Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Шевченко Г.М.
и судей Сидоркина И.Л., Черниковой О.Ф.
при секретаре Некрасовой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кирове 13 сентября 2012 г. дело по апелляционной жалобе представителя Шкляева ФИО10 - Шабалина С.Н. на решение Первомайского районного суда г. Кирова от 11 июля 2012 г., которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Заслушав доклад судьи Шевченко Г.М., представителя Шкляева А.В. - Шабалина С.Н., поддержавшего жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шкляев А.В. обратился в суд с иском к администрации г. Кирова об обязании предоставить жилое помещение, указал, что его родители в отношении него лишены родительских прав на основании решения "адрес" районного суда Кировской области от 21.03.1979, в связи с этим он относился к категории детей, оставшихся без попечения родителей, что указано в ст.1 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". До 1996 года истец воспитывался в школе-интернате N "адрес", с 19.06.1996 по 20.05.1998 проходил службу в Вооруженных силах РФ, после чего администрацией г. Кирова истцу предоставлялась комната в общежитии. Позднее истец выселен по инициативе руководства общежития. В 2003 году истец повторно обратился с просьбой о предоставлении жилого помещения, однако письмом Администрации "адрес" района "адрес" от 20.01.2004 в указанной просьбе отказано. В 2006 году с целью трудоустройства зарегистрировался у родственников в "адрес", но по месту регистрации не проживает. Просит суд обязать администрацию МО "Город Киров" предоставить истцу жилое помещение на условиях социального найма в пределах МО "Город Киров", площадью не менее 18 кв.м.
Судом постановлено указанное выше решение.
С решением суда не согласен представитель Шкляева А.В. - Шабалин С.Н., в жалобе ставит вопрос о его отмене и вынесении нового решения об удовлетворении исковых требований. Считает решение суда незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушением норм материального, процессуального права, не согласен с выводом суда о том, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются нуждающимся лицам, признанными таковыми в установленном законом порядке органами местного самоуправления, тогда как ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указывает категории граждан, которым жилые помещения предоставляются вне очереди. Так же суд ссылается на Закон Кировской области N 40-30, указывает на формирование и ведение регистра детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании списка граждан, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилых помещений, тогда как ведение Регистра и формирование списков отнесено к компетенции исполнительного органа в сфере образования - Департамента образования Кировской области.
В отзывах на жалобу администрация г. Кирова и Департамент финансов Кировской области просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела и содержания решения следует, что суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для данного дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, каких-либо нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом при рассмотрении дела не допущено.
В соответствии ст. 49 и ч. 1 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Абзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 19.10.2010 N 1281-О-О, данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан). Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется, в том числе тех, кто к моменту введения в действие данного Федерального закона достиг возраста 23 лет.
Как следует из материалов дела, решением "адрес" районного суда "адрес" от 21.03.1979г. ФИО8 и ФИО9 лишены родительских прав в отношении Шкляева А.В., "дата" года рождения (л.д. 6, 7).
На основании справки администрации "адрес" от 04.07.2012 г. (л.д. 76) сведений о закреплении за Шкляевым А.В. жилого помещения в архиве "адрес" муниципального района и в органах опеки и попечительства "адрес" не имеется.
Согласно справке школы-интернат для детей и детей, оставшихся без попечения родителей N (л.д.37) Шкляев А.В. прибыл из ФИО11 детского дома, с 01.09.1986 года по 1996 год находился на воспитании и обучении в школе-интернате N, на время воспитания и обучения находился на полном государственном обеспечении, проживал по адресу: "адрес" (здание общежития).
В период с 19.06.1996 по 20.05.1998 истец проходил службу в Вооруженных силах РФ (л.д.8).
Впервые в администрацию "адрес" с просьбой предоставить койко-место в одном из муниципальных общежитий Шкляев А.В. обратился только 09.12.2003 г., в данной просьбе Администрацией "адрес" было отказано на основании Федерального закона от 21.12.1996 г., учитывая возраст заявителя 26 лет и на основании п. 1 раздела 2 Положения о муниципальных общежитиях как не состоящему на квартирном учете в администрации района и не работающему в бюджетной сфере (л.д. 9). В этом же ответе администрации указано на реализацию его права на внеочередное обеспечение жилой площадью в "адрес" по месту первичного устройства его в государственное учреждение.
Вместе с тем, в администрацию "адрес" с заявлением о реализации его права на внеочередное обеспечение жилой площадью истец не обращался.
С настоящим исковым заявлением об обязании предоставления жилого помещения ему, как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, обратился 30.03.2012 года, т.е. в возрасте 34 года.
Сведений о том, что истец до достижения возраста 23 лет обращался за постановкой на учет по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в материалах дела не имеется.
Возможность встать на учет до достижения 23 лет у Шкляева А.В. имелась.
Вместе с тем, достижение лицом из числа детей-сирот двадцатитрехлетнего возраста не является основанием для лишения его гарантированного права на внеочередное предоставление жилья, если ранее возможность реализации данного права отсутствовала.
Как видно, из материалов дела, Шкляев А.В. получил статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в "адрес", после этого в силу определенного возраста и статуса детских учреждений, в которых дети могут находиться только до определенного возраста, он был устроен в детский дом в "адрес", затем в детский дом в "адрес", после чего находился в школе-интернате N "адрес", т.е. это были места временного пребывания ребенка.
После прохождения службы в Вооруженных силах РФ с 1996 по 1998 годы Шкляев А.В. имел возраст 21 год.
Возможность своевременной реализации гарантированного права на внеочередное предоставление жилья у Шкляева А.В. имелась, препятствий к этому не было.
В соответствии с ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта).
С 7.07.2006 г. по настоящее время Шкляев А.В. имеет регистрацию в "адрес".
Место жительства Шкляева А.В. находится в "адрес", оснований для обращения в администрацию города Кирова с заявлением о предоставлении жилья не имеется.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд указал, что истец на учете нуждающегося в жилых помещениях не состоит, с заявлением о постановке на учет не обращался, возраст истца не соответствует требованиям, установленным ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в связи с чем, требования о предоставлении жилого помещения по договору социального найма не подлежат удовлетворению.
С учетом норм права, регулирующих данные правоотношения, фактических обстоятельств дела, представленных доказательств, учитывая, что статус лица, оставшегося без попечения родителей, истец, достигший возраст 34 года, утратил, положения Федерального закона РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на него не распространяются, вывод суда является правомерным.
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия считает, что судом обоснованно отказано в удовлетворении исковых требований Шкляева А.В.
Доводы жалобы о том, что истец имеет право на обеспечение жильем во внеочередном порядке вне зависимости от времени постановки на учет и от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди как ребенка, оставшегося без попечения родителей, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого решения, так как постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе и обеспечение во внеочередном порядке жилыми помещениями, носят заявительный характер, препятствий в реализации права Шкляева А.В. на постановку на учет и получение вне очереди жилой площади как лицу, оставшемуся без попечения родителей, в соответствии с требованиями ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" судебная коллегия не усматривает.
Доводы о том, что на основании Закона Кировской области N 40-ЗО формирование и ведение регистра детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется на основании списка граждан, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилых помещений, ведение Регистра и формирование списков отнесено к компетенции исполнительного органа в сфере образования - Департамента образования Кировской области, не опровергают выводов суда, поскольку в соответствии с п. 2 Порядка формирования и ведения регистра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилых помещений, принятого в целях реализации Закона Кировской области N 40-ЗО, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 18 декабря 2006 г. N 77/297, формирование и ведение регистра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилых помещений (далее - регистр), осуществляется государственным органом управления образованием Кировской области (далее - департамент образования Кировской области) на основании списков граждан, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилых помещений, представляемых органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов). С таким заявлением Шкляев А.В. в органы местного самоуправления не обращался.
В решении суда содержится изложение тех мотивов, которыми руководствовался суд при постановлении решения, оценке доказательств, представленных суду, сомневаться в правильности которой судебная коллегия оснований не усматривает.
Все юридически значимые обстоятельства определены судом правильно, исследованы, оценка доказательствам произведена в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, материальный закон применен и истолкован судом правильно, нормы процессуального права соблюдены.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - несостоятельными, они не основаны на бесспорных доказательствах, установленных фактических обстоятельствах по делу и на требованиях действующего законодательства.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда г. Кирова от 11 июля 2012 года оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.