Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Аносовой Е.Н.
судей Ждановой Е.А., Моисеева К.В.
при секретаре Калабиной А.Н.
с участием старшего прокурора отдела прокуратуры Кировской области Шибановой Н.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 12 сентября 2012 года дело по апелляционному представлению прокурора Афанасьевского района Кировской области на решение Омутнинского районного суда Кировской области от 09 июля 2012 года, которым постановлено:
в удовлетворении заявления прокурора Афанасьевского района Кировской области о признании незаконным постановления администрации Афанасьевского района Кировской области от "дата" N N "Об утверждении Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых муниципальными служащими и гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы и соблюдения муниципальными служащими ограничений и требований к служебному поведению" отказать.
Заслушав доклад судьи Ждановой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Афанасьевского района Кировской области обратился в суд с заявлением о признании незаконным правового акта органа местного самоуправления. Оспаривает Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых муниципальными служащими и гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы и соблюдения муниципальными служащими ограничений и требований к служебному поведению, утвержденное постановлением администрации Афанасьевского района от "дата" N N Согласно ч.6 ст.15 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в РФ", в редакции Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ, проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальными служащими, замещающими указанные должности, достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами при поступлении на муниципальную службу в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими нормативными правовыми актами РФ, осуществляется в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта РФ. Таким образом вышеуказанный порядок должен быть утвержден нормативным правовым актом субъекта РФ. Правовой акт принят органом местного самоуправления за пределами полномочий, что является основанием для признания его незаконным.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении заявления.
С решением суда не согласился прокурор Афанасьевского района, в апелляционном представлении просит его отменить, вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что суд неправильно применил нормы материального права. В обоснование ссылается на доводы, приведенные в суде первой инстанции.
Изучив доводы апелляционного представления, заслушав в судебном заседании прокурора Шибанову Н.Е., поддержавшую его, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого решения суда.
В соответствии со ст.253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Из материалов дела усматривается, что "дата" администрацией Афанасьевского района Кировской области принято постановление N N "Об утверждении Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых муниципальными служащими и гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и соблюдения муниципальными служащими ограничений и требований к служебному поведению". Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что данный нормативный правовой акт органа местного самоуправления не противоречит требованиям федерального законодательства, не нарушает права неопределенного круга лиц.
Согласно ст.3 Федерального закона "О муниципальной службе в РФ" правовые основы муниципальной службы в РФ составляют Конституция РФ, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
На основании ч.1 ст.15 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ (в ред. от 21.11.2011) "О муниципальной службе в РФ", ч.1 ст.8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (в ред. от21.11.2011) "О противодействии коррупции" граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны ежегодно представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557 (в ред. от 30.03.2012) утвержден Перечень должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Пунктом 3 данного Указа рекомендовано органам местного самоуправления до 01.09.2009 определить должности муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять вышеперечисленные сведения.
Во исполнение данных нормативных правовых актов РФ постановлением администрации Афанасьевского района от 29.09.2009 N 75 утвержден Перечень должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 559 (в ред. от 13.03.2012) утверждено Положение о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Пунктом 3 данного Указа рекомендовано органам местного самоуправления руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении положений о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Постановлением главы Афанасьевского района от 04.08.2009 N 13 утверждено Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Данные нормативные правовые акты органов местного самоуправления Афанасьевского района прокурором не оспаривались. Аналогичные нормативные правовые акты в отношении должностей государственной гражданской службы субъекта РФ приняты на региональном уровне в Кировской области.
В силу ч.6 ст.15 Федерального закона (в ред. от 21.11.2011) "О муниципальной службе в РФ" проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальными служащими, замещающими указанные должности, достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами при поступлении на муниципальную службу в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими нормативными правовыми актами РФ, осуществляется в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта РФ.
Частью 7 статьи 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (в ред. от 21.11.2011) "О противодействии коррупции" установлено, что проверка достоверности и полноты вышеуказанных сведений о доходах, имуществе, обязательствах осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), в порядке, устанавливаемом Президентом РФ, самостоятельно или путем направления соответствующих запросов.
Указом Президента РФ от 21.09.2009 N 1065 (в ред. от 13.03.2012) утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению. Пунктом 6 данного Указа рекомендовано органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении положений о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов РФ и муниципальной службы, государственными гражданскими служащими субъектов РФ и муниципальными служащими, сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение указанных должностей, в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, а также о проверке соблюдения государственными гражданскими служащими субъектов РФ и муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей и соблюдения требований к служебному поведению, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами.
На региональном уровне 15.12.2009 Губернатором Кировской области изданы Указы N 120 "Об утверждении Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Кировской области, и государственными гражданскими служащими Кировской области, и соблюдения государственными гражданскими служащими Кировской области требований к служебному поведению", а также N 119 "Об утверждении Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Кировской области в органах исполнительной власти области, и лицами, замещающими государственные должности Кировской области в органах исполнительной власти области, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Кировской области в органах исполнительной власти области"
Оспариваемым прокурором постановлением администрации Афанасьевского района от "дата" N N утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых муниципальными служащими и гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы и соблюдения муниципальной служащими ограничений и требований к служебному поведению.
В настоящее время отсутствует нормативный правовой акт, регулирующий данные правоотношения по муниципальным служащим, на уровне Российской Федерации, Кировской области. Указ Президента РФ от 15.05.1997 N 484 (ред. от 25.07.2000) "О представлении лицами, замещающими государственные должности РФ, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе" признан утратившим силу Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 559.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что постановление администрации Афанасьевского района от "дата" N N принято в пределах предоставленных органу местного самоуправления полномочий.
Доводы прокурора о том, что необходимо руководствоваться только ч.6 ст.15 Федерального закона "О муниципальной службе в РФ" как представленной в более поздней редакции - 21.11.2011, несостоятельны. Федеральным законом от 21.11.2011 N 328-ФЗ одновременно внесены изменения и в ч.6 ст.15 Федерального закона "О муниципальной службе в РФ" и в ст.8 Федерального закона "О противодействии коррупции", положения которых приведены выше. Указ Президента РФ от 21.09.2009 N 1065 изменен Указом Президента от 13.03.2012.
Кроме того, именно из анализа статей вышеприведенных Федеральных законов и Указов Президента РФ, в их совокупности и взаимосвязи и следует право органа местного самоуправления принять нормативный правовой акт, регламентирующие вопросы проверки достоверности и полноты вышеназванных сведений относительно должностей муниципальной службы.
Представителем нанимателя, по решению которого проводится проверка достоверности вышеперечисленных сведений, для муниципального служащего в силу ст.16 Федерального закона "О муниципальной службе в РФ" может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования, представительный орган муниципального образования или иное уполномоченное лицо. Органы государственной власти регионального уровня не являются представителями нанимателя для муниципальных служащих.
По содержанию оспариваемое постановление администрации Афанасьевского района от "дата" N N не противоречит требованиям федерального законодательства, разработано в соответствии с Указом Президента РФ N 1065. Безосновательны доводы прокурора о том, что оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционного представления по существу повторяют позицию прокурора, изложенную при рассмотрении дела в первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом, влияли бы на обоснованность и законность принятого решения, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для отмены или изменения состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Омутнинского районного суда Кировской области от 09 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Афанасьевского района Кировской области - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.