Решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 02 декабря 2010 г.
(Извлечение)
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе: председательствующего судьи Савиновой О.Н.,
при секретаре Васильевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковое заявление
Прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга в интересах Борисовой ФИО4 к Управлению социальной защиты населения по Ленинскому району г. Екатеринбурга
возложении обязанности произвести перерасчет,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г.Екатеринбурга обратился в суд с иском в интересах Борисовой Л.Д. к Управлению социальной защиты населения по Ленинскому району г. Екатеринбурга о возложении обязанности назначить и выплачивать ежемесячное пособие на проезд в общественном транспорте.
Прокурор просит о предоставлении истцу мер социальной поддержки в виде выплаты ежемесячной денежной компенсации за проезд на всех видах городского транспорта. Ответчик иск не признал, указав на отсутствие правовых оснований для предоставления заявленной выплаты, поскольку истец пользуется льготами как инвалид 2 группы и состоит в Федеральном регистре, то не может получать выплату как ветеран. Истец получает ЕДВ включающую и компенсацию за проезд, выплата компенсации по двум основаниям не предусмотрена законом, как и не предусмотрено дробление ЕДВ.
Доводы ответчика также поддержал представитель заинтересованного лица Министерства социальной защиты населения Свердловской области.
Третье лицо Государственной учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Екатеринбурга в судебное заседание не явилось, о мест е и времени слушания дела извещались надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщили.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Борисова Л.Д. является инвалидов 2 группы и одновременно "Ветераном труда", и включена в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Истец получает меры социальной поддержки по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в виде ежемесячной денежной выплаты. Кроме того, имеет право на получение дополнительной меры социальной поддержки за чет средств бюджета Свердловской области - ежегодное пособие на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов, которое ей выплачено в 2009 г. - 600 рублей.
Прокурор полагает, что истец (помимо ЕДВ) имеет право на получение ежемесячной компенсации за проезд в общественном транспорте как "ветеран труда".
Суд не может согласиться с доводами прокурора, учитывая следующее.
Ст. 30 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", (утратившей силу с 01.01.2005г), инвалидыпользовались правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", были решены задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, обеспечения экономической безопасности государства и приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой.
Данным законом была произведена замена мер социальной поддержки бесплатного проезда на денежную компенсацию
Согласно ст. 31 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты
Как следует из ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается, ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по данному Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.
Социальная поддержка ветеранов, предусматривает осуществление системы мер, изложенных в ст. 13, Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.
Между тем, при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями ст. 10, Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 22, Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах").
Согласно ст. 11 Областного закона от 25.11.2004 N 190-ОЗ "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области", ежемесячное пособие на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов в размере, установленном Правительством Свердловской области, бесплатный проезд по территории Свердловской области на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) междугородных маршрутов. Порядок предоставления на территории Свердловской области мер социальной поддержки, устанавливается Правительством Свердловской области.
В целях реализации данного закона, Постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2008 N 1428-ПП "О размере, порядке и условиях назначения и выплаты ежемесячного пособия на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов и порядке его индексации", установлен размер ежемесячного пособия на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (далее - ежемесячное пособие на проезд) в сумме 275 рублей.
Таким образом, истец имея два статуса - "Ветеран труда" и "Инвалид 2 группы" имеет право на получение компенсации за проезд на транспорте по одному из двух оснований, поскольку получение компенсаций по двум основаниям одновременно не предусмотрено действующим законодательством.
В настоящее время компенсация на проезд на общественном транспорте ей, как 2 ветерану труда" не назначалась, поскольку она получает ЕДВ, как "инвалид 2 группы".
Права на получение компенсации на проезд в общественном транспорте истца ответчиком нарушены не были, поскольку истец получает ЕДВ (включающую компенсацию за проезд), размер ЕДВ выше, чем компенсация за проезд, предусмотренная законодательством о ветеранах.
Получение той или иной меры социальной поддержки, право выбора истца, однако правовые основания получения двух мер социальной поддержки по двум статусам, отсутствуют, в связи с чем, исковые требования не подлежат удовлетворению.
Прокурор ссылается на Постановление Уставного суда Свердловской области, которым п.п.4 п.9 Порядка определения выплат и назначения пособий на проезд признан не соответствующим Уставу Свердловской области, однако суд соглашается с ответчиком, который указал, что данный пункт определял отмену назначенного пособия, в данном же случае идет речь о том, что истца ежемесячное пособие на проезд в общественном транспорте не назначалось, следовательно, на истца данное постановление Уставного суда не распространяется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурору Ленинского района города Екатеринбурга, действующему в интересах Борисовой ФИО5 к Управлению социальной защиты населения о возложении обязанности назначить и выплачивать ежемесячное пособие на проезд в общественном транспорте, отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья: подпись.
Копия верна. Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.