Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Д.М. Насретдиновой,
судей Р.Р. Насибуллина Г.А. Сахиповой,
при секретаре судебного заседания О.В. Кузьмине,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдиновой Д.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на решение Ново-Савиновского районного суда г.Казани от 6 августа 2012 года, которым постановлено:
иск Глазырина Ю.А. к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Отделу социальной защиты Авиастроительного района г.Казани о присвоении звания "Ветеран труда", удовлетворить частично.
Признать право Глазырина Ю.А. право на присвоение звания "Ветеран труда".
Обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан присвоить Глазырину Ю.А. звание "Ветеран труда".
В иске к Отделу социальной защиты Авиастроительного района г.Казани отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика Зиангировой И.Я. в поддержку доводов жалобы, объяснения истца Глазырина Ю.А. и его представителя Верхова О.А., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Глазырин Ю.А. обратился в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Отделу социальной защиты Авиастроительного района г.Казани о признании за ним права на установление статуса "Ветеран труда", ссылаясь на то, что приказом N от "дата" он награжден нагрудным знаком МЧС России "Участнику ликвидации последствий ЧС".
Письмом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан N от "дата" истцу отказано в присвоении указанного звания по тем основаниям, что данный знак отличия может быть учтен только в случае награждения им работников системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Полагая, что отказ ответчика является незаконным, истец просил суд признать за ним право на звание "Ветеран труда", возложив на ответчиков обязанность по присвоению ему указанного звания.
Представитель ответчика Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан иск не признал.
Представитель ответчика Отдела социальной защиты Авиастроительного района г.Казани в суд не явился, в представленном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд исковые требования удовлетворил частично и вынес решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.
Истец и его представитель с доводами апелляционной жалобы ответчика не согласился, полагая, что они являются необоснованными.
Судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не находит.
Из положений статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" следует, что ветеранами труда являются лица имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
9 июня 2011 года Государственным Советом Республики Татарстан принят Закон Республики Татарстан "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда".
Как следует из статьи 1 названного Закона Республики Татарстан, звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Под ведомственными знаками отличия в труде в настоящем Законе понимаются награды, в том числе почетные грамоты, дипломы, нагрудные и почетные знаки, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), учрежденные за заслуги и достижения в труде органами государственной власти и иными государственными органами СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральными органами общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующими (участвовавшими) в осуществлении государственных (ведомственных) функций. Перечень указанных органов определяется в порядке и на условиях, установленных Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 868 от 11 июля 2004 года, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Удовлетворяя исковые требования суд, анализируя законодательство, регулирующее возникшие спорные правоотношения, пришел к выводу о том, что отказ ответчика в присвоении истцу звания "Ветеран труда" противоречит нормам действующего законодательства и является необоснованным.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.
В статье 1 Федерального закона "О ветеранах" установлено, что звание "Ветеран труда" присваивается с учетом продолжительного добросовестного труда. Понятие "продолжительный добросовестный труд" конкретизируется, в частности, в пункте 2 части первой статьи 7 этого Федерального закона, которым установлено, что лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, являются ветеранами труда.
Таким образом, определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет наличие необходимого пенсионного стажа и факт награждения гражданина ведомственным знаком (знаками) отличия за добросовестный труд.
Как видно из материалов дела, приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайны ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N от "дата" Глазырин Ю.А. награжден нагрудным знаком МЧС России "Участнику ликвидации последствий ЧС" в связи с участием в качестве работника ГАУЗ "Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы Минздрава Республики Татарстан" в мероприятиях в связи с затоплением теплохода "Булгария". Данные обстоятельства подтверждаются копией соответствующего удостоверения и не оспариваются участвующими в деле лицами. В соответствии с имеющейся в деле копией удостоверения, в 2006 году Глазырину Ю.А. назначена пенсия за выслугу лет.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что в данном случае условия для присвоения истцу звания "Ветеран труда" имеются, в связи с чем обоснованно удовлетворил заявленные им требования.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что Глазырин Ю.А. является штатным сотрудником ГАУЗ "Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы Минздрава Республики Татарстан", а не Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан, в связи с чем врученный ему нагрудный знак МЧС России "Участнику ликвидации последствий ЧС" не может быть рассмотрен как ведомственный знак отличия в труде, учитываемый при присвоении звания "Ветеран труда", нельзя признать обоснованными.
Как видно из Положения о нагрудном знаке МЧС России "Участнику ликвидации последствий ЧС", утвержденному приказом МЧС России N 620 от 6 декабря 2010 года "О ведомственных знаках отличия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", указанным нагрудным знаком может награждаться личный состав МЧС России, другие граждане, привлекаемые для проведения аварийно-спасательных работ, а также непосредственно участвующие в ликвидации последствий территориальных, региональных, федеральных и трансграничных чрезвычайных ситуаций.
Награждение нагрудным знаком МЧС России "Участнику ликвидации последствий ЧС" производится за активные, результативные и самоотверженные действия по спасению людей и ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Таким образом, действующее законодательство, в том числе указанное выше Положение, не ставит обязательным условием факт работы лица, представленного к ведомственной награде, в данном ведомстве.
Правовой смысл подпункта 2 пункта первого статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" подразумевает, что к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о неправильном применении и толковании норм материального права, а также об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, являются несостоятельными, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, с которой судебная коллегия соглашается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ново-Савиновского районного суда г.Казани от 6 августа 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.