Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Щербакова М.В.,
судей Кузьмичева В.А., Ионовой А.Н.,
при секретаре Бабиной Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социальной политики Нижегородской области на решение Починковского районного суда Нижегородской области от 17 апреля 2012 года по иску Руснак А.И. к администрации Починковского района, администрации Починковского сельсовета, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании права на социальную поддержку в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, о включении в сводный список граждан, состоящих на учете имеющих право на получение единовременной денежной выплаты на строительство и приобретения жилья, о восстановлении в очереди в качестве нуждающегося в улучшения жилищных условий с момента первоначальной постановки на учет, о понуждении выплатить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилья.
Заслушав доклад судьи Кузьмичева В.А., объяснения представителя Министерства социальной политики Нижегородской области Синевой Л.Г., судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Руснак А.И. обратился в суд с названными исковыми требованиями к ответчикам, указывая, на то, что он является ветераном боевых действий на территории Чеченской Республики. В настоящее время он и его семья собственного жилья не имеют. После службы в армии он обратился в ЖКХ с заявлением от 20.02.1996 г. об улучшении жилищных условий. Но на учет он поставлен администрацией Починковского сельсовета 09.02.2012 года. Этим решением ущемляются его права, так как фактически он обратился с заявлением о постановке его на учет до 2005 года, то есть в 1996 году, а поставлен на учет лишь в 2012 году.
Изменив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил признать право на социальную поддержку в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, включить в сводный список граждан, состоящих на учете имеющих право на получение единовременной денежной выплаты на строительство и приобретения жилья, восстановить в очереди в качестве нуждающегося в улучшения жилищных условий с момента первоначальной постановки на учет, выплатить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилья.
Представитель ответчика администрации Починковского сельсовета исковые требования в части о признании права на социальную поддержку в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, о включении в сводный список граждан, состоящих на учете имеющих право на получение единовременной денежной выплаты на строительство и приобретения жилья, о восстановлении в очереди в качестве нуждающегося в улучшения жилищных условий с момента первоначальной постановки на учет с февраля 1996 года и о понуждении выплатить единовременную денежную компенсацию на приобретение или строительство жилья признал.
В части признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, об отмене распоряжения администрации Починковского сельсовета от 09.02.2012 года о решении жилищной комиссии, производство по делу истец просит прекратить, в этой части отказывается от иска.
Решением Починковского районного суда Нижегородской области от 17 апреля 2012 года исковые требования удовлетворены, постановлено:
Признать право Руснак А.И. на социальную поддержку в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.
Включить Руснак А.И. в сводный список граждан, состоящих на учете имеющих право на получение единовременной денежной выплаты на строительство и приобретения жилья.
Обязать администрацию Починковского сельсовета Нижегородской области восстановить в очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с момента первоначальной постановки на учет, т.е. с 20.02.1996 года или с момента начала формирования этого списка, с учетом постановки его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 20.02.1996 года.
Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области выплатить Руснак А.И. в порядке очереди единовременную денежную компенсацию на строительство или приобретение жилья.
В апелляционной жалобе Министерства социальной политики Нижегородской области поставлен вопрос об отмене решения суда в части возложения на министерство по выплате Руснак А.И. единовременной компенсации на строительство или приобретение жилья, как постановленного с нарушением норм материального права.
Согласно ст. 327.1 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 23.2 Закона "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Пункт 6 ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах" устанавливает, что форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
По общему правилу, изложенному в ст. 2 Закона Нижегородской области "О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области" - меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются отдельным категориям граждан, установленным подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", в форме предоставления жилого помещения по договорам социального найма.
Пункт 2 ст. 2 указанного выше Закона устанавливает, что по письменным заявлениям отдельных категорий граждан, установленных подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", обеспечение жильем может осуществляться в форме однократного предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома).
Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны изложен в статье 3 Закона Нижегородской области "О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области".
Статьей 6 Закона Нижегородской области N 68-З определен порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
В пункте 2 указанной статьи указано, что предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области на основании распоряжения Правительства Нижегородской области, которое доводится до сведения гражданина - получателя меры социальной поддержки по обеспечению жильем.
В соответствии со ст. 3 Закона Нижегородской области N 68-З - на основании списков, подготовленных органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, уполномоченный Правительством Нижегородской области орган исполнительной власти Нижегородской области осуществляет формирование и утверждение сводных списков граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
Меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются в соответствии со сводными списками граждан, сформированными отдельно по каждой категории в хронологической последовательности исходя из даты постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, относящихся к категориям, указанным в статье 1 настоящего Закона.
Органом, осуществляющим полномочия по формированию и утверждению сводных списков граждан, имеющим право на получение мер социальной поддержки и обеспечению жильем, является Министерство социальной политики Нижегородской области.
Разрешая заявленные исковые требования истца относительно восстановлении его в очереди в качестве нуждающегося в жилых помещениях с момента первоначального обращения об улучшении жилищных условий, в части включения его в сводный список граждан, состоящих на учете, имеющих право на получение единовременной денежной выплаты на строительство и приобретение жилья, суд первой инстанции верно установил, что Руснак А.И. являясь ветераном боевых действий, и обратившись в 1996 году в МПП ЖКХ Починковского района с заявлением об улучшении жилищных условий, был поставлен на учет 09 февраля 2012 года, что нарушает его жилищные права на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением за счет федерального бюджета.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции в данной части правильно были установлены все изложенные выше обстоятельства, имеющие значение по делу.
Однако нельзя согласиться с выводом суда первой инстанции в части возложения обязанностей на Министерство социальной политики Нижегородской области выплаты единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Статьей 6 Закона Нижегородской области N 68-З определено, что граждане - получатели единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома) либо социальных выплат на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома) в течение девяти месяцев с даты принятия распоряжения Правительства Нижегородской области, в котором указываются граждане - получатели единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома) либо социальных выплат на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома), представляют в органы местного самоуправления договоры участия в долевом строительстве либо договоры купли-продажи, зарегистрированные в установленном порядке в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо разрешение на строительство и документы, подтверждающие стоимость строительных работ (услуг) (договор строительного подряда и акт приемки выполненных работ).
Органы местного самоуправления осуществляют перечисление единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома) либо социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома) на счета застройщиков, строительных либо подрядных организаций либо продавцов жилых помещений (в том числе жилых домов) в течение десяти рабочих дней со дня представления гражданами - получателями единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома) либо социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома) документов.
В соответствии с п.2 ст.3 Закона основанием для включения в списки является заявление лица, нуждающегося в обеспечение жильем. Впоследствии на основании списков, подготовленных органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, уполномоченный Правительством Нижегородской области орган исполнительной власти Нижегородской области осуществляет формирование и утверждение сводных списков граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем (п.4 ст.3 Закона Нижегородской области от 07.07.2006г. N 68-З).
Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих факт обращения истца к Министерству социальной политики Нижегородской области с соответствующим заявлением.
С учетом характера заявленных требований указанный вывод о возложении обязанности на Министерство социальной политики Нижегородской области осуществить непосредственно Русак А.И. выплату единовременной денежной компенсации на строительство или приобретение жилья, судом первой инстанции сделан без правовых оснований, что влечет по существу нарушение норм материального права.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, на основании изложенного, а так же п.3 ч.1 ст.330 ГПК РФ, суд пришел к выводу, что решение Починковского районного суда Нижегородской области от 17 апреля 2012 года необходимо отменить в части удовлетворения требований о возложении на Министерство социальной политики Нижегородской области обязанности выплатить в порядке очереди единовременную денежную компенсацию на строительство или приобретение жилья.
В остальной части решение Починковского районного суда Нижегородской области от 17 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Починковского районного суда Нижегородской области от
17 апреля 2012 года отменить в части удовлетворения требований о возложении на Министерство социальной политики Нижегородской области обязанности выплатить в порядке очереди единовременную денежную компенсацию на строительство или приобретение жилья.
В отмененной части вынести новое решение, которым Русак А. И. в удовлетворении исковых требований о понуждении выплатить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилья - отказать.
В остальной части решение Починковского районного суда Нижегородской области от 17 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.