судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Худиной М.И.,
судей: Емельяновой Ю.С., Небера Ю.А.,
при секретаре Зизюк О.В..
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску Ткаченко С. В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области о признании незаконным назначения дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения, предусмотренного Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563, без учета страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса РФ, признании незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области N 219 от 30.01.2012 об отказе в перерасчете размера дополнительного материального обеспечения, возложении обязанности на ответчика произвести перерасчет дополнительного материального обеспечения с учетом страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса со дня установления дополнительного материального обеспечения
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области на решение Северского городского суда Томской области от 06 июля 2012 года.
Заслушав доклад судьи Емельяновой Ю.С., объяснения Ткаченко С.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ткаченко С.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области (далее - ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области), в котором просил признать незаконным назначение дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения (далее - ДМО), предусмотренного Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563, без учета страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса РФ (далее -ЯОК) - 31 год 2 месяца, признать незаконным решение ГУ - УПФ в ЗАТО Северск Томской области от N 219 от 30.01.2012 об отказе в перерасчете размера дополнительного материального обеспечения, обязать ответчика произвести перерасчет ДМО с учетом страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса со дня установления ДМО - с 06.12.2011.
В обоснование заявленных требований указал, что работал в организации ядерного оружейного комплекса на Сибирском химическом комбинате 31 год 2 месяца. С 06
.12.2011 ему выплачивается ДМО. При назначении ДМО был учтен только стаж его работы в видах деятельности, предусмотренных Перечнем, утвержденным Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса РФ", - 5 лет 3 месяца, при этом не учтен общий страховой стаж работы в организации ядерного оружейного комплекса, что противоречит пп. "б" п. 3 Указа Президента РФ от 23.08.2000 N 1563. 26.01.2012 он обратился в ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области с заявлением о перерасчете размера ДМО с учетом общего страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса. Решением ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 30.01.2012 N 219 в перерасчете ДМО ему отказано.
В судебном заседании Ткаченко С.В. заявленные исковые требования поддержал.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области и представителя третьего лица ОАО СХК, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области Куриневская Н.Б. представила письменный отзыв, в котором исковые требования не признала.
Суд на основании п. 2 Указа Президента РФ от 23.08.2000 N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса РФ", ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", постановления Правительства РФ от 01.09.2005 N 549 "О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса" исковые требования Ткаченко С.В. удовлетворил.
В апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе Ткаченко С.В. в удовлетворении исковых требований. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что не все работники, которые осуществляют деятельность в ЯОК, имеют право на ДМО. Право на назначение ДМО имеют только те из них, кто непосредственно принимал участие в видах деятельности, предусмотренных Указом Президента. Увеличение размера ДМО зависит от страхового стажа работы на соответствующих видах работ в организации ядерного оружейного комплекса, предусмотренных Перечнем, утвержденных Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Ткаченко С.В. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителя ответчика ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области, а также представителя третьего лица - ОАО "СХК", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Обсудив доводы жалобы, возражений на нее, проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует и установлено судом, что с 16.07.2009 Ткаченко С.В. назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ". Страховой стаж работы Ткаченко С.В., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на работах в производстве делящихся материалов, радиоактивных веществ для ядерных зарядов, обращение с ними, составляет 5 лет 3 месяца, при этом страховой стаж работы в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, составляет 31 год 2 месяца, что подтверждается справкой ОАО "СХК" N 16/138 от 20.01.2012. Распоряжением УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области N 100026 от 14.12.2011 Ткаченко С.В. с 06.12.2011 назначено дополнительное материальное обеспечение в размере /__/ руб. Согласно выписке из пенсионного дела Ткаченко С.В. N /__/ суммарный размер ДМО со страховой частью трудовой пенсии составляет 55 %, расчетный ДМО составляет /__/ руб. Решением ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 30.01.2012N 219 Ткаченко С.В. отказано в перерасчете размера ДМО с учетом страхового стажа работы в организациях ЯОК продолжительностью 31 год 2 месяца со ссылкой на то, что стаж продолжительностью 5 лет 3 месяца на соответствующих работах, предусмотренных перечнем, учтен при исчислении размера ДМО.
Удовлетворяя исковые требования Ткаченко С.В., суд первой инстанции исходил из того, что общий страховой стаж работы истца в организации ядерного оружейного комплекса составляет более 20 лет, необходимых для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", истцу назначена трудовая пенсия по старости по подп. 1 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", а потому истец имеет право на увеличение суммарного размера ДМО вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости с учетом страхового стажа работы 31 год 2 месяца в организации ядерного оружейного комплекса.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (ст. 2 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ").
Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса РФ" (далее- Указ) установлено дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение при выходе на пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо на досрочно оформленную пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и при условии прекращения трудовой деятельности в организациях, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, гражданам, непосредственно участвовавшим в видах деятельности, предусмотренных перечнем, в том числе гражданам, которым трудовая пенсия по старости назначена в соответствии с подпунктом 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при осуществлении ими указанных в перечне видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, а также гражданам, за которыми сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на указанных условиях (п.2).
В силу подп. "б" п. 3 Указа суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (трудовой пенсией по инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при назначении дополнительного обеспечения должен в зависимости от страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, страхового стажа на соответствующих работах, выполнение которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наличия государственных наград Российской Федерации и (или) СССР (РСФСР) составлять от 55 до 75 процентов среднемесячного заработка за полные 12 месяцев непрерывной работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, предшествовавших одному из следующих событий: дню выхода на пенсию; дню выработки стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; дню прекращения осуществления видов деятельности, указанных в перечне; дню прекращения работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях. Суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (трудовой пенсией по инвалидности) не должен превышать 75 процентов среднемесячного заработка гражданина, а также 10-кратного размера социальной пенсии, установленного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" на день назначения дополнительного обеспечения.
Согласно пп. 9-10 Положения об установлении выплат, перерасчете и индексации размера дополнительного обеспечения гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса РФ и военных представительствах Министерства обороны РФ, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.09.2005 N 549 "О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса РФ" (далее - Положение) минимальный суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (инвалидности) составляет 55 процентов среднемесячного заработка гражданина за полные 12 месяцев непрерывной работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах, предшествовавших одному из следующих событий: а) дню выхода на пенсию; б) дню выработки страхового стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; в) дню прекращения осуществления видов деятельности, указанных в перечне; г) дню прекращения работы в организации ядерного оружейного комплекса или в военном представительстве.
При этом суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (инвалидности) увеличивается: на 1 процент среднемесячного заработка за каждый полный год страхового стажа сверх 20 лет страхового стажа при работе в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах - для граждан, указанных в подпункте "а" пункта 2 настоящего Положения; на 1 процент среднемесячного заработка за каждый полный год страхового стажа сверх страхового стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 1 или абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", - для граждан, указанных в подпункте "б" пункта 2 настоящего Положения.
Кроме того, суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (инвалидности) увеличивается на 1 процент среднемесячного заработка гражданина при осуществлении им предусмотренных перечнем видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) военных представительствах за каждый полный год страхового стажа: сверх 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин при назначении трудовой пенсии на общих основаниях; сверх страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, по смыслу абз. 4 п.10 Положения увеличение суммарного размера ДМО со страховой частью трудовой пенсии для граждан, осуществлявших предусмотренные перечнем виды деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) военных представительствах, напрямую зависит от общего страхового стажа, данный размер изменяется (увеличивается) при наличии общего страхового стажа более необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", то есть 20 лет для мужчин, 15 лет - для женщин.
В соответствии с преамбулой Указа целью установления дополнительного пожизненного обеспечения является адресная социальная поддержка специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации.
Из анализа изложенных правовых норм следует, что продолжительность страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса влияет на суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости.
С учетом установленных обстоятельств, а также признания ОАО "СХК" наличия у истца страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса РФ 31 год 2 месяца суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что суммарный размер ДМО вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости подлежит увеличению с учетом страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса - 31 год 2 месяца и признал незаконным определение ответчиком размера ДМО без учета страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса РФ 31 год 2 месяца, признал незаконным решение ГУ - УПФ в ЗАТО Северск Томской области от N 219 от 30.01.2012 об отказе в перерасчете размера ДМО и возложил на ответчика обязанность произвести перерасчет ДМО с учетом страхового стажа работы истца в организации ядерного оружейного комплекса со дня установления ДМО - с 06.12.2011.
Все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к несогласию с позицией суда первой инстанции по толкованию примененных норм материального права.
Судебная коллегия данные доводы отвергает, так как считает верным толкование норм материального права, примененное судом первой инстанции при разрешении заявленных исковых требований Ткаченко С.В.
При таких обстоятельствах оснований не соглашаться с решением суда у судебной коллегии не имеется, оно является законным, обоснованным, отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Северского городского суда Томской области от 06 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.