Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Елиной Т.А.
судей Козиной Е.Г.
Межевовой Н.И.
при секретаре Панковой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 сентября 2012 г. в г. Саранске дело по апелляционной жалобе истца Маркова Ю.Н. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 19 июня 2012 года.
Заслушав доклад судьи Межевовой Н.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Марков Ю.Н. обратился в суд с иском к администрации городского округа Саранск Республики Мордовия о признании незаконным постановления главы администрации городского округа Саранск от 30 ноября 2010 г. "N" в части исключения его из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановлении его в сводном списке участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" с 15 июня 2010 года.
В обоснование иска указал, что 15 июня 2010 г. он был включен в сводный список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2011 год. В декабре 2010 г. он получил письменное уведомление о том, что постановлением главы администрации городского округа Саранск от 30 ноября 2010 г. "N" он снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с решением жилищной проблемы (по п.п. "г" п. 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 г. N 1054 "решение жилищной проблемы"). Согласно данного решения оснований для включения его в список граждан на получение государственного жилищного сертификата не имеется, поскольку принадлежащий ему жилой дом по адресу: "адрес" общей площадью 72,3 кв.м., жилой площадью 46,4 кв.м., он в добровольном порядке передал "дата" в собственность
бывшей супруге М.Е.В. С указанным решением он не согласен, так как фактически жилое помещение им не получено и жилищные условия не улучшены.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 19 июня 2012 г. в удовлетворении исковых требований Маркову Ю.Н. отказано.
В апелляционной жалобе истец Марков Ю.Н. считает решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права и неправильным определением обстоятельств, имеющих значение по делу, поскольку до настоящего времени, находясь на пенсии, он ни жилья, ни субсидий на строительство или приобретение жилья за счет средств федерального бюджета не получал. Дом, на который ссылается администрация городского округа Саранск, принадлежал ему на праве пожизненного наследуемого владения, данный дом строили его родители и к строительству он отношения не имел, поэтому оснований для снятия его с учета согласно статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации не имеется.
В судебное заседание представитель ответчика администрации городского округа Саранск Республики Мордовия не явился, извещен заблаговременно и надлежаще путём направления извещения с обратным уведомлением о вручении (л.д. 53), о причинах неявки в суд не известил, доказательств, в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представил, отложить разбирательство дела суд не просил.
При таких обстоятельствах, руководствуясь частью третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица, извещённого надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании истец Марков Ю.Н. и его представитель адвокат Афанасьев С.В. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Заслушав объяснения истца Маркова Ю.Н., его представителя, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела усматривается, что 13 января 2010 г. Марков Ю.Н. обратился к главе администрации городского округа Саранск с заявлением о включении его в список для получения государственного жилищного сертификата в 2011 г., указав, что в настоящее время он и члены его семьи жилых помещений для постоянного проживания на территории России не имеют.
Письмом жилищного управления администрации городского округа Саранск от 16 июня 2010 г. Маркову Ю.Н. сообщено, что он будет включен в сводный список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2011 год.
Постановлением главы администрации городского округа Саранск от 30 ноября 2010 г. "N" Марков Ю.Н. снят с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как решена жилищная проблема (п.п. "г" п. 26 Правил учёта
военнослужащих, утверждённых постановлением Правительства России от 06 сентября 1998 г. N 1054).
Данные обстоятельства установлены судом первой инстанции, подтверждаются материалами дела, сторонами по делу не опровергнуты, а, поэтому, сомнений в их достоверности не вызывают.
Отказывая Маркову Ю.Н. в удовлетворении исковых требований, суд пришел к правильному выводу о том, что истец был обоснованно снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в сводном списке участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в связи с решением жилищной проблемы, поскольку оснований для постановки его на учет (нуждаемость в улучшении жилищных условий) не имелось.
Указанный вывод суда основан на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Изложенное указывает на то, что при реализации жилищных прав военнослужащих, помимо Федерального закона "О статусе военнослужащих", подлежат учету и другие нормы действующего законодательства.
В частности, основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, а также снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, предусмотрены главой 7 и статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Одним из таких оснований по смыслу пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации является наличие у граждан по установленным нормам жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма либо находящихся в их собственности.
Постановлением Правительства N 153 от 21.03.2006 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" установлены нормативы предоставления социальной выплаты на приобретение жилья и порядок его исчисления, а именно, 33 кв. м для одиноко проживающего гражданина (п. 16). При расчете размера социальной выплаты учитываются имеющиеся в наличии участников подпрограммы и членов их семей жилые помещения, принадлежащие им как на праве собственности, так и на основании договора социального найма.
В соответствии с п. 16.2 указанного Постановления в случае отчуждения гражданином - участником Подпрограммы жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности, или принятия ими решения не отчуждать такое жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной но нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчуждаемого или оставленного для дальнейшего проживания.
При этом право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику подпрограммы только в случае, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 кв. м. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику Подпрограммы возможна при исполнении им условий, предусмотренных пп. "в" п. 16.1 Правил (а именно, гражданином - участником, подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 предусмотрено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках аналогичной подпрограммы федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной этим Постановлением, осуществляется в порядке, установленном указанными Правилами.
Перечисленные нормы материального права обоснованно применены судом при рассмотрении данного дела.
Как установлено судом, Маркову Ю.Н. на праве пожизненного наследуемого владения принадлежал жилой дом, общей площадью 72, 3 кв.м. по адресу: "адрес", который он в 2009 г. передал бывшей супруге при разделе совместно нажитого имущества.
Подпунктом "г" пункта 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 г. N 1054 предусмотрено, что военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае решения жилищной проблемы.
Таким образом, закрепив в подп. "г" пункта 26 Правил положение о снятии военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае решения их жилищной проблемы, Правительство РФ действовало в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и Жилищным кодексом Российской Федерации
При таких обстоятельствах выводы суда об отказе в удовлетворении исковых требований Маркова Ю.Н. являются обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что дом, принадлежавший ему на праве пожизненного наследуемого владения, строили его родители на свои сбережения и к данному строительству он отношения не имеет, который впоследствии он передал в собственность бывшей супруги, другого жилья он не имеет, жильё или субсидии на строительство или приобретение жилья за счет средств федерального бюджета он не получал, отклоняются, поскольку, как установлено, Марков Ю.Н. перед тем как встать на учет улучшения жилищных условий за счет средств федерального бюджета передал бывшей супруге при разделе совместно нажитого имущества принадлежащий ему на праве пожизненного наследуемого владения жилой дом.
Согласно же подпункта 3 пункта 10 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденные постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 г. N 335 "Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Республики Мордовия от 27 марта 2007 г. N 122, от 13 сентября 2007 г. N 421, от 16 января 2008 г. N 6) отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий допускается в случае, если: не истек пятилетний срок после совершения гражданином сделки, приведшей к намеренному ухудшению жилищных условий, за исключением случаев, если независимо от совершения указанной сделки гражданин может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий;
Другие доводы апелляционной жалобы повторяют фактические и правовые основания иска Маркова Ю.Н., которые были предметом разбирательства в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в решении суда. К тому же доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке собранных по делу доказательств и не могут служить поводом к отмене решения суда, поскольку суд дал правильную оценку доказательствам с учетом положений статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены обжалуемого судебного решения по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 19 июня 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Маркова Ю.Н. без удовлетворения.
Председательствующий Т.А. Елина
Судьи Е.Г. Козина
Н.И. Межевова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.