Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Науширбановой З.А.,
судей: Зайнуллиной Г.К.,
Старичковой Е.А.,
при секретаре Сайфуллиной Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан ФИО6 по доверенности N... от ... года на решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 19 июня 2012 года, которым постановлено:
исковые требования Разбежкиной Н.Г. к Администрации городского округа город Уфа о признании права собственности на земельный участок, удовлетворить.
Признать за Разбежкиной Н.Г. право собственности на земельный участок площадью ... кв.м., кадастровый ... расположенный по адресу: ....
Данное решение считать основанием для регистрации за Разбежкиной Н.Г. право собственности на земельный участок площадью ... кв.м., кадастровый ..., расположенный по адресу: ... Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ....
Заслушав доклад судьи Зайнуллиной Г.К., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Разбежкина Н.Г. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа о признании за ней права собственности на земельный участок площадью ... кв.м., с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ....
В обоснование заявленных требований истец указала, что она является собственником индивидуального жилого дома по вышеуказанному адресу на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ... года.
Данный жилой дом расположен на земельном участке мерою ... кв. м. и был приобретен ее отцом ФИО5 по договору купли- продажи от ... года.
Согласно архивной выписке (исхо ... от ... года) выданной Архивным отделом Администрации муниципального района Уфимский район РБ, по похозяйственной книге ... за ... года в хозяйстве по лицевому счету N... главой семьи значится ФИО2. В графе "Постройки, являющиеся личной собственностью хозяйства" значится жилой ... года возведения, в графе "Земля, находящаяся в личном пользовании хозяйства" всего земли ... га. Из данной архивной справки видно, что земля у первоначального собственника находилась в личном пользовании, для обслуживания жилого дома.
После смерти своего отца истица вступила в права наследования на жилой дом и земельный участок для обслуживания индивидуального жилого дома с момента смерти наследодателя.
При обращении истца Разбежкиной Н.Г. в Администрацию городского округа г. Уфа о передаче ей в собственность спорного участка, было отказано, поскольку земельный участок находится во втором поясе санитарной охраны водных объектов.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого в своей апелляционной жалобе просит представитель Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан ФИО6 по доверенности N... от ... года, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на то, что судом не принято во внимание данные кадастрового паспорта земельного участка, согласно которым спорный земельный участок находится во втором поясе санитарной зоны охраны водозаборов р. Уфы, зона предназначенная для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения, земельный участок поставлен на кадастровый учет лишь ... года, также не принял во внимание ответ МУП "Уфаводоканал" о нахождении спорного земельного участка во втором поясе зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы, проект "Санитарно-топографическое обследование зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы ... года, которым были определены границы зоны санитарной охраны первого, второго поясов источника водоснабжения г. Уфы и который был утвержден распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан N...-р от ... года.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Разбежкиной Н.Г. по доверенности от ... года ФИО7, представителя Администрации городского округа г. Уфа РБ по доверенности от ... года ФИО8, представителя МУП "Уфаводоканал" по доверенности от ... года ФИО9, обсудив возможность рассмотрения дела в отсутствие Разбежкиной Н.Г., надлежаще извещенной о времени и месте судебного заседания, судебная коллегия приходит к следующему.
Установлено, что ФИО1 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: ... на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ... года N б/н, выданного нотариусом ФИО10, реестровый номер N..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права ... от ... года (л.д. 8).
Указанный жилой дом был приобретен отцом Разбежкиной Н.Г. ФИО5 по договору купли-продажи от ... года у ФИО2, и был расположен на земельном участке мерою ... кв.м. (л.д. 23).
Согласно архивной выписке N... от ... года, выданной Архивным отделом Администрации муниципального района Уфимский район по похозяйственной книге ... за ... года годы, в хозяйстве по лицевому счету N... главой семьи значится ФИО2 В графе "постройки, являющиеся личной собственностью хозяйства" значится жилой дом, ... года возведения, в графе "земля, находящаяся в личном пользовании хозяйства" всего земли на ... года годы - ..., на ... года - ...
Согласно ч. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены указанным Кодексом и федеральными законами.
В силу ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с указанным Кодексом федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Пунктами 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок обращения заинтересованных лиц и предоставления уполномоченными органами земельных участков в собственность (аренду).
Согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Разбежкиной Н.Г., суд руководствовался положениями статей 1110,1112,1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 4, п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а также статей 36, 28, п. 6 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации, и исходил из того, что согласно кадастровому паспорту спорный земельный участок не имеет ограничений в пользовании, которое подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Кроме того, суд, ссылаясь на пункты 2.3.2.4 СанПиН 2.1.4.1110-02, которым установлены боковые границы второго пояса зон санитарной охраны от уреза воды при летне-осенней межени и должны быть расположены на расстоянии не менее 500 м. при равнинном рельефе, исходил из письма Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ... года N.../Г, согласно которому расстояние от земельного участка по ... составляет ... м.
Между тем, с выводом суда об удовлетворении заявленных требований по приведенным основаниям судебная коллегия согласиться не может, поскольку он не основан на материалах дела и требованиях закона.
Из материалов дела следует, что обжалуемым отказом администрации, Разбежкиной Н.Г. отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность заявителя ввиду его ограничения в обороте по причине нахождения во втором поясе санитарной охраны водных объектов.
В соответствии с пунктом 14 части 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничиваются в обороте.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не представляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ).
Таким образом, земельные участки, ограниченные в обороте, могут быть предоставлены в собственность только в случаях, когда закон прямо разрешает передачу такого рода земель из государственной или муниципальной собственности в частную.
Согласно части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Частью 4 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В соответствии с положениями Санитарных правил и нормами "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 14.03.2002 года N 10, СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (пункт 1.2 Правил).
Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников (пункт 1.4 Правил).
Проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (пункт 1.13 Правил).
Однако отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых СанПиН (п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Таким образом, само по себе отсутствие утвержденного в соответствии с требованиями ныне действующего законодательства проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения не может свидетельствовать о том, что на земельные участки, попадающие в указанные зоны в соответствии с требованиями СанПиН, а также на земельные участки, попадающие в зоны санитарной охраны, утвержденные на основании ранее действовавшего законодательства, не распространяются ограничения, установленные законом.
В материалы дела представлен Проект "Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы, утвержденный распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан N...-р от ... года, которым определены границы зоны санитарной охраны первого, второго поясов источника водоснабжения г. Уфы. При этом из приведенных выше норм не следует, что с введением в действие новых санитарных правил, границы зон санитарной охраны, установленные ранее указанным распоряжением отменены.
Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрен единый документ, подтверждающий отнесение земельных участков к ограниченным в обороте.
В отсутствие такого документа отнесение земельных участков к ограниченным в обороте может быть подтверждено документами о предоставлении земельных участков, сведениями из государственного кадастра объектов недвижимости, иными сведениями.
Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде: кадастровой выписки об объекте недвижимости; кадастрового паспорта объекта недвижимости.
В материалы дела представлен кадастровый паспорт на спорный земельный участок N..., согласно данным которого, спорный земельный участок, находящийся по адресу: ..., площадью ... кв.м., из категории земель населенных пунктов, имеет кадастровый номер ..., поставлен на кадастровый учет ... года и входит в санитарную зону охраны водозаборов, ...
В соответствии с подп. 2.3.2.3 СанПин 2.1.4.1110-02 боковые границы второго пояса зон санитарной охраны от уреза воды при летне-осенней межени должны быть расположены на расстоянии не менее 500 м при равнинном рельефе.
Согласно подп. 2.2.2.2 СанПин 2.1.4.1110-02 граница второго пояса ЗСО определяется гидродинамическими расчетами исходя из условий, что микробное загрязнение, поступающее в водоносный пласт за пределами второго пояса, не достигает водозабора.
Основными параметрами, определяющими расстояние от границ второго пояса ЗСО до водозабора, является время продвижения микробного загрязнения с потоком подземных вод к водозабору.
В письме МУП "Уфаводоканал" ... года N..., направленном по запросу суда указано, что земельный участок по адресу ... находится во втором поясе зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы. Второй пояс зоны санитарной охраны охватывает территорию, предназначенную для предупреждения источников водоснабжения от микробного загрязнения. Границы этого пояса определяются расчетами, основанными на учете климатических особенностей местности, ее рельефа, санитарных, гидрологических или гидрогеологических условий, учитывающих надежность естественной защищенности подземных вод от загрязнений и время, необходимое для самоочищения воды (л.д. 46).
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что земельный участок площадью 947 кв.м., с кадастровым номером ..., расположенный по ..., находится во втором поясе зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы, в связи с чем, данный земельный участок является ограниченным в обороте.
С учетом изложенного, выводы суда об удовлетворении заявленных требований со ссылкой на то, что расстояние от земельного участка ... составляет ... м. и согласно кадастровому паспорту спорный земельный участок не имеет ограничений в пользовании необоснованны и противоречат материалам дела, в связи с чем, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Разбежкиной Н.Г.
Судебная коллегия также не соглашается с выводом суда об удовлетворении заявленных требований со ссылкой на положения статей 1110,1112,1152 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу ст. 1181 Гражданского кодекса Российской Федерации, принадлежавший наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях.
Между тем, наследодатель истца при своей жизни не обладал правом собственности либо правом пожизненного наследуемого владения на спорный земельный участок, следовательно, на момент его смерти земельный участок, о правах на который заявлен иск, наследодателю не принадлежал, следовательно, имущественные права на данный участок по указанным основаниям не могли войти в состав наследства, открывшегося после его смерти и оснований для признания за истцом права собственности на спорный земельный участок по этим основаниям не имелось.
Удовлетворяя требования, суд также сослался на п.п. 4, 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Действительно, приведенные нормы земельного законодательства позволяют сделать вывод о том, что по общему правилу земельные участки передаются в собственность граждан за плату и лишь в исключительных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлены общие правила приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, собственниками расположенных на них объектов недвижимости, если иное не установлено федеральными законами.
Статьями 27 и 28 Земельного кодекса Российской Федерации установлены ограничения в отчуждении земельных участков из государственной собственности в частную собственность.
Поскольку представленные в дело документы свидетельствуют о том, что земельный участок площадью 947 кв.м., с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ... находится во втором поясе зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения ..., а земли данной категории, в том числе земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничены в обороте, в соответствии с пунктом 14 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации и не могут быть предоставлены в частную собственность.
Таким образом, из приведенных норм земельного законодательства следует, что исключительное право (п. 1 ст. 36 ЗК РФ) не абсолютно, ввиду того, что самим Земельным кодексом Российской Федерации в п. 2, 5 ст. 27, а также в п. 2 ст. 15 установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 19 июня 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Разбежкиной Н.Г. к Администрации городского округа город Уфа РБ о признании права собственности на земельный участок, площадью ...м., кадастровый ..., расположенный по адресу: ... отказать.
Председательствующий З.А. Науширбанова
Судьи Г.К. Зайнуллина
Е.А. Старичкова
судья Сарварова Т.К.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.