Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Нурмухаметовой Р.Р.
судей судей: Батршиной Ю.А.
Портянова А.Г.
при секретаре ...
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Т на решение Иглинского районного суда Республики Башкортостан от ... года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Т о включении в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии период прохождения военной службы по призыву с ... года по ... года в составе Вооруженных Сил СССР в двойном исчислении, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в ... Республики Башкортостан с ... года, о возмещении судебных расходов отказать.
Заслушав доклад судьи Портянова А.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Т обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в ... РБ обязать включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии период службы в Вооруженных Силах СССР в двойном исчислении и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в Управление Пенсионного фонда РФ.
Истец свои требования мотивировал тем, что ... года обратился к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда РФ в ... РБ с заявлением об установлении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, однако решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в ... РБ от ... года было отказано в назначении пенсии, при этом ему в стаж не засчитали период военной службы по призыву с ... года по ... года в составе Вооруженных Сил СССР.
Считает, что отказ незаконен, так как период, когда он служил в армии с ... года по ... года действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N1397 "Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", п. 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
В силу п.4 названного Положения, в частности, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Истцом на момент обращения в органы пенсионного фонда было выработано не менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в связи с чем он полагает, что период службы в армии подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Кроме того, в соответствии с п. 3 ст.10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по призыву включается в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за два дня работы.
Из искового заявления следует, что истец просил признать решение Пенсионного фонда не законным, включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии период нахождения с ... года по ... года в составе Вооруженных Сил СССР в двойном исчислении и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения ... года в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в ... Республики Башкортостан, а также обязать ответчика возместить госпошлину в пользу истца в размере 200 рублей.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
Не соглашаясь с решением суда, Т в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, считая, что суд неправильно истолковал нормы материального права.
Проверив материалы дела и решение суда по доводам жалобы, выслушав объяснения Т, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ГУ УПФ РФ в ... РБ, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене как вынесенное с существенным нарушением норм материального права.
В соответствии ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В силу ч.1 ст.330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как правильно судом установлено и следует из материалов дела ... года истец Т обратился к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в ... РБ с заявлением об установлении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью
Решением ответчика от ... года N... Т отказано в назначении пенсии из-за отсутствия требуемого в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" 25-летнего стажа педагогической деятельности. При этом в стаж истца не включен период прохождения истцом службы в Вооруженных Силах СССР с ... года по ... года.
Согласно указанного решения, стаж педагогической деятельности, необходимый для досрочного назначения пенсии, и включенный ответчиком, составляет 21 год 6 месяцев 4 дня.
Из трудовой книжки следует, что Т с ... года работал учителем ... в ... школе, а с ... года был уволен в связи с призывом в Советскую Армию. С ... года работал учителем ... в ... школе. Уволен ... года в связи с призывом в ряды Советской Армии.
Согласно военного билета N... Т проходил военную службу в составе Вооруженных Сил СССР в период с ... года по ... года.
Отказывая истцу в удовлетворении иска о включении периода его службы в Советской Армии в специальный стаж, суд первой инстанции исходил из того, что действительно, согласно абз. 1 п. 3 ст. 10 ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы, однако, не позволяет включить время службы в специальный стаж.
Между тем, с таким выводом суда первой инстанции нельзя согласиться, поскольку на момент службы истца в Советской Армии, действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж.
Согласно пп.19 п.1 ст.27 Закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Закона лицам, не менее 25-ти лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В период, когда истец проходил срочную военную службу, действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, п. 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
В силу п. 4 Положения служба в армии засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
В соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
В соответствии с п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 и действовавшего до вступления в силу Закона о пенсиях 1990 г., время службы в армии приравнивалось к работе, дающей право на льготное пенсионное обеспечение, если служба предшествовала такой работе или следовала за ней.
Из материалов дела следует, что в период предшествующий службе по призыву в Вооруженных силах, Т работал учителем ...
Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N8-П и определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных выше норм, время прохождения истцом военной службы по призыву с ... года по ... года, подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи педагогической деятельностью из расчета один день военной службы за два дня работы, поскольку п. 3 ст. 10 ФЗ от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ (ред. от 21.04.2011 г., с изм. От 17.05.2011 г.) "О статусе военнослужащих", прямо предусматривает, что время нахождения граждан на военной службе по призыву(том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с Указом Президента РФ) засчитывается в стаж работы по специальности один день военной службы за два дня работы.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными вчасти 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Поскольку, с учетом подлежащего включению периода службы по призыву с ... года по ... года из расчета один день военной службы за два дня работы и периода, включенного по решению ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в ... РБ, стаж педагогической деятельности истца на момент обращения в ГУ - Управление Пенсионного фонда, дающий право назначения досрочной пенсии по старости, составляет более 25 лет, у Т возникло право на досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения ... года.
Таким образом, решение пенсионного фонда об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости является не основанным на законе.
С учетом изложенного, так как суд при разрешении спора не верно применил нормы материального права, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отменить решение суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ и вынести новое решение, которым удовлетворить исковые требования Т
В силу ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы, понесенные расходы на оплату государственной пошлины в размере 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327, 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Иглинского районного суда Республики Башкортостан от ... года отменить.
Вынести новое решение:
Исковые требования Т к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в ... Республики Башкортостан удовлетворить.
Решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в ... Республики Башкортостан от ... года N... об отказе в установлении пенсии признать незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в ... Республики Башкортостан включить Т в стаж педагогической деятельности для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период службы в Вооруженных Силах СССР по призыву с ... года по ... года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в ... Республики Башкортостан назначить Т досрочную трудовую пенсию по старости пенсию с момента обращения - ... года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в ... Республики Башкортостан в пользу Т расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб.
Председательствующий: Р.Р.Нурмухаметова
Судьи: Ю.А.Батршина
А.Г.Портянов
Справка: судья Иркабаев М.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.