Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Л.Д. Старинновой
судей Т.А. Елиной
Е.Г. Козиной
при секретаре судебного заседания М.А. Панковой
рассмотрела в открытом судебном заседании 05 июля 2012 года в г. Саранске дело по апелляционной жалобе представителя Администрации городского округа Саранск Республики Мордовия на решение Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 10 апреля 2012 года.
Заслушав доклад судьи Елиной Т.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
Гангеев О.В. обратились в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о признании отказа Администрации городского округа Саранск в постановке его (категория - многодетная семья) на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании постановления и.о. Главы Администрации городского округа Саранск от 23 ноября 2011 года N 3109 недействительным и обязании Администрации городского округа Саранск поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В обоснование требований указал, что 27 октября 2011 года он обратился с заявлением в Администрацию городского округа Саранск в целях постановки его на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий (по категории -многодетная семья), чтобы реализовать в последующем свое право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Постановлением Администрации городского округа Саранск от 23 ноября 2011 года N 3109 ему было отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (по категории - многодетная семья) в связи с тем, что право на улучшение жилищных условий с использованием различных форм государственной поддержки им ранее реализовано.
Считает отказ Администрации необоснованным, так как в данный момент его семья является многодетной и обеспечение общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет менее учетной нормы.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска от 10 апреля 2012 года исковые требования Гангеева О.В. удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель Администрации городского округа Саранск Республики Мордовия просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что основанием отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий послужило то, что Гангеевым О.В. 08 июля 2003 года получена безвозмездная субсидия из бюджета Республики Мордовия на строительство или приобретение жилого помещения в размере "данные изъяты" рублей. Таким образом, Администрация городского округа Саранск и Правительство Республики Мордовия выполнили перед семьей истца свои обязательства по улучшению жилищных условий. Действующие законодательство не содержит прямого указания, о возможности постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий несколько раз.
В возражениях на апелляционную жалобу Гангеев О.В. просит решение суда оставить без изменения при этом ссылается на то, что действительно в 2003 году он получил безвозмездную субсидию из республиканского бюджета, которая была израсходована на покупку двухкомнатной квартиры площадью "данные изъяты" кв.м. Впоследствии у них родилось трое детей. В настоящее время в жилом помещении, в котором они проживают, на одного члена приходится площадь "данные изъяты" кв.м., что меньше учетной нормы утвержденной решением Саранского городского Совета депутатов от 12 октября 2005 года N 162.
В соответствии с Законом Республики Мордовия от 7 сентября 2011 года N 50-З "О представлении в Республике Мордовия земельных участков гражданам, имеющих трех и более детей", пунктом 1 статьи 4 предусмотрено, что земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются лишь в том случае, если они признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Поскольку правом на улучшение жилищных условий воспользовались только родители, отказ в постановки семьи Гангеевых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ущемляет права несовершеннолетних детей.
В судебном заседании истец Гангеев О.В., представитель истца Ефремов Е.Н. относительно доводов апелляционной жалобы возразили.
В судебном заседании представитель Администрации городского округа Саранск доводы апелляционной жалобы поддержал.
Заслушав объяснения истца Гангеева О.В., представителя истца Ефремова Е.Н., представителя Администрации городского округа Саранск, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Судом первой инстанции установлено Гангеев О.В. и Г.Е.А. зарегистрировали брак "дата".
08 июля 2003 года Гангеевым О.В. получена безвозмездная субсидия из республиканского бюджета на строительство или приобретение жилого помещения в размере "данные изъяты" рублей (л.д. 13).
На полученную субсидию Гангеевы приобрели квартиру по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м.
Впоследствии у Гангеевых родилось трое детей: Г.М.О. - "дата" года рождения, Г.И.О. - "дата" года рождения, Г.Д.О. - "дата" года рождения (л.д. 10, 11, 12).
27 октября 2011 года Гангеев О.В. обратился в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (по категории - многодетная семья (л.д. 24).
Постановлением Администрации городского округа Саранск от 23 ноября 2011 года N 3109 Гангееву О.В. было отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (по категории - многодетная семья) в связи с тем, что право на улучшение жилищных условий с использованием различных форм государственной поддержки ранее реализовано (подпункт 4 пункта 10 Правил учета граждан в Республике Мордовия, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года N 335).
Статей 1 Закона Республики Мордовия от 07 сентября 2011 года N 50-З "О предоставлении в Республике Мордовия земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей" установлено, что в соответствии с пунктом 2 статьи 28 и пунктом 2.1 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации определяет условия, нормы и порядок бесплатного предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или земельных участков из земель государственной собственности для целей индивидуального жилищного строительства и для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства.
В силу части 1 статьи 4 вышеназванного закона земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются гражданам, имеющим трех и более детей, в случае признания их в установленном жилищном законодательством порядке нуждающимися в жилых помещениях или нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Согласно материалам дела, в собственности у Гангеевых имеется квартира, расположенная по адресу: "адрес" общей площадью "данные изъяты" кв.м, где на каждого члена семьи приходится по "данные изъяты" кв.м, что менее учетной нормы (12,5 кв.м), предусмотренной пунктом 1 решения Саранского городского Совета депутатов N 165 от 12 октября 2005 года.
Кроме того, Гангееву О.В. принадлежит объект незавершенного строительства, назначение: жилой дом, площадь застройки "данные изъяты" кв.м., степень готовности 42%, по адресу: "адрес" (л.д. 87). Недостроенный жилой дом находится на земельном участке, который представлен Гангееву О.В. в аренду.
Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения исходя из суммарной общей площади всех имеющихся жилых помещений (часть 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации) направлено на реализацию принципа предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам.
Объект незавершенного строительства имеющийся у семьи Гангеевых находится в "адрес" и согласно постановления Администрации Кочкуровского муниципального района N 623-п от 22 ноября 2010 года представлен для ведения подсобного хозяйства (л.д. 138-139).
Как видно из представленных в суд апелляционной инстанции фотографий дом имеет готовность 42 процента, проживать в нем в настоящее время невозможно (л.д.152-153).
При определении обеспеченности Гангеева О.В. и его семьи жилым помещением по учетным нормам, следует отметить, что вышеуказанный объект незавершенного строительства нельзя отнести к жилищному фонду, так как данный объект не зарегистрирован как жилой дом (л.д. 87). Следовательно, площадь данного объекта не следует включать в суммарную обеспеченность общей площадью жилого помещения семьи истца.
Подпунктом 4 пункта 10 "Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья", утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года N 335 предусмотрено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий допускается в случае, если право на улучшение жилищных условий с использованием государственной поддержки ранее реализовано. Следовательно данная норма не является императивной и не возлагает на Администрацию городского округа Саранск обязанность отказывать гражданам в принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, если право на улучшении жилищных условий с использованием различных форм государственной поддержки ранее реализовано.
Таким образом, Закон "О предоставлении в Республике Мордовия земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей" является специальным нормативным актом, определяющим условия, нормы и порядок бесплатного предоставления без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов гражданам, имеющим трех и более детей земельных участков для индивидуального жилищного строительства в Республике Мордовия.
С целью реализации своих прав, определенных данным законом, семья Гангеевых должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, каковыми они по факту и являются в виду несоответствия размера допустимой минимальной учетной нормы общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Отказ в постановки семьи Гангеевых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (как многодетная семья) ущемляет права несовершеннолетних детей, которые также имеют право воспользоваться мерой государственной поддержки.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельства дела, подтверждены доказательствами, исследованными и оцененными судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 10 апреля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Администрации городского округа Саранск Республики Мордовия - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Л.Д. Стариннова
Судьи Т.А. Елина
Н.И. Межевова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.