Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Алексеенко О.В.,
судей Абубакировой Р.Р.,
Ерофеевой А.П.,
при секретаре Шаранове Д. С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Уфа Республики Башкортостан гражданское дело по апелляционной жалобе Бузаевой М.В. на решение Кумертауского городского суда Республики Башкортостан от
21 мая 2012 года, которым постановлено:
взыскать с Бузаевой М.В. в пользу государственного казенного учреждения "Центр занятости населения ..." выплаченное пособие по безработице в размере .... Взыскать с Бузаевой М.В. в доход государства пошлину в размере ....
Заслушав доклад судьи Алексеенко О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Государственное казённое учреждение "Центр занятости населения ..." обратилось в суд с иском к Бузаевой М.В. о взыскании выплаченной суммы по безработице за период с ... года по ... года в сумме ..., мотивируя свои требования тем, что Бузаева М.В. получала пособие по безработице после увольнения по сокращению численности или штата работников с ООО " ...". Согласно выписке лицевого счёта застрахованного лица, поступившей из Пенсионного фонда, выяснилось, что ответчица в период безработицы с ... года по ... года продолжала работать в ООО РА " ...", о чём не сообщила в Центр занятости населения и способствовала тому, что получила пособие по безработице незаконно.
Судом постановлено приведённое решение, об отмене которого просит
Бузаева М.В. В апелляционной жалобе указывается, что истец - Государственное казённое учреждение "Центр занятости населения ..." не является собственником денежных средств, выплачиваемых в качестве пособия по безработице, и не имеет право обращения их в свою собственность, поскольку таковые являются расходными обязательствами РФ, главным распорядителем денежных средств, выплачиваемых в качестве пособия по безработице, является федеральная служба по труду и занятости. Кроме того, приводится довод о том, что материалами дела не подтверждено наличие умысла на сокрытие факта работы по совместительству на момент сокращения штата работников в ООО " ...", а также не содержится доказательств того, что весь период с ... года по ... года имела доходы от работы по совместительству. Кроме того, приводится довод о неправомерности выводов суда о неприменении срока исковой давности к сложившимся правоотношениям.
Стороны, извещённые о времени и месте судебного заседания, на заседание судебной коллегии не явились, в соответствии с положениями части 1 статьи 327, статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Обжалуемое решение суда указанным требованиям не соответствует и подлежит отмене.
Установлено, что государственное казённое учреждение "Центр занятости населения ...", полагая, что противоправными действиями
Бузаевой М.В. ему нанесён ущерб в виде необоснованно выплаченного пособия за период с ... года по ... года в сумме ..., обратилось в суд с иском о взыскании с ответчицы причинённого ущерба на основании статей 15, 1064 Гражданского кодекса РФ.
В ходе рассмотрения данного дела по существу ответчиком заявлено о применении судом последствий пропуска срока обращения в суд за защитой нарушенного права.
Разрешая спор по существу, суд не нашёл оснований для удовлетворения ходатайства о применении к возникшим правоотношениям последствий пропуска истцом срока обращения в суд, и, с учётом положений статьи 1064 Гражданского кодекса РФ, а также того, что право на социальную поддержку, включающую выплату пособия по безработице, предоставлено Законом Российской Федерации "О занятости населения Российской Федерации" только гражданам, которые признаны безработными и не относятся к категории занятых (статья 2, пункт 1 статьи 3, абзац 2 пункта 2 статьи 12), пришёл к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции исходя из следующего.
Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", как следует из его преамбулы, определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения и устанавливает гарантии государства по реализации гражданами Российской Федерации прав на свободно избранные род деятельности и профессию и защиту от безработицы, закреплённых в статье 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации.
Статьёй 28 Закона Российской Федерации "О занятости населения Российской Федерации" определено, что государство гарантирует безработным, в частности выплату пособия по безработице.
Согласно статьям 38, 31 Закона Российской Федерации "О занятости населения Российской Федерации", пособие по безработице является предоставленной государством гарантией социальной поддержки безработных, которое выплачивается при наличии определённых законом условий гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Согласно абзацу 1 пункта 3 Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от ... года N...н "Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан", решения о признании безработными трудоспособных, не имеющих работы и заработка, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, ищущих работу и готовых приступить к ней граждан принимаются государственными учреждениями службы занятости населения по месту жительства граждан в случае невозможности предоставления им подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации указанных граждан в целях поиска подходящей работы, не позднее 11 дней со дня предъявления ими следующих документов: паспорта или документа, его заменяющего; трудовой книжки или документа, её заменяющего; документа, удостоверяющего профессиональную квалификацию; справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы; индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда (для граждан, относящихся к категории инвалидов).
Согласно абзацу 3 пункта 3 указанного Приказа, государственные учреждения службы занятости населения вправе направлять запросы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения и организации с целью подтверждения достоверности сведений и подлинности документов, представленных гражданами, зарегистрированными в целях поиска подходящей работы, для признания их безработными.
Порядок и формы контроля за предоставлением государственной услуги, перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, определены в соответствии с обязательными для исполнения Административными регламентами, утверждёнными приказами Минздравсоцразвития России (от ... года N...; от ... года N...; от ... года N...; от ... года N...; от ... года N...; от ... года N...; от ... года N...; от ... года N...н).
В соответствии с пунктом 21 Административного регламента, утверждённого приказом Минздравсоцразвития России (от ... года N...), документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, являются приказ о признании гражданина в установленном порядке безработным (пункт 21.1); приказ о назначении гражданину, признанному в установленном порядке безработным, пособия по безработице (пункт 21.2); выписка из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица (пункт 21.3).
При этом, документ, указанный в пункте 21.3 указанного Административного регламента, является документом Пенсионного фонда Российской Федерации и представляется гражданином в государственное учреждение службы занятости (центр занятости населения) (абзац 2 пункта 21.9).
Согласно пункту 23 названного Административного регламента, государственная услуга в виде пособия по безработице предоставляется в соответствии с законодательством о занятости населения ежемесячно при условии соблюдения гражданином, признанным в установленном порядке безработным, условий и сроков перерегистрации в качестве безработного в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по труду и занятости по исполнению государственной функции регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и безработных граждан.
Пунктом 281 поименованного Административного регламента предусмотрено, что текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определённых административными процедурами по предоставлению государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и принятием решений работником государственного учреждения службы занятости (центра занятости населения) осуществляется руководителем, ответственным за организацию работы по предоставлению государственной услуги, а также должностными лицами органов, участвующих в оказании государственной услуги. Перечень должностных лиц, осуществляющих текущий контроль, устанавливается индивидуальными правовыми актами органов, участвующих в оказании государственной услуги, положениями о структурных подразделениях, должностными регламентами и должностными инструкциями.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Из диспозиции статьи 1064 Гражданского кодекса РФ следует, что вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред.
Установление в законе общего срока исковой давности (статья 196 Гражданского кодекса РФ), т.е. срока для защиты интересов лица, права которого нарушены, начала его течения (статья 200 Гражданского кодекса РФ), последствий пропуска такого срока, возможности его восстановления (статьи 199 и 205 Гражданского кодекса РФ) обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников гражданского оборота.
Учитывая, что истец не исполнил обязанность по проверке предоставленных Бузаевой М.В. сведений в рамках предоставленного ему права направлять запросы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения и организации с целью подтверждения достоверности сведений и подлинности документов, представленных гражданами, зарегистрированными в целях поиска подходящей работы, для признания их безработными, а также принимая во внимание, что государственная услуга в виде пособия по безработице предоставляется ежемесячно, течение срока исковой давности началось для каждого месяца в период с ... года по ... года с даты выплаты пособия. В соответствии с пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. О восстановлении пропущенного срока ходатайств не заявлялось.
Судебная коллегия приходит к выводу, что государственным казённым учреждением "Центр занятости населения ...", обратившимся в суд в порядке статьи 1064 Гражданского кодекса РФ ... года (листы дела 1/а-2), без уважительных причин пропущен установленный статьёй 196 Гражданского кодекса РФ срок для обращения в суд за защитой нарушенных прав, истекший по требованиям о взыскании пособия за период с ... года по ... года, что является самостоятельным основанием для отказа в этой части иска.
Одновременно, исходя из того, что Бузаева М.В., которая получала пособие по безработице после увольнения по сокращению численности или штата работников ООО " ...", в период безработицы с ... года по
... года работала по совместительству в ООО РА " ...", о чём не сообщила истцу, что незаконно, противоречит требованиям статьи 2, пункта 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения Российской Федерации", судебная коллегия, с учётом положений статей 15, 1064 Гражданского кодекса РФ, принимая во внимание, что в период с ... года по ... года размер выплаты ежемесячного пособия
Бузаевой М.В. составил ... (лист дела 25), считает необходимым взыскать с Бузаевой М.В. сумму необоснованно выплаченного пособия за период с ... года по ... года в размере
... (расчёт: ...
На основании статьи 103 Гражданского процессуального кодекса, абзаца 24 статьи 50, абзаца 8 пункта 2 статьи 61.1, абзаца 5 пункта 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса РФ с Бузаевой М.В. надлежит взыскать в доход государства госпошлину в размере 1 262 рубля 42 копейки (пропорционально удовлетворённой части иска).
Доводы жалобы о том, что государственное казённое учреждение "Центр занятости населения ..." не имеет право требования сумм выплаченного пособия по безработице, поскольку таковые являются расходными обязательствами РФ, главным распорядителем денежных средств, выплачиваемых в качестве пособия по безработице, является федеральная служба по труду и занятости, судебная коллегия отвергает, поскольку таковые основаны на неверном толковании норм действующего права. Так, в соответствии с диспозицией части 1 статьи 15 Закона Российской Федерации "О занятости населения Российской Федерации" государственная служба занятости населения включает: уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения и переданное полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными; государственные учреждения службы занятости населения. При таком положении, оснований для прекращения производства по делу по иску государственного учреждения службы занятости населения не имелось.
Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены, но допущена ошибка в применении и толковании норм материального и процессуального права, судебная коллегия находит возможным, отменяя судебное постановление, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований за период с ... года по
... года, взыскав с Бузаевой М.В. в пользу государственного казённого учреждения "Центр занятости населения ..." сумму необоснованно выплаченного пособия по безработице за период с ... года по ... года в размере ..., а также госпошлину в размере ... в доход государства.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кумертауского городского суда Республики Башкортостан от
... года отменить.
Принять по делу новое решение.
Взыскать с Бузаевой М.В. в пользу государственного казённого учреждения "Центр занятости населения ..." сумму необоснованно выплаченного пособия по безработице за период с ... года по
... года в размере ....
Взыскать с Бузаевой М.В. в доход государства государственную пошлину в размере ...
В удовлетворении исковых требований государственного казённого учреждения "Центр занятости населения ..." к Бузаевой М.В. о взыскании выплаченной суммы пособия по безработице за период с
... года по ... года отказать.
Председательствующий О.В. Алексеенко
Судьи Р. Р. Абубакирова
А.П. Ерофеева
Согласовано:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.