Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Руди О.В.,
судей: Бондаревой Н.А., Клименко А.А.,
при секретаре Степановой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томскепоапелляционной жалобе третьего лица администрации Томской области на решение Советского районного суда г. Томска от 28 июня 2012 года
дело по иску прокурора Ленинского района г. Томска в интересах Шишлянниковой А. А., она же в интересах несовершеннолетней Г., к муниципальному образованию "Город Томск" в лице администрации города Томска о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Бондаревой Н.А., возражения представителя Шишлянниковой А.А. Гарифуллиной Т.П., прокурора Дашевской О.С., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г. Томска в интересах Шишлянниковой А.А. обратился в суд с иском к муниципальному образованию "Город Томск" в лице администрации г. Томска о предоставлении вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения площадью не менее 17 кв. м.
В обоснование заявленных требований указал, что Шишлянникова А.А., родившаяся /__/, имеет статус /__/.
До августа 1985 года проживала совместно с матерью Ш. и сестрами И., /__/ года рождения, О., /__/ года рождения, и Е., /__/ года рождения, в жилом помещении по /__/.
Приговором Ленинского районного суда г. Томска от 10.10.1983 отец истца Ш. осужден по ч. 1 ст. 109, ч. 2 ст. 206 УК РСФСР к 2 годам 6 месяцам лишения свободы.
Решением Ленинского районного суда г. Томска от 21.05.1985 мать истца Ш. лишена родительских прав в отношении дочерей И., О., Е. и А..
Решением исполкома Ленинского районного совета народных депутатов от 09.08.1985 N 328 несовершеннолетние Ш. И., О., Е. и А., как оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, поскольку мать лишена родительских прав, а отец находился в местах лишения свободы, были направлены в детские государственные учреждения. А. направлена в возрасте /__/.
Жилое помещение по адресу: /__/ за несовершеннолетними Ш., в том числе Шишлянниковой А., при направлении в детский дом не закреплялось.
В ходе рассмотрения дела Шишлянникова А.А., она же в интересах несовершеннолетней Г., представила заявление об уточнении исковых требований, в котором просила обязать администрацию города Томска предоставить ей вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте /__/ по договору социального найма с учетом состава семьи из двух человек общей площадью не менее 22 кв.м за счет средств областного бюджета.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г.Томска Думлер Ю.Г. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Шишлянниковой А.А. Гарифуллина Т.П. настаивала на предоставлении жилого помещения с учетом состава семьи из двух человек.
Представитель третьего лица администрации Томской области Татаренко Л.Ю. просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Дело рассмотрено в отсутствие материального истца Шишлянниковой А.А., ответчика администрации г. Томска, третьего лица администрации Ленинского района г. Томска.
Решением суда на основании ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 37, 60 Жилищного кодекса РСФСР, ст. 1, 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях: по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 15 Закона Томской области от 18.08.1999 N 28-03 "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области", ст. 10 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с учетом решения Думы г. Томска от 25.12.2007 N 740 "Об осуществлении Администрацией города Томска отдельных государственных полномочий", Закона Томской области от 11.09.2007 N 188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, не имеющих закрепленного жилого помещения", распоряжения Мэра г. Томска от 04.05.2008 N р344 "Об осуществлении переданных государственных полномочий на территории муниципального образования "Город Томск", решения Думы города Томска от 13.12.2005 N 27 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма" иск удовлетворен. На Муниципальное образование "Город Томск" в лице администрации города Томска за счет средств бюджета Томской области возложена обязанность предоставить Шишлянниковой А.А., действующей также в интересах несовершеннолетней Г., вне очереди по договору социального найма с учетом состава семьи из двух человек благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования "Город Томск", отвечающее санитарным техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 22,0 кв.м.
В апелляционной жалобе администрацией Томской области ставится вопрос об отмене решения суда и отказе в иске в связи с неправильным применением судом материального права, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела. В частности, указано, что за Шишлянниковой А.А. постановлением объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов от 25.12.2000 N 1416-О закреплено жилое помещение по адресу: /__/. В 2002 году она поставлена на учет в общие списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В список учета /__/, а также лиц из их числа для получения жилого помещения по договору социального найма истец включена только в 2012 году, то есть после достижения возраста /__/. Право на внеочередное предоставление жилья на членов ее семьи не распространяется.
В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель Шишлянниковой А.А. Гарифуллина Т.П., помощник прокурора Ленинского района г. Томска Думлер Ю.Г. просят решение суда оставить без изменения.
В соответствии с ч. 3, 4, 5 ст. 167, ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть жалобу в отсутствие извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не явившихся в зал суда истца, представителей администрации г. Томска, администрации Томской области, администрации Ленинского района г. Томска.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не находит.
При рассмотрении дела суд принял все меры для полного и объективного установления обстоятельств дела и на основании оценки представленных сторонами доказательств, исходя из положений приведенных в решении норм права, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Так, меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу п.2, 3 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 N28-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями. Жилые помещения указанным в пункте 2 настоящей статьи категориям лиц предоставляются не ниже нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления.
Судом первой инстанции установлено, что Шишлянникова А.А., родившаяся /__/, относится к категории /__/.
Данные выводы суда являются верными, так как основаны на законе и представленных доказательствах.
Из материалов дела усматривается, что мать истца Ш., умершая 03.08.1995 (л.д. 26), решением Ленинского районного суда г. Томска от 21.05.1985 лишена родительских прав (л.д. 13-14). Отец Ш. приговором Ленинского районного суда г.Томска от 10.10.1983 осужден за совершение преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 109, ч. 2 ст. 206 УК РСФСР к 2 годам 6 месяцам лишения свободы (л.д. 19-20).
Решением исполкома Ленинского районного совета народных депутатов от 09.08.1985 N 328 Шишлянникова А.А., /__/ (л.д. 15).
Жилое помещение по адресу: /__/, в котором проживала истец, /__/ за ней не закреплялось.
На основании ордера от 15.01.1992 Ш. предоставлена квартира на семью в составе: жена Ш., дочь Ш., дочь Ш., сын Ш. и сын Ш. по адресу: /__/, общей площадью /__/ кв.м, жилой площадью /__/ кв.м (л.д. 16-17).
Ш. приговором Ленинского районного суда г. Томска от 20.12.1995 осужден к 8 годам лишения свободы за совершение преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 112, ст. 113, ч. 2 ст. 108 УК РСФСР (л.д. 21-25).
Постановлением объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов г. Томска от 25.12.2000 N 1416-0 за Шишлянниковой А.А. закреплено жилое помещение адресу: /__/ (л.д. 27).
С 09.08.1985 по 03.09.2002 Шишлянникова А.А. пребывала в /__/, с 01.11.2001 по 28.06.2006 обучалась /__/ .
15.01.2002 Шишлянникова А.А. обратилась в администрацию Ленинского района г. Томска о постановке на льготную очередь для получения жилья (л.д. 32).
Решением жилищной комиссии объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов г. Томска от 05.02.2002 Шишлянникова А.А. включена в общий список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 33, 96, 101-102).
Установив приведенные выше обстоятельства и правильно применив положения законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд пришел к обоснованному выводу о том, что закрепление за Шишлянниковой А.А. жилого помещения по адресу: /__/ являлось формальным, поскольку было произведено перед выпуском истца /__/, кроме того, данное жилье предоставлялась на состав семьи без учета Шишлянниковой А.А. Она в квартиру никогда не вселялась. В настоящее время по данному адресу зарегистрировано 13 человек, общая площадь на одного члена семьи является менее учетной (л.д. 28). Иных прав на жилье Шишлянникова А.А. не имеет (л.д. 34-36).
В связи с этим довод апелляционной жалобы о наличии закрепленного за Шишлянниковой А.А. жилого помещения не может быть признан обоснованным.
Кроме того, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 05.03.2009 N 376-0-П, от 07.06.2011 N 746-00, п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма лицам из числа детей-сирот, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи.
Распоряжением главы администрации Ленинского района г. Томска от 13.04.2012 N 206 утвержден протокол заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от 10.04.2012 N 7, на котором принято решение о признании Шишлянниковой А.А. /__/ (л.д. 46, 98-99).
Поскольку истец до настоящего времени не обеспечена жильем, следовательно, как нуждающаяся в жилом помещении имеет право на его внеочередное предоставление по договору социального найма.
Ссылки апелляционной жалобы на то, что Шишлянникова А.А. включена в список /__/, в связи с чем не имеет права на внеочередное предоставление жилья, судебной коллегией не принимаются во внимание.
Как следует из ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения вышеуказанного возраста.
Материалами дела подтверждается, что с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении истец обращалась в 2002 году, т.е. до достижения /__/, однако администрацией Ленинского района г. Томска истцу в этом необоснованно отказано.
Учитывая, что социальная поддержка указанной особой категории граждан в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения, в связи с чем достижение лицом 23-летнего возраста, обратившимся за постановкой на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма.
Доводы апелляционной жалобы о том, что действие п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации направлено только на оказание государственной поддержки именно указанной в данной норме категории лиц, в силу чего не распространяется на членов семьи таких лиц, являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Законодатель в целях реализации конституционного права каждого на жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации), учитывая особый статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), гарантировав получение жилой площади вне очереди при наличии указанных в законе условий, не прописывает в Федеральном законе от 21.12.1996 N 159-ФЗ конкретный порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Отношения, возникающие в связи с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа являются по своей природе жилищными отношениями, следовательно, на них не могут не распространяться общие нормы Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно п. 3 и 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации, муниципального жилищного фонда по договорам социального найма представляются не только малоимущим гражданам, но и иным определенным федеральным законом категориям граждан в установленном названным Кодексом порядке, если иной порядок не установлен этим федеральным законом.
Действующее жилищное законодательство предусматривает предоставление жилого помещения с учетом состава семьи лица, состоявшего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (п. 5 ст. 57, ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" каких-либо запретов или ограничений в предоставлении жилого помещения не предусматривает.
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих обстоятельства дела, которым соответствуют выводы суда, постановленные при правильном применении норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Томска от 28 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу третьего лица администрации Томской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.