Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Хайрутдинова Д.С.
судей Арманшиной Э.Ю. Милютина В.Н.
с участием прокурора Муратовой Е.М.
при секретаре Усманове И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора ... на решение Кировского районного суда ... Республики Башкортостан от ... года, которым постановлено:
в удовлетворении искового заявления прокурора ... ... в интересах неопределенного круга лиц к ... о возложении обязанности принять меры по постановке на учет бесхозяйного имущества - скотомогильников, возложении обязанности по обустройству скотомогильников отказать.
Заслушав доклад судьи Арманшиной Э.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор ... в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ... о возложении обязанности принять меры по постановке на учет бесхозяйного имущества - скотомогильников, возложении обязанности по их обустройству. В обоснование требований указал, что прокуратурой ... ... проведена проверка соблюдения требований законодательства о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения. Проверкой установлено, что на территории сельского поселения ... сельсовет муниципального района ... РБ расположены три скотомогильника, состояние которых, не соответствует ветеринарно - санитарным требованиям. Скотомогильник д. ... расположен в N... метрах от деревни, в N... метрах от кладбища. Скотомогильник д. ... расположен в N... метрах от деревни, вдоль дороги д. ... - д. .... Скотомогильник д. ... расположен в N... метрах от деревни, вдоль дороги д. ... - бывший зимник .... Вследствие бесхозности скотомогильников не определен балансодержатель, ответственный за состояние имущества. Считает, что ответственность за постановку на учет, устройство, санитарное оборудование скотомогильников как имущества, необходимого для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, возлагается на .... На основании изложенного, прокурор ... ... просил суд признать бесхозными скотомогильники, находящиеся на территории сельского поселения ... сельсовет муниципального района ... РБ, обязать ... обустроить скотомогильники в соответствии с требованиями Закона РФ "О ветеринарии" и п.п. 5.6, 5.8, 6.2, Ветеринарно - Санитарных Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным Государственным ветеринарным инспектором РФ от ... года N..., а именно: огородить скотомогильники по периметру глухим забором высотой не менее N... метров, установить на воротах скотомогильников замки, с внутренней стороны забора выкопать траншеи, глубиной N... метра и шириной не менее N... метра с устройством вала вынутого грунта, устроить над ямами на высоте N... м навес длинной N... м, шириной N... м, рядом пристроить помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды, инструментов.
Судом вынесено приведенное выше решение.
В апелляционном представлении прокурора ... ... ставится вопрос об отмене решения суда, в связи с его незаконностью и необоснованностью. В обоснование своих возражений указывается, что суд не мотивировал со ссылкой на нормы материального права вывод о необходимости возложения требований прокуратуры на Правительство Российской Федерации. Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В связи с тем, что скотомогильники эксплуатируются с нарушением ветеринарного законодательства, изначально они должны быть приведены в соответствие с ветеринарными правилами, установлены ограждения, поставлены на учет в целях дальнейшего контроля. Указывается, что ..., являясь органом государственной власти, основной целью которого согласно Конституции РФ и РБ является обеспечение безопасности граждан, не предприняло мер по переводу данных земельных участков в иную категорию.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав прокурора МЕМ - поддержавшую доводы апелляционного представления, представителя ... по ветеринарному и фитосанитарному надзору по РБ - ШГИ, полагавшую, что решение суда подлежит отмене, представителя ... - ХМВ, полагавшего, что в удовлетворении апелляционного представления следует отказать, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Законным решение является, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, подлежащего применению к доказываемым правоотношениям.
Как следует из материалов дела и сторонами не оспаривается, в ходе проведения прокуратурой ... ... проверки соблюдения требований законодательства о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения, установлено, что на территории сельского поселения ... сельсовет муниципального района ... в д. ..., д. ..., д. ... расположены три скотомогильника.
Скотомогильник д. ... расположен в N... метрах от деревни, в N... метрах от кладбища.
Скотомогильник д. ... расположен в N... метрах от деревни, вдоль дороги д. ... - д. ....
Скотомогильник д. ... расположен в N... метрах от деревни, вдоль дороги д. ... - бывший зимник ....
Указанные скотомогильники расположены на землях государственного лесного фонда, что подтверждается справкой от ... года, а так же представленным суду планом лесоустройства ... РБ (планшет N..., планшет N..., планшет N...).
В нарушение п.п. 5.6, 5.8, 6.2 Ветеринарно - санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ... года N..., территории скотомогильников не огорожены глухим забором высотой не менее N... метров с выездными воротами, с внутренней стороны забора отсутствует траншея глубиной N... метра и шириной не менее N... метра с устройством вала вынутого грунта, с устройством перекидного моста через траншею, в результате чего доступ к указанному объекту осуществляется свободно. Навес над ямой на высоте N... метра, длиной N... метров и шириной N... метра не оборудован. Яма не выложена из красного кирпича или другого водонепроницаемого материала с выведением выше уровня земли на N... см. с устройством отмостки.
В нарушение требований Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" санитарно - эпидемиологическое заключение на скотомогильники, расположенные на территории сельского поселения ... сельсовет муниципального района ... ... отсутствует (л.д. N...).
Установлено, что вследствие бесхозности скотомогильников не определен балансодержатель, ответственный за состояние имущества.
Имеющиеся на территории муниципального образования места захоронения биологических отходов на балансе администрации муниципального района не состоят.
Суд, разрешая спор, и, отказывая в удовлетворении исковых требований прокурору, исходил из того, что скотомогильники расположены на землях государственных лесного фонда, в связи с чем, надлежащим ответчиком по предъявленным исковым требованиям является ...
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда по следующим основаниям.
В силу ст. 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Из приведенных положений законодательства следует, что правовое регулирование Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68 - ФЗ не может быть распространено на оборудование и содержание скотомогильников администрациями муниципальных образований, не может быть так же отнесено оборудование и содержание скотомогильников при установленных судом обстоятельствах к вопросам местного значения в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно ст. 5 и 6 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52 - ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно - эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184 ФЗ "Об общих принципах законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184 - ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.
Согласно Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04 декабря 1995 года N 13-7-2/469, к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно - эпидемиологического надзора.
Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в силу п. 6.10 указанных Ветеринарно - санитарных правил может быть возложена только на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
С учетом приведенных норм действующего законодательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а не органов местного самоуправления и не Правительства Российской Федерации . Выводы суда о том, что ответственность по заявленным исковым требованиям прокурора должна быть возложена на Правительство Российской Федерации являются несостоятельными.
В связи с вышеизложенным, постановленное судом решение нельзя признать законным и обоснованным, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда ... Республики Башкортостан от ... года по делу по иску прокурора ... ... в интересах неопределенного круга лиц к ... о возложении обязанности принять меры по постановке на учет бесхозяйного имущества - скотомогильников, возложении обязанности по обустройству скотомогильников отменить, принять по делу новое решение.
иск прокурора ... ... в интересах неопределенного круга лиц к ... о возложении обязанности принять меры по постановке на учет бесхозяйного имущества - скотомогильников, возложении обязанности по обустройству скотомогильников удовлетворить.
признать бесхозными скотомогильники, находящиеся на территории сельского поселения ... сельсовет муниципального района ... РБ, расположенные по адресам: д. ... в N... метрах от деревни, в N... метрах от кладбища; д. ... в N... метрах от деревни, вдоль дороги д. ... - д. ...; д. ... в N... метрах от деревни, вдоль дороги д. ... - бывший зимник ....
Обязать ... принять меры к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - скотомогильников, расположенных: в д. ... в N... метрах от деревни, в N... метрах от кладбища; д. ... в N... метрах от деревни, вдоль дороги д. ... - д. ...; д. ... в N... метрах от деревни, вдоль дороги д. ... - бывший зимник ... ....
Обязать ... обустроить скотомогильники, расположенные в д. ... в N... метрах от деревни, в N... метрах от кладбища; д. ... в N... метрах от деревни, вдоль дороги д. ... - д. ...; д. ... в N... метрах от деревни, вдоль дороги д. ... - бывший зимник ... ... в соответствии с требованиями Закона РФ "О ветеринарии" и пунктами 5.6, 5.8, 6.2 Ветеринарно - Санитарных Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным Государственным ветеринарным инспектором РФ от ... года N..., а именно по каждому скотомогильнику: огородить по периметру глухим забором, высотой не менее N... метров, установить на воротах скотомогильников замки, с внутренней стороны забора выкопать траншею, глубиной N... метра и шириной не менее N... метра с устройством вала вынутого грунта, устроить над ямой на высоте N... м навес длиной N... м, шириной N... м, рядом пристроить помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды, инструментов.
председательствующий Д.С. Хайрутдинов
судьи Э.Ю.Арманшина
В.Н. Милютин
Справка: судья Сиражетдинов И.Б.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.