Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Хамзиной Л.Ф.,
судей Ахметшиной А.Ш. и Валиуллина А.Х.,
при секретаре судебного заседания Сулейманове Р.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ахметшиной А.Ш. гражданское дело по апелляционной жалобе МироноваС.Ю. на решение Елабужского городского суда Республики Татарстан от 24 июля 2012 года, которым постановлено:
иск Миронова С.Ю. к Управлению пенсионного фонда в Елабужском районе и городе Елабуга частично удовлетворить.
Обязать УПФР в Елабужском районе и городе Елабуга включить период службы Миронова С.Ю. в Советской Армии с "дата" года по "дата" года в стаж работы в связи с педагогической деятельностью.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав выступления Миронова С.Ю., представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Елабужском районе и городе Елабуге Республики Татарстан Минсафиной М.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА
:
Миронов С.Ю. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Елабужском районе и городе Елабуга Республики Татарстан о включении в специальный стаж периода службы в составе Вооруженных Сил СССР, периода учебы в педагогическом высшем учебном заведении (далее - ВУЗ) и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В обоснование своих требований истец указал, что решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Елабужском районе и городе Елабуга Республики Татарстан от "дата" года N .... в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности отказано в связи с отсутствием у него требуемого стажа работы. При этом из трудовой деятельности истца исключен период службы в составе Вооруженных Сил СССР с "дата" года по "дата" года ( "данные изъяты" года "данные изъяты" месяц "данные изъяты" дней), а также периоды учебы в педагогическом ВУЗе с "дата" года по "дата" года ( "данные изъяты" месяцев "данные изъяты" дня), с "дата" года по "дата" года ( "данные изъяты" года "данные изъяты" месяцев "данные изъяты" дней). С таким решением истец не согласен, полагает, что в спорный стаж ответчиком необоснованно не зачтены вышеуказанные периоды военной службы по призыву и учебы. При этом период военной службы подлежит зачету в льготном исчислении в двойном размере. Он просил суд возложить на ответчика обязанность по включению спорных периодов в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, а также обязанность по назначению ему досрочной трудовой пенсии по старости с "дата" года.
Представитель ответчика иск не признал.
Суд исковые требования удовлетворил частично и вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене принятого судом решения, ссылаясь на его не соответствие нормам материального законодательства. Просит включить в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, период службы в составе Вооруженных Сил СССР в льготном исчислении, когда один день службы принимается за два дня работы. Полагает, что в соответствии с Федеральным законом N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Законом РСФСР от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в РСФСР" имеет право на зачет периода службы в соответствии с испрашиваемым порядком. Также ссылается на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2004 года N 2-П, в котором указано, что "период военной службы по призыву включается в общий трудовой стаж в двойном размере".
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая, что действующее законодательство не предусматривает возможности включения в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, периода военной службы в испрашиваемом истцом порядке.
В суде апелляционной инстанции истец свою жалобу поддержал по приведенным в ней доводам.
Представитель ответчика просил апелляционную жалобу отклонить, решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Как видно из материалов дела, "дата" года Миронов С.Ю. обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Елабужском районе и городе Елабуга Республики Татарстан с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением ответчика от "дата" года N .... в назначении пенсии истцу отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа в размере 25 лет. В бесспорном порядке в данный стаж ответчиком зачтено "данные изъяты" лет "данные изъяты" месяцев "данные изъяты" дня. Приведенные выше спорные периоды в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, истцу ответчиком не включены.
Разрешая возникший между сторонами спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости включения периода службы в составе Вооруженных Сил СССР с "дата" года по "данные изъяты" года Миронову С.Ю. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В указанный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР N 1397 от 17 декабря 1959 года Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Период службы истца в составе Вооруженных Сил СССР относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
Включая спорный период службы в специальный трудовой стаж Миронову С.Ю., суд первой инстанции исходил из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 2-П от 29 января 2004 года, согласно которой гражданам, приобретшим пенсионные права до введения нового правового регулирования, в соответствии с условиями и нормами законодательства действовавшего на момент приобретения права, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию.
Судебная коллегия считает, что включение судом первой инстанции в стаж работы Миронову С.Ю. периода службы в составе Вооруженных Сил СССР в календарном порядке является правильным.
Довод апелляционной жалобы о необходимости включения периода службы в составе Вооруженных Сил СССР в льготном исчислении, когда один день службы принимается за два дня работы, судебная коллегия отклоняет в связи со следующим.
В силу пункта 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 30 от 21 января 2002 года "О реализации Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу указанных федеральных законов применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.
Таким образом, при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вопрос о включении того или иного периода работы в указанный стаж может разрешаться на основании законодательства, действовавшего на время выполнения указанной работы.
В период прохождения истцом службы в Вооруженных Силах СССР по призыву с "дата" года по "дата" года действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Следовательно, на период прохождения Мироновым С.Ю. службы по призыву действующее правовое регулирование включало в стаж работы учителей и других работников просвещения периоды службы в составе Вооруженных Сил СССР.
Между тем в названном Положении отсутствуют нормы, предусматривающие исчисление специального педагогического стажа за время прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР (в том числе по призыву) в льготном порядке, когда один день военной службы принимается за два дня работы. В соответствии с действующим в спорный период времени законодательством служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в специальный педагогический стаж (выслугу лет) при назначении пенсии работникам просвещения только в календарном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, которые не предусматривают возможности для зачета в специальный стаж педагогических работников периодов прохождения военной службы по призыву, в том числе в льготном исчислении.
Согласно абзацу первому пункта 3 статьи 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета: один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Из анализа приведенной нормы материального права следует, что в указанном льготном порядке засчитывается время нахождения граждан на военной службе по призыву при исчислении общего трудового стажа, стажа государственной службы государственного служащего, а не специального педагогического стажа при установлении досрочной трудовой пенсии по старости.
Таким образом, утверждение истца о необходимости применить льготное исчисление к спорному периоду прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР основано на неправильном толковании норм материального права.
При наличии таких обстоятельств решение суда по данному делу основано на анализе пенсионного законодательства, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, а потому является законным и обоснованным.
Доводов, которые могли бы повлечь отмену или изменение решения суда в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба не содержит. В остальной части решение суда не обжалуется.
Руководствуясь статьями 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Елабужского городского суда Республики Татарстан от 24 июля 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Миронова С.Ю. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.