии одновременно с увеличением этой составляющей.
Таким образом, в соответствии с приведенными выше нормами права и позицией Верховного Суда РФ увеличение любой составляющей денежного довольствия военнослужащего для исчисления пенсии, в том числе стоимости продовольственного пайка, является основанием для одновременного пересмотра размера пенсии военным пенсионерам.
Однако, в силу ч. 3 ст. 239-8 ГПК РСФСР (действовавшей на момент вынесения определения от 04 октября 2001 года) нормативный акт или отдельная его часть, признанные незаконными решением суда, считались недействующими с момента вступления этого решения в законную силу.
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2004 года разъяснено, что п. 8, подп. "б" п. 9, подп. "б" п. 14 вышеуказанного Постановления Совета Министров РФ от 22.09.1993 года N 941 признаны незаконными и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 367 ГПК РФ и ст. 312 ГПК РСФСР (действовавшего во время вынесения кассационного определения от 04.10.2001 года), кассационное определение вступает в законную силу с момента его вынесения.
Кроме того, по смыслу ст. 125 Конституции Российской Федерации и правовых позиций, выраженных Конституционным Судом РФ в Постановлениях от 16.06.1998 года, от 11.04.2000 года, от 18.07.2003 года и от 27.01.2004 года, решение Верховного Суда РФ, которым акт Правительства РФ (если его проверка судом общей юрисдикции допустима) признан противоречащим Федеральному закону, не является подтверждением недействительности нормативного акта Правительства Российской Федерации, его отмены самим судом, тем более лишения его юридической силы с момента издания, а означает лишь признание недействующим и, следовательно, не подлежащим применению только с момента вступления решения суда в силу.
В связи с изложенным, признание п. 8, подп. "б" п. 9, подп. "б" п. 14 вышеуказанного Постановления Совета Министров РФ от 22.09.1993 года N 941 недействующими с 04 октября 2001 года и утрата в связи с этим вышеназванными нормами силы означает, что они не могут применяться с момента вынесения определения Кассационной коллегией Верховного Суда РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года "О судебной системе Российской Федерации" (с последующими изменениями), вступившие в законную силу постановления, в частности, федеральных судов, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, с учетом вышеприведенных норм и позиции Верховного суда РФ (определение Кассационной коллегии Верховного суда РФ от 17.02.2004 года, Обзор законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за 4 квартал 2007 года), суд приходит к выводу, что за спорный период пенсия истца в связи с увеличением месячной стоимости продовольственного пайка не может быть пересчитана, а исковые требования не подлежат удовлетворению.
Поскольку судом установлено, что правовые основания для перерасчета пенсии в связи с увеличением месячной стоимости продовольственного пайка отсутствуют, то суд не входил в рассмотрение вопроса о фактических суммах, заявленных истцом, и их индексации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Мосунову ФИО5 к Военному комиссариату Свердловской области о перерасчете пенсии за период с 01.01.2000 года по 01.12.2007 года о перерасчете пенсии, исходя из реальной стоимости продовольственного пайка, и взыскании задолженности по недополученной пенсии с учетом индексации, отказать.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Свердловский областной суд с подачей жалобы через суд, вынесший решение, в течение десяти дней.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.