Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Нурмухаметовой Р.Р.
судей Портянова А.Г.
Ткачевой А.А.
с участием прокурора М
при секретаре А
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы С, апелляционной жалобе А.Х.А. на решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 23 апреля 2012 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований прокурора Орджоникидзевского района г.Уфы в интересах А.Х.А. об оспаривании распоряжения главы Администрации Орджоникидзевского района ГО г.Уфа N... от ... года в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении отказать.
Заслушав доклад судьи Портянова А.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Орджоникидзевского района г.Уфы обратился в суд с иском в интересах А.Х.А. об оспаривании распоряжения главы Администрации Орджоникидзевского района ГО г.Уфа N... от ... года в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Свои требования мотивировал тем, что А.Х.А. обратилась в администрацию Орджоникидзевского района ГО г. Уфа РБ с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, получении жилья как ветерана Великой Отечественной Войны. Распоряжением главы Администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфа N... от ... года ей отказано в принятии на учет нуждающейся в жилых помещениях в связи с тем, что не истек пятилетний срок со дня совершения действия по намеренному ухудшению своих жилищных условий. А.Х.А. имеет право на льготы и преимущества, установленные для жен погибших военнослужащих (умерших, ВОВ). С ... года по ... года А.Х.А. была зарегистрирована и проживала в жилом доме по адресу: ... С ... года переехала к дочери в ... по адресу: ..., так как по возрасту, состоянию здоровья не могла проживать в сельской местности без посторонней помощи, в связи с отсутствием в деревне квалифицированной медицинской помощи. Из справки Красновосходского сельского поселения ... следует, что в д. ... нет водопровода, негазифицировано, нет медицинского учреждения и магазина. Квартира ... где проживает и зарегистрирована А.Х.А. вместе с дочерью и внучкой, является коммунальной, жилая площадь комнаты составляет 11,9 кв.м. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи в указанной комнате менее установленной учетной нормы в 12 кв.м. Каких-либо доказательств того, что А.Х.А. умышленно ухудшила свои жилищные условия администрацией района представлено не было.
Суд вынес приведенное выше решение.
В апелляционном представлении Прокурор Орджоникидзевского района г.Уфы просит решение суда отменить, считает его незаконным и необоснованным, поскольку А.Х.А. выехала из прежнего дома вынужденно для ухода за внучкой, а узнали о том, что муж является ветераном Великой отечественной войны только в 2011 году. Кроме того, постановлением главы администрации ... от ... года, дом, где ранее проживала А, признан не пригодным для проживания на основании заключения от ... года
В апелляционной жалобе А.Х.А. просит решение суда отменить, считает его незаконным и необоснованным, поскольку выехала вынужденно для ухода за внучкой, дом, где ранее проживала, признан не пригодным для проживания.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения настоящего дела судом апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы, выслушав представителя А.Х.А. - Н, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя Администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфа РБ - Г, полагавшую решение суда законным и обоснованным, заслушав заключение прокурора М, поддержавшей апелляционное представление прокурора, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В силу ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, корреспондирующих ей положение международно -правовых актов, в частности, ст.8 Всеобщей декларации прав человека, ст. 6 (п.1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также ст. 14 (п. 10) Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной, эффективной.
В соответствии с п.4 ст.21 Федерального закона "О ветеранах" члены семьи умершего ветерана Великой Отечественной войны имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федераций. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются нуждающиеся в жилых помещениях:
не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых
помещений требованиям;
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющие иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма принадлежащего на праве собственности.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещение совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно п.2 определения Конституционного суда РФ от 19 апреля 2007 г. N 258-0-0, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях по ст. 53 Жилищного кодекса РФ должны считаться допустимым лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестности участников гражданских правоотношений предполагаются.
Разрешая спор, суд правильно сослался на приведенные выше нормы права и сделал вывод о том, что прокурором, действующим в интересах А.Х.А. в силу ст. 56 ГПК РФ не представлены достоверные и бесспорные доказательства того, что А.Х.А. не ухудшала свои жилищные условия намеренно и имеет право постановки на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета, в связи с чем, оснований для признания распоряжения главы Администрации Орджоникидзевского района ГО г.Уфа РБ N... от ... года в части отказа в принятии А.Х.А. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не законным, не имеется.
Судебная коллегия с данными выводами суда соглашается, поскольку они являются правильными и подтверждаются материалами дела.
Согласно распоряжению Правительства РБ от 7 марта 2012 года N203-р учетная норма площади жилого помещения, применяемая для определения нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий, установлена в размере не более двенадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. В соответствии с решением ГО г.Уфа РБ от 08.06.2006г. "12/22. учетная норма площади жилого помещения на территории ГО г.Уфа РБ, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью в целях их принятия в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляет менее 12 кв. м общей площади на одного человека.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.21 ФЗ от 12.01.1995г. N5-ФЗ "О ветеранах" члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ.
На основании ч.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
Из материалов дела усматривается, что ... А.Х.А. - А, умерший ... года г.р., являлся ветераном ВОВ.
Из удостоверения серии N... усматривается, что А.Х.А. имеет право на льготы и преимущества, установленные для жен погибших военнослужащих (умерших, ВОВ).
Как правильно установлено судом А.Х.А. была зарегистрирована и проживала одна в жилом доме общей площадью 20,00 кв.м. по адресу: ... с ... года по ... года и имела обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи 20,00 кв.м., т.е. более учетной нормы.
... года А.Х.А. выехала из жилого дома, вселилась и зарегистрировалась по месту жительства в коммунальной квартире в комнате общей площадью 18.05 кв.м. (с учетом мест общего пользования) по адресу: ..., где всего по месту жительства вместе с А.Х.А. зарегистрировано 3 человека), где обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека 6,01 кв.м., то есть менее учетной нормы, и стала нуждаться в жилых помещениях.
Квартира N... ..., где проживает и зарегистрирована А.Х.А. вместе с дочерью и внучкой, является коммунальной, жилая площадь комнаты составляет 11,9 кв.м.
А.Х.А. обратилась в Администрацию Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений в соответствии с ФЗ от 12.01.1995г. N5-ФЗ "О ветеранах".
Распоряжением главы Администрации Орджоникидзевского района город Уфа Республики Башкортостан от ... года N... А.Х.А. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях для обеспечения жильем в соответствии с ФЗ "О ветеранах" в связи с тем, что не истек пятилетний срок со дня совершения действий по намеренному ухудшению своих жилищных условий.
Принимая во внимание, что А.Х.А. выехав из жилого дома по адресу: ... где проживала с ... года по ... года и имела обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи 20,00 кв.м., т.е. более учетной нормы, и вселившись по месту жительства в коммунальной квартире в комнате общей площадью 18.05 кв.м. (с учетом мест общего пользования) по адресу: ..., где всего по месту жительства вместе с А.Х.А. зарегистрировано 3 человека), суд пришел к правильному выводу о том, что А.Х.А. ухудшила свои жилищные условия намеренно.
Действия А.Х.А. по снятию с регистрационного учета с адреса ... и регистрации в квартире по адресу: ... носили добровольный характер.
Доказательств того, что жилой дом по адресу: ... на момент, когда А.Х.А. снялась с регистрации и прекратила проживать являлся непригодным для проживания, не представлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения иска прокурора Орджоникидзевского района г.Уфы в интересах А.Х.А. о признании незаконным распоряжения главы Администрации Орджоникидзевского района ГО г.Уфа N... от ... года в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, и обязании поставить А.Х.А. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, у суда не имелось, в связи с чем, в удовлетворении иска отказано правомерно.
Доводы апелляционного представлении и апелляционной жалобы о том, что у А.Х.А. не было намерений ухудшать свои жилищные условия, переезд в г. Уфу носил вынужденный характер, а действия А.Х.А. были разумными и добросовестными, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку противоречат материалам дела и установленным судом обстоятельствам.
То обстоятельство, что после принятия решения судом дом был признан не пригодным для проживания, не свидетельствует о том, что указанное жилище было непригодно для проживания на момент, когда А.Х.А. выписалась из него и переехала на новое место жительства.
Всем юридически значимым обстоятельствам и доказательствам в решении дана правовая оценка.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционного представления не имеется.
Руководствуясь ст.327, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 23 апреля 2012 года оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы С и апелляционную жалобу А.Х.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Р.Р.Нурмухаметова
судьи А.Г.Портянов
А.А.Ткачева
Справка: Судья Климина К.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.