Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Ворончихина В.В.
и судей Моисеева К.В., Аносовой Е.Н.
при секретаре Калабиной А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кирове 15 августа 2012 года дело по жалобе и дополнении к ней на решение Зуевского районного суда Кировской области от 22 июня 2012 года, которым постановлено о взыскании с муниципального образования Зуевский район Кировской области в лице администрации Зуевского района Кировской области за счет казны муниципального образования в пользу Яговкиной Т.М. денежных средств в размере "данные изъяты" в счет возмещения расходов по оплате коммунальных услуг за период с "дата" по "дата".
Заслушав доклад судьи Ворончихина В.В., объяснения Яговкиной Т.М. и прокурора Шибановой Н.Е., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Зуевского района в интересах Яговкиной Т.М. обратился в суд с иском к администрации Зуевского района Кировской области о взыскании расходов, понесенных на оплату коммунальных услуг.
В обоснование иска указано на то, что "дата" Яговкина Т.М. принята на должность "данные изъяты" больницы. С "дата", после реорганизаций, указанная больница входит в состав МЛПУ " "данные изъяты"". Яговкина Т.М., являясь медицинским работником, работающим и проживающим в сельской местности, имеет право на бесплатное предоставление ей квартиры с отоплением и освещением, до 01.01.2005 пользовалась данным правом. На основании Закона Кировской области N 267-ЗО от 03.11.2004 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или поселках городского типа Кировской области" ей выплачена компенсация за период с "дата" по "дата" в размере "данные изъяты". ежемесячно, с "дата" по "дата" в размере "данные изъяты". ежемесячно. Разница между выплаченной компенсацией и уплаченными Яговкиной Т.М. денежными средствами за коммунальные услуги составила "данные изъяты"
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней представитель администрации Зуевского района Кировской области ставит вопрос об отмене решения суда, указывая на его незаконность и необоснованность.
В обоснование жалобы ссылается на то, что вопросы поддержки медицинских работников не отнесены статьей 15 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения муниципального района. Финансирование предоставления социальной поддержки медицинским работникам муниципальных организаций в сельской местности в виде предоставления им льгот по оплате жилья и коммунальных услуг должно производиться за счет субвенций из федерального бюджета.
В возражениях на жалобу, прокурор Зуевского района Кировской области указал на законность и обоснованность принятого судом решения. Ссылается на финансовую самостоятельность местного самоуправления, которая предполагает наличие бюджетных прав у органов местного самоуправления.
Проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для пересмотра решения суда.
В соответствии с ч. 2 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции до 01.01.2005) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением. Пунктом 50 ст.35 Федерального закона от 22.08.2004 N122-ФЗ указанная норма закона признана утратившей силу, ст.62 дополнена частями 4, 5, 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ, те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
Законом Кировской области от 03.11.2004 N267-ЗО фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских поселениях или поселках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение. В соответствии со статьей 4 указанного закона размер частичной компенсации устанавливается ежегодно законом области об областном бюджете. Он составил ежемесячно в 2007 году - 117 руб., в 2008 году - 137 руб., в 2009 году - 400 руб., в 2010 - 400 рублей, в 2011- 460 руб.
Согласно действующему с 01.01.2005 года законодательству обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в муниципальных учреждениях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ранее, был возложен на органы местного самоуправления.
Согласно преамбуле Федерального закона от 22.08.2004 N122-ФЗ при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств.
В соответствии с п. 1 ст.153 названного закона лица, имеющие право на получение компенсационных выплат, предусмотренных ранее действующим законодательством, имеют право на компенсации в размерах, установленных новым законом.
Пункт 2 этой же статьи содержит требование о том, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего закона нормативных актов, должны быть соблюдены условия, при которых вновь устанавливаемые размеры мер социальной поддержки в денежной форме не могут быть ниже размеров мер социальной поддержки, установленных социальных выплат в денежной форме, предоставлявшихся соответствующей категории граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Таким образом, Закон Кировской области N267-ЗО не освобождает муниципальное образование от принятия мер социальной поддержки муниципальным служащим в соответствии с ч.6 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан за счет бюджета органа местного самоуправления. Это дополнительная мера социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников.
Из материалов дела следует, что Яговкина Т.М. с "дата" работала в должности "данные изъяты" в ГОУЗ " "данные изъяты"", которая была переименована в МЛПУ " "данные изъяты"". С "дата" МЛПУ " "данные изъяты"" реорганизована в форме слияния в МЛПУ " "данные изъяты" Яговкина Т.М. переведена в отделение "данные изъяты" "адрес" на должность "данные изъяты". Указанные медицинские учреждения, являются муниципальными организациями здравоохранения. Яговкина Т.М. проживает в "адрес", что относится к категории сельской местности.
Как правильно установлено судом, до настоящего времени, меры социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты населения, МО "Зуевский район Кировской области" не установлены, денежная компенсация, предусмотренная законом, Яговкиной Т.М. не выплачена.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно и в соответствии с нормами действующего законодательства постановил решение об удовлетворении иска.
Довод жалобы о необходимости финансирования указанных льгот за счет субвенций из федерального бюджета не влияют на правильность выводов суда, поскольку обязанность предоставлять категории граждан, к которой относится истец, компенсацию расходов на оплату коммунальных платежей возложена на муниципальное образование, в силу прямого указания закона.
Отсутствие у муниципального образования необходимых финансовых средств не может повлечь нарушение прав указанной категории граждан, так как обязанность по финансированию соответствующих льгот и компенсаций не ставится в зависимость от наличия соответствующих финансовых средств.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зуевского районного суда Кировской области от 22 июня 2012 года оставить без изменения, а жалобу и дополнение к ней без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.