Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Н.А. Губаевой,
судей Ф.В. Хабировой и Р.Р. Насибуллина,
при секретаре судебного заседания О.В. Кузьмине,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Р. Насибуллина гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на заочное решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 16 июля 2012 года, которым постановлено:
Иск Миннибаевой А.К. удовлетворить.
Признать за Миннибаевой А.К. право на установление статуса "Ветеран труда".
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
А.К. Миннибаева обратилась в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании права на присвоение звания "Ветеран труда", в обоснование указав, что она приобрела право на спорный статус как лицо, награжденное правлением Российского объединения работодателей сферы бытового обслуживания населения и ремесленников (далее - Росбытсоюз), а также президиумом Центрального комитета Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения нагрудным знаком "Отличник бытового обслуживания населения и ремесленничества".
Представитель ответчика, извещенного надлежаще о времени, месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в отзыве иск не признал.
Суд иск удовлетворил, рассмотрев дело в порядке заочного производства.
В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене заочного решения суда по мотиву его незаконности, необоснованности. Указывает, что по делу не доказан факт награждения истца нагрудным знаком "Отличник бытового обслуживания населения и ремесленничества" от имени уполномоченного на то государственного органа, сам знак не является ведомственной наградой, соответственно, не предоставляет истцу права на звание "Ветеран труда" и предоставление связанных с ним льгот.
Судебная коллегия полагает заочное решение суда подлежащим отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям.
Согласно пунктам 1, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены, изменения решения суда в апелляционном порядке являются, в частности, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушение допущено судом первой инстанции при рассмотрении дела.
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В силу пункта 4 этой же статьи Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 1 Закона Республики Татарстан от 30 июня 2011 года N 33-ЗРТ "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Под ведомственными знаками отличия в труде в настоящем Законе понимаются награды, в том числе почетные грамоты, дипломы, нагрудные и почетные знаки, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), учрежденные за заслуги и достижения в труде органами государственной власти и иными государственными органами СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральными органами общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующими (участвовавшими) в осуществлении государственных (ведомственных) функций.
Перечень указанных органов определяется в порядке и на условиях, установленных Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 марта 2012 года N 210 утверждены Положение о порядке и условиях отнесения органов государственной власти и иных государственных органов, а также цент-ральных органов общественных объединений и организаций к перечню органов государственной власти и иных государственных органов СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральных органов общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующих (участвовавших) в осуществлении государственных (ведомственных) функций, ведомственные знаки отличия в труде которых учитываются при присвоении звания "Ветеран труда" в Республике Татарстан, а также перечень органов государственной власти и иных государственных органов СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральных органов общественных объединений, организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующих (участвовавших) в осуществлении государственных (ведомственных) функций, ведомственные знаки отличия в труде которых, учрежденные за заслуги и достижения в труде, учитываются при присвоении звания "Ветеран труда" в Республике Татарстан (далее - перечень).
В пунктах 2 и 4 указанного Положения предусмотрено, что отнесение органов к соответствующему перечню находится к компетенции Кабинета Министров Республики Татарстан и осуществляется при условии, если в нормативном правовом акте, регламентирующем деятельность органа, закреплены положения о его участии в осуществлении государственных (ведомственных) функций, и он действовал в период награждения лица, претендующего на присвоение звания "Ветеран труда".
При этом в перечне под пунктом "с" названы центральные органы общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующих (участвовавших) в осуществлении отдельных государственных (ведомственных) функций.
Как видно из материалов дела, А.К. Миннибаева на основании постановления правления Российского объединения работодателей сферы бытового обслуживания населения и ремесленников и президиума Центрального комитета Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения от "дата" марта 2012 года за N .... награждена нагрудным значком "Отличник бытового обслуживания населения и ремесленничества".
Уведомлением от "дата" июня 2012 года ответчиком отклонено поданное истцом заявление и отказано ей в присвоении звания "Ветеран труда" на том основании, что нагрудной значок "Отличник бытового обслуживания населения и ремесленничества" не является ведомственным знаком отличия в труде, учитываемым при присвоении звания "Ветеран труда".
Разрешая спор и постановляя по нему заочное решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что награждение истца значком "Отличник бытового обслуживания населения и ремесленничества" свидетельствует о награждении ведомственным знаком отличия в труде и дает основание для присвоения ей звания "Ветеран труда".
Между тем, такие выводы суда первой инстанции положениям законодательства, регламентирующего спорные правоотношения, не соответствуют, поскольку Росбытсоюз, от имени которого в 2012 году произведено награждение истца соответствующим значком, согласно статье 33 Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 27 ноября 2002 года N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей" имеет статус некоммерческой организации, объединяющей на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, к общественным объединениями (организациям) согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" не относится и функции государственного управления не осуществляет.
При таких данных Судебная коллегия не может согласиться с утверждением суда первой инстанции в решении относительно того, что значок "Отличник бытового обслуживания населения и ремесленничества", выданный в 2012 году органом, не относящимся к органам государственной власти Российской Федерации и ведомствам, органам общественных объединений и организаций, является ведомственным знаком отличия в труде, предоставляющим ее обладателю право на присвоение звания "Ветеран труда".
Позиция суда первой инстанции о том, что Российское объединение работодателей сферы бытового обслуживания населения и ремесленников представляет собой правопреемника Российского государственного союза объединений предприятий и организаций бытового обслуживания населения, которому на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 6 июля 1990 года N 227 были переданы функции упраздненного Министерства бытового обслуживания населения РСФСР, отклоняется Судебной коллегией, поскольку в рамках действующего правового регулирования Российское объединение работодателей сферы бытового обслуживания населения и ремесленников государственных (ведомственных) функций не осуществляет, а сами полномочия такого характера к предмету правопреемства не могут относиться и требуют в каждом случае самостоятельного закрепления (делегирования) посредством издания соответствующего правового акта.
Не является также состоятельной ссылка суда первой инстанции в решении на Общероссийский классификатор информации о населении (ОК 018-95), утвержденный Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 31 июля 1995 года N 412, в котором в фасете "Ведомственные награды в СССР" назван нагрудный значок "Отличник бытового обслуживания населения" Росбытсоюза и ЦК профсоюза рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий Российской Федерации, поскольку названный в этом документе нагрудный значок, вручавшийся ранее от имени Российского государственного союза объединений предприятий и организаций бытового обслуживания населения, не имеет тождества, в том числе исходя из наименования, с нагрудным значком "Отличник бытового обслуживания населения и ремесленничества", награждение которым истца произведено в 2012 году от Российского объединения работодателей сферы бытового обслуживания населения и ремесленников, Центрального комитета Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения.
Исходя из приведенных мотивов, заочное решение суда, как принятое при неправильном определении имеющих значение для спора обстоятельств и в нарушение норм материального права, подлежит отмене с постановлением по нему нового решения об отказе в удовлетворении иска А.К. Миннибаевой.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, пунктами 1, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
заочное решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 16 июля 2012 года по данному делу отменить и принять новое решение.
В удовлетворении иска Миннибаевой А.К. к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании за ней права на присвоение звания "Ветеран труда" отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.