Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Хайрутдинова Д.С.
судей Арманшиной Э.Ю.
Портянова А.Г.
с участием прокурора М
при секретаре У
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению помощника прокурора Кировского района г. Уфы - И на решение Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 05 мая 2012 года, которым постановлено:
В удовлетворении искового заявления прокурора ... района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Республики Башкортостан о возложении обязанности принять меры по постановке на учет бесхозяйного имущества - скотомогильника, возложении обязанности по обустройству скотомогильника отказать.
Заслушав доклад судьи Портянова А.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор ... района РБ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Правительству РБ о возложении обязанности принять меры по постановке на учет бесхозяйного имущества - скотомогильника, возложении обязанности по обустройству скотомогильника.
Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой ... района РБ проведена проверка соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Проверкой установлено, что на территории ... расположены 2 скотомогильника. Скотомогильник ... расположен ... Скотомогильник ... расположен ... В нарушение п.п. ... Ветеринарно-Санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ... года N..., территория скотомогильников не огорожены глухим забором высотой не менее 2 метров с выездными воротами, с внутренней стороны забора отсутствует траншея глубиной 0,8-1,4 метра и шириной не менее 1,5 метра с устройством вала вынутого грунта, с устройством перекидного моста через траншею, в результате чего доступ к указанному объекту осуществляется свободно. Навес над ямой на высоте 2,5 метра, длиной 6 метров и шириной 3 метра не оборудован. Яма не выложена из красного кирпича или другого водонепроницаемого материала с выведением выше уровня земли на 40 см. с устройством отмостки.
Вследствие бесхозности скотомогильников не определен балансодержатель, ответственный за состояние имущества, и поэтому соблюдение законодательства об окружающей среде и ветеринарно-санитарных правил невозможно.
Скотомогильники, находящиеся на указанной территории, фактически являются бесхозными, порядок их использования никем не контролируется, никто не несет ответственности за нарушение требований ветеринарно-санитарных правил. Поэтому ответственность за постановку на учет, устройство, санитарное оборудование скотомогильников как имущества, необходимого для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, возлагается на Правительство Республики Башкортостан. Существование на территории поселения скотомогильников в условиях, когда ни одна из организаций не обеспечивает его надлежащее состояние и контроль за использованием, само по себе представляет угрозу для жизни людей. Таким образом, бездействие Правительства Республики Башкортостан по не постановке на учет бесхозного скотомогильника, непринятие соответствующих мер по приведению скотомогильника в соответствие с действующими санитарными правилами может лишить граждан права на благоприятную среду, на ее защиту от негативного воздействия.
На основании изложенного прокурор ... района РБ просит суд признать бесхозными скотомогильники, находящиеся на территории
... находящиеся по адресам: ... Обязать Правительство Республики Башкортостан принять
меры к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества ?
скотомогильники, расположенные: ... Обязать Правительство Республики Башкортостан обустроить скотомогильники, расположенные в ... в соответствии с требованиями п.п. ... Ветеринарно-Санитарных Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным Государственным ветеринарным инспектором РФ от ... года N..., а именно: огородить скотомогильник по периметру глухим забором высотой не менее 2 метров, установить на воротах скотомогильника замки, с внутренней стороны забора выкопать траншею глубиной 0,8-1,4 м и шириной не менее 1,5м с устройством вала из вынутого грунта, устроить над ямой на высоте 2,5 м навес длиной 6 м, шириной 3 м, рядом пристроить помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.
В дальнейшем, истец уточнил исковые требования, привлекая в качестве третьих лиц Управление ветеринарии РБ, Администрацию сельского поселения ... сельсовет муниципального района ... район РБ, Министерство земельных и имущественных отношений РБ, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по РБ, Министерство финансов РБ, Министерство лесного хозяйства РБ, Территориальное управление Росимущества в РБ.
Суд вынес приведенное выше решение.
В апелляционном представлении помощник прокурора ... района г. Уфы - И просит решение суда отменить, виду неправильного применения судом норм материального права, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав представителя территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имущетвом в РБ - Г, полагавшей необходимым оставить вопрос на разрешение суда, заключение прокурора, поддержавшего доводы апелляционного представления, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно ст. 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В силу ст. 198 ГПК РФ в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу ч.1 ст.330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Однако суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Однако, указанное решение, не соответствует указанным требованиям закона, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что Правительство Республики Башкортостан является ненадлежащим ответчиком по иску и надлежащим ответчиком по данному иску является Правительство Российской Федерации.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда.
Как следует из материалов дела, прокуратурой ... района РБ проведена проверка соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Указанной проверкой установлено, что на территории ... расположены два скотомогильника.
Скотомогильник ... расположен ...
Скотомогильник ... расположен ...
В силу ст. 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Из приведенных положений законодательства следует, что правовое регулирование Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ не может быть распространено на оборудование и содержание скотомогильников администрациями муниципальных образований, не может быть также отнесено оборудование и содержание скотомогильников при установленных судом обстоятельствах к вопросам местного значения в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.
Согласно Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 года N 13-7-2/469, к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.
Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в силу п. 6.10 указанных Ветеринарно-санитарных правил может быть возложена только на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
Из материалов дела усматривается и сторонами не оспаривается, что в ходе проведения прокуратурой ... района Республики Башкортостан соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлено, что на территории сельского ... расположены два скотомогильника.
Скотомогильник ... расположен ...
Скотомогильник ... расположен ...
В нарушение п.п. ... Ветеринарно-Санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04 декабря 1995 года N 13-7-2/469, территория скотомогильников не огорожена глухим забором высотой не менее 2 метров с выездными воротами, с внутренней стороны забора отсутствует траншея глубиной 0,8-1,4 метра и шириной не менее 1,5 метра с устройством вала вынутого грунта, с устройством перекидного моста через траншею, в результате чего доступ к указанному объекту осуществляется свободно. Навес над ямой на высоте 2,5 метра, длиной 6 метров и шириной 3 метра не оборудован. Яма не выложена из красного кирпича или другого водонепроницаемого материала с выведением выше уровня земли на 40 см с устройством отмостки.
В нарушении требований Закона "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое заключение на скотомогильники расположенные на территории ... отсутствует.
Установлено, что вследствие бесхозности скотомогильников не определен балансодержатель, ответственный за состояние имущества.
Таким образом, скотомогильники (биотермические ямы) - это имущество, имеющее своим первичным назначением не предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций в общем, а имущество необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. На основании вышеизложенных норм действующего законодательства, проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а не органов местного самоуправления. Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидацию болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных никак не отнесено к вопросам местного значения уровня поселений и муниципальных районов.
Действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющегося на территории муниципального образования бесхозяйного места захоронения биологических отходов. Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника муниципальному образованию не передавались.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что к полномочиям субъекта органов государственной власти субъекта РФ относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, ответственность за постановку на учет, устройство, санитарное оборудование скотомогильников как имущества, необходимого для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, должно быть возложено на Правительство Республики Башкортостан.
Оснований для возложения такой обязанности на Правительство Российской Федерации, не имеется.
Суд не учел данное обстоятельство и принял решение не соответствующее требованиям закона.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отменить решение суда и вынести новое решение которым исковые требования Прокурора ... района РБ в интересах неопределенного круга лиц к Правительству РБ о возложении обязанности принять меры по постановке на учет бесхозяйного имущества - скотомогильника, возложении обязанности по обустройству скотомогильника, удовлетворить.
Руководствуясь ст. 327, 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 05 мая 2012 года - отменить.
Вынести новое решение.
Исковые требования Прокурора ... района РБ в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Республики Башкортостан удовлетворить.
Признать бесхозными скотомогильники, находящиеся на территории
Обязать Правительство Республики Башкортостан принять
меры к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества ?
скотомогильники, расположенные: ...
Обязать Правительство Республики Башкортостан обустроить скотомогильники, расположенные в ... в соответствии с требованиями п.п. 5.6, 5.8, 6.2 Ветеринарно-Санитарных Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным Государственным ветеринарным инспектором РФ от 04.12.1995 года N 13-7-2/469, а именно:
- огородить скотомогильник по периметру глухим забором высотой не менее 2 метров, установить на воротах скотомогильника замки, с внутренней стороны забора выкопать траншею глубиной 0,8-1,4 м и шириной не менее 1,5м с устройством вала из вынутого грунта, устроить над ямой на высоте 2,5 м навес длиной 6 м, шириной 3 м, рядом пристроить помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.
Председательствующий Д.С.Хайрутдинов
Судьи Э.Ю.Арманшина
А.Г.Портянов
Справка: Судья С
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.