Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Д.М. Насретдиновой,
судей Р.Р. Насибуллина Г.А. и Сахиповой,
при секретаре судебного заседания О.В. Кузьмине,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдиновой Д.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Менделеевском районе Республики Татарстан на решение Менделеевского районного суда Республики Татарстан от 3 августа 2012 года, которым постановлено:
признать незаконным решение УПФ РФ в Менделеевском районе РТ в части отказа в назначении трудовой пенсии по старости Чернышеву А.В.
Признать за Чернышевым А.В. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности.
Обязать УПФ РФ в Менделеевском районе РТ принять к зачету и включить в стаж на соответствующих видах работ период службы Чернышева А.В. в рядах Советской Армии с 19.06.1983 года по 25.05.1984 года и период нахождения на учебных сборах по линии военкомата с 11.04.1986 года по 06.05.1986 года; принять к зачету и включить в специальный медицинский трудовой стаж Чернышева А.В. периоды его работы в должности мед.брата палаты интенсивной терапии Кардиологического диспансера с 01.03.1988 года по 01.07.1992 года в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев работы, обязав УПФ РФ в Менделеевском районе РТ назначить Чернышеву А.В. досрочную трудовую пенсию в связи с медицинской деятельностью, начиная с "дата", то есть с момента обращения.
Взыскать с УПФ РФ в Менделеевском районе РТ в пользу Чернышева А.В. в возврат уплаченной госпошлины сумму в размере 200 рублей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Чернышева А.В., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чернышев А.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Менделеевском районе Республики Татарстан о признании права на досрочную трудовую пенсию.
В обоснование своих требований истец указал, что "дата" он обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Менделеевском районе Республики Татарстан с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности. Однако решением ответчика в этом ему было отказано по мотиву отсутствия требуемого специального стажа.
С данным отказом истец не согласен, полагает, что в указанный стаж ответчиком необоснованно не зачтен период прохождения военной службы по призыву с 19 июня 1983 года по 25 мая 1984 года. Кроме этого, период его работы в должности медбрата палаты интенсивной терапии Кардиологического диспансера г.Казани с 1 марта 1988 года по 1 июля 1992 года включен в его специальный трудовой стаж в календарном исчислении, тогда как, по мнению истца, данный период должен исчисляться в льготном порядке - год работы за год и шесть месяцев трудового стажа. Поэтому Чернышев А.В. просил суд возложить на ответчика обязанность по включению вышеперечисленных периодов в его специальный трудовой стаж в календарном и льготном исчислении соответственно, а также назначению ему досрочной трудовой пенсии по старости со дня обращения с соответствующим заявлением в орган пенсионного фонда.
В ходе рассмотрения дела истец дополнил ранее заявленные исковые требования, просил также включить в его специальный стаж период нахождения на учебных сборах по линии военкомата с 11 апреля 1986 года по 6 мая 1986 года.
Представитель ответчика иск не признал.
Суд иск удовлетворил и вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ответчиком ставится вопрос об отмене принятого судом решения по мотиву его незаконности и необоснованности. При этом в жалобе им приводятся те же доводы, что и в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, указывается на отсутствие правовых оснований для зачета в специальный стаж Чернышева А.В., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периода военной службы по призыву и нахождения на учебных сборах по линии военкомата, а также для применения льготного порядка исчисления к периоду его работы в должности медбрата палаты интенсивной терапии Кардиологического диспансера г.Казани.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец с доводами жалобы ответчика не согласился, полагая, что они являются необоснованными.
Судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не находит.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Как разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности, организаций, в которых он работал и т.п.).
Из материалов дела следует, что "дата" Чернышев А.В. обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Менделеевском районе Республики Татарстан с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Решением ответчика N от "дата" в назначении пенсии истцу отказано было в связи с отсутствием требуемого специального стажа - 30 лет. В бесспорном порядке в данный стаж ответчиком зачтено 27 лет 8 месяцев 6 дней. При этом периоды военной службы по призыву с 19 июня 1983 года по 25 мая 1984 года, нахождения на учебных сборах по линии военкомата с 11 апреля 1986 года по 6 мая 1986 года в специальный стаж истца включены не были, а период его работы в должности медбрата палаты интенсивной терапии в Кардиологическом диспансере г.Казани с 1 марта 1988 года по 1 июля 1992 года включен в специальный стаж в календарном исчислении.
Разрешая спор и включая в специальный стаж период службы Чернышева А.В. в Вооруженных Силах СССР, суд учел, что согласно данным военного билета истца, он проходил военную службу по призыву с 19 июня 1983 года по 25 мая 1984 года.
В указанный период действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР N 1959 от 17 декабря 1959 года Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
В силу пункта 4 Положения, в частности, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Изложенные в апелляционной жалобе ответчика доводы о том, что действующее в настоящее время правовое регулирование не предусматривает включение в специальный стаж периодов военной службы по призыву, не могут повлечь за собой отмену обжалуемого решения, исходя из следующего.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении N 2-П от 29 января 2004 года со ссылкой на Постановление N 8-П от 24 мая 2001 года и Определение N 320-О от 5 ноября 2002 года указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Принимая во внимание, что на момент обращения Чернышева А.В. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должностях и учреждениях, работа в которых дает право на эту пенсию, период службы в рядах Вооруженных Сил СССР по призыву обоснованно включен судом первой инстанции в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Период нахождения истца на военных сборах по линии военкомата с 11 апреля 1986 года по 6 мая 1986 года зачтен в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, также правомерно.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с данными выводами суда нельзя признать обоснованными.
Как правильно указал в своем решении суд первой инстанции, согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации" N 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации. К уплате страховых взносов в Пенсионный Фонд приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года. Статьей 72 Закона СССР от 12 октября 1967 года "О всеобщей воинской обязанности", действовавшей и применявшейся в спорный период нахождения истца на военных сборах, предусматривалось, что за рабочими и служащими, призванными на военные сборы сохранялась занимаемая должность и средняя заработная плата по месту их работы. На время исполнения общественных обязанностей за работниками гарантированно сохранялось место работы (должность) и средний заработок, что было закреплено как в статье 111 КЗоТ РСФСР, так и в статье 170 Трудового кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах у суда имелись правовые основания для зачета указанного выше периода в специальный стаж истца.
Правильными являются и выводы суда первой инстанции о наличии правовых оснований для применения льготного порядка исчисления к периоду работы истца в должности медбрата палаты интенсивной терапии Кардиологического диспансера г.Казани с 1 марта 1988 года по 1 июля 1992 года.
Имеющаяся в жалобе ответчика ссылка на неправомерное включение указанного периода работы истца в его специальный стаж из расчета год работы за год и 6 месяцев трудового стажа является необоснованной.
Как установлено судом в ходе рассмотрения дела, в период с 1 марта 1988 года по 1 июля 1992 года Чернышев А.В. работал в должности медбрата палаты интенсивной терапии Кардиологического диспансера г.Казани. Данные обстоятельства подтверждаются записями в его трудовой книжке, копиями приказов, справкой работодателя, ответами Управления здравоохранения по г.Казани Министерства здравоохранения Республики Татарстан на обращение Чернышева А.В. и ГАУЗ "Межрегиональный клинико - диагностический центр" (до реорганизации - Казанский кардиологический диспансер), из которых следует, что данное учреждение в своем составе имело палату интенсивной терапии, а штатными нормативами были предусмотрены должности среднего медицинского персонала отделения реанимации и интенсивной терапии.
Согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР N 464 от 6 сентября 1991 года врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности при наличии специального стажа имели право на пенсию по выслуге лет.
Указанный порядок исчисления сроков выслуги был изменен Постановлением Правительства Российской Федерации N 1066 от 22 сентября 1999 года, которым был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые вступили в силу с 1 ноября 1999 года.
Пунктом 3 вышеприведенного Постановления Правительства Российской Федерации предусмотрено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР N 464 от 6 сентября 1991 года.
К данному периоду подлежат применению Правила исчисления сроков выслуги, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР N 464 от 6 сентября 1991 года. Пунктом 2 указанных Правил предусмотрен льготный порядок исчисления стажа работы среднему медицинскому персоналу отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии как год работы за год и 6 месяцев трудового стажа.
Поэтому суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что данный период работы истца должен быть засчитан в его стаж в льготном исчислении.
С учетом льготного исчисления вышеприведенного спорного периода, а также учитывая включенные судом периоды военной службы истца по призыву и нахождения на учебных сборах по линии военкомата, его специальный стаж на день обращения с заявлением в орган пенсионного фонда составлял более 30 лет, в связи с чем суд обоснованно возложил на ответчика обязанность по назначению Чернышеву А.В. досрочной трудовой пенсии по старости.
Изложенные в апелляционной жалобе ответчика доводы о неправильном применении и толковании норм материального права, а также об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Чернышевым А.В. требований, являются несостоятельными, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, с которой судебная коллегия соглашается.
При таких обстоятельствах постановленное судом решение не противоречит требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам, вследствие чего оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Менделеевского районного суда Республики Татарстан от 3 августа 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Менделеевском районе Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.