Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Р.Г. Габдуллина,
судей Д.М. Насретдиновой и Г.А. Сахиповой,
при секретаре судебного заседания А.А. Глейдман,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдиновой Д.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Фаррахова Ф.Х. на решение Мензелинского районного суда Республики Татарстан от 2 августа 2012 года, которым постановлено:
исковое заявление Фаррахова Ф.Х. удовлетворить частично.
Включить в специальный трудовой стаж Фаррахова Ф.Х., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период прохождения военной службы по призыву с 20.05.1989 года по 24.04.1992 года (2 года 11 месяцев 4 дня).
Отказать Фаррахову Ф.Х. в удовлетворении остальной части исковых требований - о включении в специальный стаж Фаррахова Ф.Х. периодов учебы в Мензелинском педагогическом училище с 01.09.1984 года по 30.06.1988 года (3 года 10 месяцев), работы в качестве председателя исполкома ... сельского Совета народных депутатов с учетом уточнения с 01.09.1994 года по 17.11.1995 года (1 год 2 месяца 17 дней), а также включении в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периода с 20.05.1989 года по 24.04.1992 года прохождения военной службы, как один день военной службы за два дня работы, и о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца Фаррахова Ф.Х. в поддержку доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Фаррахов Ф.Х. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Мензелинскому и Муслюмовскому районам Республики Татарстан о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости.
В обоснование своих требований истец указал, что "дата" он обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Мензелинскому и Муслюмовскому районам Республики Татарстан с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности. Однако решением ответчика в этом ему было отказано по мотиву отсутствия требуемого специального стажа.
С данным отказом истец не согласен, полагает, что в указанный стаж ответчиком необоснованно не зачтены период учебы в Мензелинском педагогическом училище с 1 сентября 1984 года по 30 июня 1988 года, период военной службы по призыву с 20 мая 1989 года по 24 апреля 1992 года в льготном исчислении - из расчета один день службы за два дня трудового стажа, а также период работы в качестве председателя исполкома ... сельского Совета народных депутатов с 6 апреля 1994 года по 17 ноября 1995 года. Поэтому Фаррахов Ф.Х. просил суд признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости, возложив на ответчика обязанность по включению вышеприведенных периодов в его специальный трудовой стаж и назначению пенсии со дня обращения в суд с настоящим иском.
Представитель ответчика иск не признал.
Суд исковые требования удовлетворил частично и вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе истец просит принятое судом решение изменить и удовлетворить его исковые требования в полном объеме. При этом в жалобе он приводит те же доводы, что и в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, выражает несогласие с выводами суда об отсутствии оснований для включения в его специальный трудовой стаж периодов его работы в должности председателя исполкома ... сельского поселения с 6 апреля 1994 года по 17 ноября 1995 года, а также прохождения военной службы по призыву с 20 мая 1989 года по 24 апреля 1992 года в календарном и льготном исчислении соответственно.
Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по Мензелинскому и Муслюмовскому районам Республики Татарстан направлено письменное возражение на апелляционную жалобу, в котором указывается на несогласие с ее доводами в связи с их необоснованностью.
В судебном заседании истец апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
Судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не находит.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Из материалов дела следует, что "дата" истец обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Мензелинскому и Муслюмовскому районам Республики Татарстан с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением ответчика N от "дата" в назначении пенсии Фаррахову Ф.Х. было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа - 25 лет. В бесспорном порядке в данный стаж ответчиком зачтено 17 лет 2 месяца 23 дня. При этом приведенные выше спорные периоды в данный стаж ответчиком включены не были.
Разрешая заявленные Фарраховым Ф.Х. исковые требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости включения периода прохождения военной службы по призыву в его специальный стаж в календарном исчислении.
Доводы апелляционной жалобы истца о несогласии с данным выводом суда первой инстанции основаны на ошибочном толковании норм материального права и не могут повлечь за собой отмену обжалуемого решения.
Согласно положениям пункта 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Статья 11 Федерального закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает включение периода прохождения военной службы в страховой, но не в льготный стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона.
При этом пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 30 от 21 января 2002 года "О реализации Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу указанных федеральных законов применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.
Вместе с этим положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В этой связи в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права.
В период военной службы истца по призыву с 20 мая 1989 года по 24 апреля 1992 года действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР N 1959 от 17 декабря 1959 года Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Данный период относится к периоду до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
Однако в вышеприведенном Положении отсутствуют нормы, предусматривающие исчисление специального педагогического стажа за время прохождения службы по призыву в льготном порядке как один день военной службы за два дня работы.
Таким образом, в соответствии с действовавшим в спорный период времени законодательством служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в специальный педагогический стаж (выслугу лет) при назначении пенсии работникам просвещения только в календарном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, которые не предусматривают возможности для зачета в специальный стаж педагогических работников периодов прохождения военной службы по призыву, в том числе в льготном исчислении.
Согласно абзацу первому пункта 3 статьи 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Из анализа приведенной нормы права следует, что в льготном порядке как один день военной службы за два дня работы засчитывается время нахождения граждан на военной службе по призыву при исчислении общего трудового стажа, стажа государственной службы государственного служащего, а не специального педагогического стажа при установлении досрочной трудовой пенсии по старости.
При таких обстоятельствах положения абзаца первого пункта 3 статьи 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" к спорным правоотношениям не применимы, поскольку не регулируют вопросы включения периодов военной службы в специальный педагогический стаж при установлении досрочной трудовой пенсии по старости.
Доводы апелляционной жалобы истца о наличии оснований для зачета в его специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода работы в должности председателя исполкома ... сельского Совета народных депутатов с 6 апреля 1994 года по 17 ноября 1995 года и назначения досрочной трудовой пенсии по старости, также нельзя признать обоснованными.
Как правильно указал в своем решении суд первой инстанции, данный период работы Фаррахова Ф.Х. не может быть зачтен в его специальный трудовой стаж, так как ни действовавшее в спорный период, ни действующее в настоящее время правовое регулирование такой возможности не предусматривало.
Имеющаяся в апелляционной жалобе ссылка на пункт 4 приложения N 6 к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной Приказом Министерства просвещения СССР N 94 от 16 мая 1985 года, согласно которому работа в должности председателя исполкома засчитывается в стаж педагогической деятельности при условии, если избранию на эту должность непосредственно предшествовала педагогическая деятельность, являются несостоятельными, поскольку данный документ регулирует вопросы исчисления заработной платы работников просвещения, а не порядок досрочного назначения пенсии педагогическим работникам.
При указанных обстоятельствах следует признать, что обжалуемое решение суда основано на анализе пенсионного законодательства, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, является законным и обоснованным.
В целом доводы жалобы истца повторяют правовую позицию, высказанную истцом в суде первой инстанции, направлены на иную оценку исследованных судом обстоятельств, не опровергают выводов суда и не могут служить основанием для отмены решения, постановленного в соответствии с требованиями закона.
В остальной части решение участвующими в деле лицами не обжалуется и предметом апелляционного рассмотрения не является.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мензелинского районного суда Республики Татарстан от 2 августа 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Фаррахова Ф.Х. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.