Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Аносовой Е.Н.,
судей Ждановой Е.А. и Моисеева К.В.,
при секретаре Калабиной А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 12 сентября 2012 года дело по апелляционной жалобе МКУ администрация Верхнекамского района Кировской области на решение Верхнекамского районного суда Кировской области от 02.07.2012, которым постановлено о взыскании с администрации Верхнекамского района Кировской области за счет казны МО "Верхнекамский район" в пользу Черницыной Н.С. затрат, понесенных на оплату коммунальных услуг за период с "дата" по "дата" в сумме "данные изъяты" руб.
Заслушав доклад судьи областного суда Аносовой Е.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Верхнекамского района Кировской области в интересах Черницыной Н.С. обратился в суд с иском к МКУ администрация Верхнекамского района Кировской области о взыскании за счет казны МО "Верхнекамский район" затрат, понесенных на оплату коммунальных услуг.
В обоснование заявления указано, на то, что Черницына Н.С., проживающая в п. "адрес" и работающая в должности фельдшера отделения скорой медицинской помощи МУЗ "данные изъяты" до 01.01.2005 пользовалась правом на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением. С 2005 г. ей была выплачена частичная компенсация по оплате жилищно- коммунальных услуг. Согласно документальным доказательствам, всего за период с "дата" по "дата" Черницына Н.С. оплатила за освещение и отопление "данные изъяты" руб. На основании Закона Кировской области N 267-ЗО от 03.11.2004 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или поселках городского типа Кировской области" ей выплачена частичная компенсация по оплате указанных коммунальных платежей в размере "данные изъяты" руб. Разница между выплаченной компенсацией и уплаченными Черницыной Н.С. денежными средствами составила "данные изъяты" руб.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции, прокурор Верхнекамского района уточнил исковые требования, просит взыскать затраты в сумме "данные изъяты" руб., поскольку Черницына Н.С. фактически оплатила за освещение и отопление "данные изъяты" руб., а компенсация таких затрат за период с "дата" по "дата" ей произведена в размере "данные изъяты" руб.
В апелляционной жалобе представитель МКУ администрация Верхнекамского района Кировской области ставит вопрос об отмене решения суда, указывая на его незаконность.
В обоснование жалобы ссылается на то, что органами местного самоуправления Верхнекамского района Кировской области установлены, начиная с 2006 по 2011 годы меры социальной поддержки фармацевтическим и медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или поселках городского типа Верхнекамского района в виде частичной компенсации их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение за счет средств бюджета муниципального образования Верхнекамский район Кировской области. В этой связи считает, что ответчиком выполнены все требования законодательства по установлению мер социальной поддержки указанной категории граждан. Автор жалобы указывает на не состоятельность ссылки суда на абз. 2 п. 2 ст. 153 Федерального Закона N 122-ФЗ от 22.08.2004, поскольку считает, что предоставление бесплатного жилья с отоплением и освещением относится к льготе, выраженной в натуральной форме.
В возражениях на жалобу, прокурор Верхнекамского района Кировской области указал на законность и обоснованность принятого судом решения. Ссылается на недостаточность установленных органами местного самоуправления Верхнекамского района компенсационных выплат, поскольку их размер менее предоставленного объема социального обеспечения.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель финансового управления администрации Верхнекамского района Кировской области просит об отмене решения суда и отказе в удовлетворении исковых требований, в связи с неправильным применением судом норм материального права в части определения льготы, получаемой Черницыной Н.С. до 31.12.2004.
Черницына Н.С. в заявлении просит рассмотреть апелляционную жалобу без ее участия.
Выслушав объяснения прокурора Шибановой Н.Е., полагавшей решение суда подлежащим изменению и исключению из размера затрат плату за обслуживание и ремонт дома, проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции до 01.01.2005) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением. Пунктом 50 ст.35 Федерального закона от 22.08.2004 N122-ФЗ указанная норма закона признана утратившей силу, ст.62 дополнена частями 4, 5, 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ, те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
Законом Кировской области от 03.11.2004 N267-ЗО фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских поселениях или поселках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение. В соответствии со статьей 4 указанного закона размер частичной компенсации устанавливается ежегодно законом области об областном бюджете. Он составил ежемесячно в 2009 году - 400 руб., в 2010 - 400 рублей, в 2011- 460 руб.
Согласно действующему с 01.01.2005 года законодательству обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в муниципальных учреждениях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ранее, был возложен на органы местного самоуправления.
Согласно преамбуле Федерального закона от 22.08.2004 N122-ФЗ при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств.
Решениями Верхнекамской районной думы от 23.12.208 N 31/245, от 10.11.2009 N 40/105, от 24.11.2010 N 49/81 установлены меры социальной поддержки фармацевтическим и медицинским работникам муниципальных учреждений культуры и искусства Верхнекамского района, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельской местности или поселках городского типа Верхнекамского района в виде частичной компенсации их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение за счет средств бюджета МО Верхнекамский муниципальный район в размере 117 руб. ежемесячно.
В соответствии с п. 1 ст.153 Федерального закона от 22.08.2004 N122-ФЗ лица, имеющие право на получение компенсационных выплат, предусмотренных ранее действующим законодательством, имеют право на компенсации в размерах, установленных новым законом.
Пункт 2 этой же статьи содержит требование о том, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего закона нормативных актов, должны быть соблюдены условия, при которых вновь устанавливаемые размеры мер социальной поддержки в денежной форме не могут быть ниже размеров мер социальной поддержки, установленных социальных выплат в денежной форме, предоставлявшихся соответствующей категории граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Таким образом, меры социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты населения, администрацией Верхнекамского района Кировской области обеспечено без сохранения прежнего уровня их социальной защищенности в жилищно-коммунальной сфере.
Из материалов дела следует и установлено судом, что Черницына Н.С. с "дата" по "дата" работала в должности фельдшера отделения скорой помощи в "данные изъяты" больнице, которая впоследствии реорганизована в МУЗ "данные изъяты". Черницына Н.С. зарегистрирована и проживает в п. "данные изъяты" Верхнекамского района Кировской области.
В соответствии с приведенными нормативными актами Черницыной Н.С. была начислена и выплачена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с "дата" по "дата" в размере "данные изъяты" руб.
Ссылаясь на то, что разница между уплаченной суммой и суммой, полученной в соответствии с Законом субъекта РФ и решениями Верхнекамской районной Думы, составляет для нее убытки, прокурор просил взыскать их в пользу Черницыной Н.С.
Разрешая спор, суд пришел к правильному выводу о том, что предусмотренная Законом Кировской области N 267-ЗО и решениями Верхнекамской районной Думы выплаты компенсации являются дополнительной мерой социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников и не лишает указанную категорию права на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.
Выводы суда о возложении обязанности компенсировать понесенные Черницыной Н.С. расходыявляются правильными.
Такой вывод суда основан на положениях ФЗ от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, согласно которым решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Администрация Верхнекамского района, в ведении которой до 01.01.2012 находилось МУЗ "данные изъяты", в том числе и "данные изъяты" участковая больница в целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников обязана была осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения) с учетом требований ФЗ от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ о сохранении прежнего уровня их социальной защищенности в жилищно-коммунальной сфере.
Указанные меры ответчиком в должном объеме приняты не были. Однако это обстоятельство, не может служить основанием для нарушения прав гражданина, установленных федеральным законодательством, и суд обоснованно удовлетворил иск, возложив соответствующую обязанность на администрацию Верхнекамского района Кировской области поскольку, обеспечение мер социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения, является обязанностью органов местного самоуправления.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о взыскании с ответчика затрат, понесенных Черницыной Н.С. на оплату коммунальных услуг в размере "данные изъяты" руб.
Из представленного истцом в материалы дела расчета следует, что помимо денежных средств, оплаченных Черницыной Н.С. за отопление и электроэнергию, в состав требуемой компенсации включена плата за обслуживание и ремонт дома.
Ранее действующим законодательством, равно как и действующим в настоящее время, не предусмотрено такой меры социальной поддержки как возмещение оплаты за обслуживание и ремонт дома, той категории граждан, к которым относится Черницына Н.С.
Таким образом, судебная коллегия считает необходимым исключить из взысканного судом размера затрат, понесенных Черницыной Н.С. на оплату коммунальных услуг за период с "дата" по "дата"- "данные изъяты" руб., уплаченных ею за обслуживание и ремонт дома.
Довод жалобы о выполнении администрацией Верхнекамского района требований законодательства по установлению мер социальной поддержки указанной категории граждан в полном объеме являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции, и не нашли своего подтверждения. Решение суда в этой части содержит правильный и мотивированный ответ. Указанный довод направлен на переоценку правильно установленных судом обстоятельств.
Аргумент жалобы о неправильном применении судом абз. 2 п. 2 ст. 153 Федерального Закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 следует признать несостоятельным в силу ошибочного толкования автором жалобы данной нормы закона.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит изменению в части размера взысканной компенсации.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену обжалуемого решения судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Верхнекамского районного суда Кировской области от 02 июля 2012 года изменить в части размера взысканных денежных сумм.
Взыскать с администрации Верхнекамского района Кировской области за счет казны МО "Верхнекамский район" в пользу Черницыной Н.С. затраты, понесенные на оплату коммунальных услуг за период с "дата" по "дата" в сумме "данные изъяты".
В остальной части решение Верхнекамского районного суда Кировской области от 02 июля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.