Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе
председательствующего судьи: Погорелко О.В.
судей: Нижегородцевой И.Л. и Пятовой Н.Л.
с участием прокурора Пшеницына С.К.
при ведении протокола судебного заседания секретарем: Филипповой З.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе представителя Министерства социальной политики Нижегородской области по доверенности Вдовина В.А.
на решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 02 апреля 2012 года по делу по иску Балахнинского городского прокурора в интересах Лыжниковой Н.В. к Министерству социальной политики Нижегородской области, Государственному бюджетному учреждению "Замятинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" о признании бездействия незаконным, обязании предоставить жилое помещение, и
заслушав доклад судьи Погорелко О.В., выслушав объяснения представителя Государственного бюджетного учреждения "Замятинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" Яцыну О.Е., представителя Министерства социальной политики Нижегородской области Синеву Л.Г., заключение прокурора, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Балахинский городской прокурор обратился в суд с настоящим иском в интересах Лыжниковой Н.В. к Министерству социальной политики Нижегородской области, ГБУ "Замятинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей", указывая, что в ходе проверки по обращению Лыжниковой Н.В., "...", о нарушении ее жилищных прав установлено, что истец относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 10 марта 1990 года она являлась воспитанницей Дома ребенка N "..." г. Дзержинска, после чего прибыла в "Замятинский ДДИ". 02 сентября 1992 года она направлена на обучение в коррекционную школу-интернат 8 вида г. Кулебаки, 20 декабря 1995 года вернулась в "Замятинский ДДИ", 18 июля 2001 года переведена в Городецкий психоневрологический интернат по направлению Департамента по труду и социальной защите населения N "..."от 18 июня 2001 года.
Лыжникова Н.В. является инвалидом "...", инвалидность установлена с детства. В настоящее время она не имеет постоянного места жительства, жилое помещение за ней не закреплено. То обстоятельство, что она не была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в органах местного самоуправления, свидетельствует о нарушении ГБУ "Замятинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" требований п. 3 ст. 36 Гражданского кодекса РФ.
С учетом изложенного Балахнинский городской прокурор просит суд признать бездействие ГБУ "Замятинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" по защите прав и законных интересов Лыжниковой Н.В. незаконным, обязать Министерство социальной политики Нижегородской области вне очереди предоставить по договору социального найма Лыжниковой Н.В. жилое помещение в черте города Нижнего Новгорода, отвечающее санитарным и техническим правилам, общей площадью не менее 33 кв.м.
Определением суда от 16 февраля 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено УФК по Нижегородской области.
Решением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 02 апреля 2012 года исковые требования Балахнинского городского прокурора удовлетворены, постановлено:
Признать бездействие ГБУ "Замятинский детский дом-интернат умственно отсталых детей" по защите прав и законных интересов Лыжниковой Н.В. незаконным.
Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области вне очереди представить по договору социального найма Лыжниковой Н.В. жилое помещение в черте города Нижнего Новгорода, отвечающее санитарным и техническим правилами и нормам, общей площадью не менее 33 кв.м.
В апелляционной жалобе представителя Министерства социальной политики Нижегородской области по доверенности Вдовина В.А. поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании положений ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч.1).
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме (ч.2).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Лыжникова Н.В., "...", относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является инвалидом с детства, ей установлена инвалидность "..." (л.д. 25, 48). До 10 марта 1990 года она воспитывалась в Доме ребенка N "..." г. Дзержинска, 02 сентября 1992 года направлена на обучение в коррекционную школу-интернат "...", 20 декабря 1995 года вернулась в ГБУ "Замятинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" (л.д. 13-16, 17). С 16 июля 2001 года переведена в ГБУ "Городецкий ПНИ" (л.д. 48).
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что ГБУ "Замятинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" в нарушение действовавшего законодательства Лыжникова Н.В. не была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Доводы апелляционной жалобы отвергаются в силу следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Пунктом 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На основании ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Аналогичные положения содержались в п. 2 ст. 37 ЖК РСФСР.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 2 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ).
В силу абзаца второго п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ (в первоначальной редакции Федерального закона, действовавшей на момент окончания пребывания Лыжниковой Н.В. в ГБУ "Замятинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей") дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Выпускникам образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ).
Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст. 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст. 5).
На основании положений ч. 2 ст. 5 Закона Нижегородской области от 10.12.2004 г. N 147-З "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области", ст. 15 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 г. N 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области", п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона Нижегородской области от 30.09.2008 г. N 116-З "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений" государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленных за ними жилых помещений, не ниже установленных действующим жилищным законодательством социальных норм возложено на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.
В целях контроля за предоставлением за счет средств областного бюджета по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Правительством Нижегородской области утверждено Положение о порядке формирования сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области (Постановление Правительства Нижегородской области от 02.12.2008 г. N 566).
Указанное Положение определяет состав сведений, структуру и порядок формирования сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области (далее - сводный список).
В силу п. 3 Положения сводный список составляется министерством на основании списков детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета, формируемых соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.
Ответственным за ведение списка муниципального образования является соответствующий орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Нижегородской области.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 07.12.2007 г. N 460 Министерство социальной политики Нижегородской области определено уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области в пределах своей компетенции в соответствии с действующим законодательством.
Судом установлено, что в нарушение приведенных норм права ГБУ "Замятинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" не исполнило возложенной на нее обязанности по защите прав и законных интересов Лыжниковой Н.В., вследствие чего она не была поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и лишена меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением.
Установив данное обстоятельство, с учетом приведенных норм права суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии незаконного бездействия со стороны ответчика, приведшего к нарушению прав истца, обязав Министерство социальной политики Нижегородской области предоставить вне очереди Лыжниковой Н.В. жилое помещение по договору социального найма.
Несостоятельны доводы заявителя о том, что в силу ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Лыжникова Н.В. могла быть обеспечена жилым помещением только при наличии возможности осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни, поскольку ст. 31 данного Федерального закона предусмотрено, что в случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты). С учетом этого судом правомерно применены положения Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", не устанавливающего таких ограничений.
Также не опровергают вывода суда первой инстанции доводы жалобы о том, что по достижении возраста 23 лет Лыжникова Н.В. утратила право на получение мер социальной поддержки, не обратившись с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку до достижения указанного возраста данные меры социальной поддержки ей не были предоставлены по вине ГБУ "Замятинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей". Тем самым, право на социальное обеспечение она сохранила.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены решения и не опровергают выводов, изложенных в нем.
Решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 02 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства социальной политики Нижегородской области по доверенности Вдовина В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.