судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Давыдова А.П., судей Гаврилова В.С. и Крайневой Н.А.,
при секретаре Сесорове Е.А.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Гаврилова В.С.
дело по апелляционной жалобе Министерства социальной политики Нижегородской области
с участием Тимченко Е.Е., Синевой Л.Г.(по довер.)
на решение Первомайского районного суда Нижегородской области от 14 июня 2012 года
по иску Тимченко Е.Е. к Администрации Первомайского муниципального района Нижегородской области и Министерству социальной политики Нижегородской области об обеспечении жилой площадью,
УСТАНОВИЛА:
Тимченко Е.Е. обратилась в суд с указанным иском к Администрации Первомайского муниципального района Нижегородской области и Министерству социальной политики Нижегородской области, в обоснование которого указала следующее.
На основании решения Первомайского районного суда от *** года ее отец Т.Е.Б. был лишен родительских прав в отношении нее и ее брата Т.Н.Е. *** года умерла ее мать Т.В.Н., что подтверждается свидетельством о смерти.
В соответствии с постановлением администрации Первомайского района Нижегородской области от 08.02.2002 года N 40 ее попечителем была назначена ее бабушка Г.М.И., проживающая по адресу: " 1 ". На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий она не состояла, так как в соответствии с пунктом 2 указанного постановления за ней, как за несовершеннолетней, было сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: с. Большой Макателем, ул. Советская, 25. Вместе с тем на основании свидетельства о государственной регистрации права, выданного 05.08.2010 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности ее бабушке Горбуновой М.И.
Тимченко Е.Е. указала, что пункт 2 Постановления администрации Первомайского района от 08.02.2002 года N 40 "Об учреждении попечительства над несовершеннолетней Тимченко Е.Е." был вынесен с нарушением норм действующего законодательства ввиду того, что, сохраняя за ней право пользования указанным жилым помещением, администрация Первомайского района существенно ограничила права ее бабушки - Г.М.И. по владению, распоряжению и пользованию принадлежащим ей имуществом.
Указанным распоряжением были ограничены и ее права по обеспечению жилой площадью, так как в настоящее время она не является нуждающимся в жилом помещении.
Тимченко Е.Е. просила суд признать незаконным пункт 2 постановления администрации Первомайского района от 08.02.2002 г. N 40 "Об учреждении попечительства над несовершеннолетней Тимченко Е.Е." и обязать министерство социальной политики Нижегородской области обеспечить ее жилой площадью по нормам, установленным действующим законодательством.
Представитель администрации Первомайского района Нижегородской области в судебном заседании против исковых требований не возражал и просил суд их удовлетворить как обоснованные.
Представитель Министерства социальной политики Нижегородской области представил письменный отзыв, в котором указал следующее.
Тимченко Е.Е. не может выступать в суде в качестве представителя от имени Горбуновой М.И., заявлять от ее имени о нарушении прав Г.М.И., поскольку не имеет надлежащим образом оформленных полномочий в соответствии со ст.53 ГПК РФ.
Тимченко Е.Е. не имеет права на внеочередное обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Учитывая, что действовавшим и действующим законодательством РФ предусмотрен заявительный порядок принятия граждан на учет для обеспечения их жилыми помещениями по договорам социального найма, Тимченко Е.Е. должна была обратиться в администрацию с заявлением о постановке на вышеуказанный учет, однако Тимченко Е.Е. надлежащим образом не осуществила предусмотренные действующим законодательством действия для реализации своего права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма.
Соответственно, до достижения 23-летнего возраста Тимченко Е.Е. или в случае необходимости ее представитель по доверенности имели возможность обратиться в соответствующие муниципальные органы с письменным заявлением о принятии Тимченко Е.Е. на учет в качестве нуждающейся во внеочередном обеспечении жилым помещением в соответствии с Федеральным законом.
Министерство просило суд в исковых требованиях Тимченко Е.Е. к министерству отказать в полном объеме.
Решением Первомайского районного суда от 14 июня 2012 года постановлено:
Исковые требования Тимченко Е.Е. к Администрации Первомайского муниципального района Нижегородской области и Министерству социальной политики Нижегородской области об обеспечении жилой площадью, удовлетворить.
Признать незаконным пункт 2 постановления администрации Первомайского района от 08.02.2002 г. N 40 "Об учреждении попечительства над несовершеннолетней Тимченко Екатериной Евгеньевной" и обязать министерство социальной политики Нижегородской области обеспечить Тимченко Е.Е. жилой площадью, по нормам, установленным действующим законодательством.
В апелляционной жалобе Министерства социальной политики Нижегородской области содержится требование об отмене решения суда и отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку, как указывает заявитель, суд допустил нарушения норм материального права.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения явившихся по делу лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Тимченко Е.Е., *** года рождения, проживает по адресу: " 1 ".
На основании решения Первомайского районного суда Нижегородской области от *** года ее отец был лишен родительских прав в отношении истицы и ее брата. *** года умерла мать истицы (л.д. 8-9, 11).
В соответствии с постановлением администрации Первомайского района Нижегородской области от 08.02.2002 года N 40 попечителем Тимченко Е.Е. назначена ее бабушка Г.М.И., проживающая по адресу: " 1 " (л.д. 6).
В силу п.2 указанного постановления за несовершеннолетней Тимченко Е.Е. сохранено право пользования жилым помещением по адресу: " 1 ".
В соответствии с п.1 ст.209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Жилой дом, расположенный по адресу: " 1 " - находится в собственности Г.М.И., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 15).
Как видно из материалов дела и подтверждается объяснениями Тимченко Е.Е., истица Тимченко Е.Е. не состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 4).
Разрешая гражданское дело по существу заявленных требований, суд первой инстанции указал, что имеют место правовые основания для возложения на Министерство социальной политики Нижегородской области обязанности обеспечить Тимченко Е.Е. жильем в связи с незаконностью п.2 постановления администрации Первомайского района Нижегородской области от 08.02.2002 года N 40 о сохранении в пользовании за несовершеннолетней Тимченко Е.Е. жилого помещения, в настоящее время находящегося в собственности ее бабушки.
С указанными выводами суда судебная коллегия полагает необходимым согласиться по следующим мотивам.
Как следует из искового заявления Тимченко Е.Е., свои требования о предоставлении ей жилого помещения истица основывает на положениях ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ о предоставлении вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с ч.1 ст.52, ч.1 ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно ч.3 ст.52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В силу ч.1 ст.5 Закона Нижегородской области от 10.12.2004 года N 147-З "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее также - дети-сироты и лица из их числа), не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, однократно обеспечиваются по месту выявления и первичного устройства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно Положения о порядке формирования сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области (утв. постановлением Правительства Нижегородской области от 2 декабря 2008 г. N 566), оно определяет состав сведений, структуру и порядок формирования сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области.
Сводный список составляется министерством социальной политики Нижегородской области на основании списков детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета, формируемых соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области (далее - список муниципального образования).
Ответственным за ведение списка муниципального образования является соответствующий орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Нижегородской области (далее - органы местного самоуправления).
Включение детей-сирот в список муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства детей-сирот. В случае, если место выявления ребенка-сироты отлично от места его первичного устройства, включение детей-сирот в список муниципального образования осуществляется органом местного самоуправления, принявшим муниципальный правовой акт об отнесении ребенка к указанной в пункте 1 настоящего Положения категории лиц.
В список муниципального образования включаются дети-сироты, у которых срок окончания пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, прекращения опеки (попечительства), а также окончания службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, уже наступил или наступит через год.
Список муниципального образования формируется ежегодно, и в срок до 1 марта года, предшествующего планируемому году, представляется в министерство на бумажном и электронном носителях.
К списку муниципального образования помимо документов, указанных в пункте 6 настоящего Положения, прилагается информация о проведенной органом местного самоуправления работе по закреплению за детьми-сиротами жилых помещений, в том числе принадлежащих родителям, а также документ об отсутствии у детей-сирот жилого помещения на праве собственности, полученный по месту жительства детей-сирот, а также по месту выявления и назначения опеки (попечительства) (выписка органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органов, осуществляющих технический учет объектов недвижимости, выписка из поземельной книги).
Министерство представляет в министерство финансов Нижегородской области предложения по распределению средств областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот между органами местного самоуправления на очередной финансовый год и плановый период последующих двух лет в сроки, установленные Правительством Нижегородской области для составления проекта областного бюджета.
В данном случае орган местного самоуправления Первомайского района свои обязанности в отношении истицы, оставшейся без попечения родителей, не выполнил.
Как с достоверностью подтверждается материалами дела, установлено судом, Тимченко Е.Е. не состояла и не состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку п.2 указанного выше постановления администрации района за ней было сохранено право пользования жилым помещением, принадлежащим ее бабушке, проживающей по адресу: " 1 " (л.д. 6).
Именно в связи с данным обстоятельством истица считалась не нуждающейся в жилом помещении и необоснованно не была включена в Список детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета.
Из объяснений представителя администрации Первомайского района Нижегородской области следует, что ответчик согласен исковыми требованиями Тимченко Е.Е., поскольку постановлением администрации нарушаются жилищные права истицы (л.д. 32).
В суде апелляционной инстанции Тимченко Е.Е. пояснила, что после окончания обучения в образовательном учреждении (техникуме) в г.Арзамасе она неоднократно обращалась за предоставлением жилья в администрацию Первомайского района (орган опеки и попечительства), где ей в этом отказывали с указанием на наличие жилья в доме бабушки (Г.М.И.) и в администрации района она получила совет об обращении с заявлением в суд.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия находит, что суд пришел к законным и обоснованным выводам о признании незаконным п.2 постановления администрации Первомайского района от 08.02.2002 года N 40 и возложении на Министерство социальной политики Нижегородской области обязанности обеспечить Тимченко Е.Е. жилой площадью по установленным нормам в порядке, установленном Законом Нижегородской области от 10.12.2004 года N 147-З "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области".
Доводы апелляционной жалобы заявителя не могут быть приняты судебной коллегией во внимание и не могут являться основаниями для отмены вынесенного решения, так как истица имела право на обеспечение жилой площадью по нормам Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", не была поставлена на учет вследствие принятия органом местного самоуправления незаконного решения о закреплении за ней права на жилую площадь в доме, принадлежащем на праве личной собственности другому лицу, т.е. были созданы препятствия для реализации истицей права на жилую площадь органом, обязанным в силу закона (орган опеки и попечительства) вести учет лиц, оставшихся без попечения родителей, вести их личные дела, в которых должны содержаться сведения об обеспечении ребенка жилой площадью (выписка из домовой книги или справка о регистрации подопечного по месту жительства, правоустанавливающие документы на жилое помещение и иное недвижимое имущество, свидетельство о государственной регистрации права собственности, договор социального найма жилого помещения, ордер и т.д).
Ввиду изложенного, законных оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает, жалобу оставляет без удовлетворения.
Основываясь на изложенном и руководствуясь ст.328,329 ГПК РФ судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда Нижегородской области от 14 июня 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства социальной политики Нижегородской области - без удовлетворения.
Председательствующий :
Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.