Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Железновой Н.Д.,
судей Кочетковой М.В., Старковой А.В.,
при секретаре Бурдуковой Е.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 сентября 2012 года дело
по апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ по Сосновскому району Нижегородской области на решение Сосновского районного суда Нижегородской области от 21 июня 2012 года
по иску Колотихиной А.Б. к Государственномуучреждению- Управлению Пенсионного фонда РФ по Сосновскому району Нижегородской области о включении определенного периода работы в специальный стаж работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда КочетковойМ.В., объяснения Колотихиной А.Б., судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда,
УСТАНОВИЛА:
Колотихина А.Б. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ по Сосновскому району Нижегородской области, в котором просит суд: включить в специальный стаж работы в льготном исчислении, как один год работы за 1 год 3 месяца периоды работы с 13 мая 1987 года по 01 января 1990 года в должности физиосестры в профилактории Давыдковского завода "Заря", с 02 января 1999 г. по 20сентября 1999 г. в должности заведующей физиотерапевтическим кабинетом Давыдковского завода "Заря", с 21 сентября 1999 г. по 28 июля 2003 г. заведующей здравпунктом ОАО "Заря"; признать за ней право на досрочную пенсию с 02 марта 2012 года; обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости.
Мотивируя заявленные требования тем, что имеет необходимый специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности, однако решением комиссии Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда по Сосновскому району 11 марта 2012 года истцу в назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста отказано, поскольку в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии не зачтены указанные периоды. Отказ ГУ УПФ РФ считает незаконным, в связи с тем, что её работа в должности физиосестры соответствовала работе медицинской сестры по физиотерапии. Работая в должности руководителя физиокабинета истец выполняла обязанности фельдшера, осуществляла прием больных, оказывал экстренную доврачебную медицинскую помощь, выполняла назначения врача, проводила медицинские процедуры и иные функциональные обязанности, которые по своему содержанию тождественны обязанностям фельдшера.
Колотихина А.Б. в судебном заседании исковые требования поддержала частично, в соответствии с ст. 39 ГПК РФ уточнила, что с заявлением о назначении пенсии в Управление пенсионного фонда РФ по Сосновскому району Нижегородской области обратилась 29февраля 2012 г., и с этой даты просит назначить досрочную трудовую пенсию.
Представитель ответчика Кузнецова Н.В., действующая по доверенности, исковые требования не признала.
Представитель третьего лица - Сосновской ЦРБ - Крутова А.С. исковые требования поддержала.
Решением Сосновского районного суда Нижегородской области от 21июня 2012 года исковые требования удовлетворены частично.
За истцом признано право на досрочную трудовую пенсию по старости с 29 февраля 2012 года. В специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии включены периоды работы: с 13 мая 1987 года по 01 января 1990 года в должности медицинской сестры по физиотерапии фельдшерского здравпункта (профилактория) Давыдковского завода "Заря", с 02 января 1990 г. по 20сентября 1999 г. в должности медицинской сестры фельдшерского здравпункта Давыдковского завода "Заря", период с 21 сентября 1999 года по 04 июля 2000 года, с 08 ноября 2000 г. по 26 декабря 2002 г., с 01 января 2003 г. по 28 июля 2003 г. в должности заведующей фельдшерским здравпунктом ОАО"Заря". На осветчика возложена обязанность назначить Колотихиной А.Б досрочную трудовую пенсию по старости, начиная с 29 февраля 2012 года, в остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, в связи с тем, что включение в специальный стаж работы периодов с 02 января 1990 г. по 20сентября 1999 г. в должности медицинской сестры фельдшерского здравпункта Давыдковского завода"Заря", с 21 сентября 1999 г. по 04 июля 2000 г., с 08 ноября 2000 г. по 26декабря2002 г., с 01 января 2003 г. по 28 июля 2003 г. в должности заведующей фельдшерским здравпунктом ОАО"Заря" не соответствует требованиям закона.
В постановлении Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не предусмотрено назначение досрочной трудовой пенсии лицам, работающим на заводе, с организационной формой - Открытоеакционерное общество. Данное наименование также отсутствует и в Конкретном перечне наименований лечебно-профилактических и санитарно?эпидемиологических учреждений здравоохранения от 03ноября1999 г. N 395. Ссылка суда на п. 15 раздела "Примечания" вышеуказанного Перечня, является необоснованной, так как истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о выделении фельдшерского здравпункта в структурное подразделение.
В возражениях на апелляционную жалобу истец просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения явившихся по делу лиц, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, поскольку оно вынесено в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в пределах доводов жалобы. Так как ответчик не оспаривает правомерность включения в специальный трудовой стаж истца периода с 13мая 1987 года по 01 января 1990 года в должности медицинской сестры по физиотерапии фельдшерского здравпункта (профилактория) Давыдковского завода "Заря", то в данной части исковые требования рассмотрению не подлежат.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения явившихся по делу лиц, судебная коллегия не находит законных оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
Конституция РФ в статьях 39 и 55 устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", досрочная трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Пунктом2статьи 27 данного Федерального закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что истец 21 мая 1984 г. согласно приказа N 108 от 17 мая 1984 г. была принята на должность медицинской сестры в Елизаровскую участковую больницу, 03 сентября 1986 года приказом от 01 сентября 1986 г. N 192 переведена на должность медицинской сестры Сосновской центральной районной больницы, что подтверждается копией трудовой книжки.
13 мая 1987 года приказом N 88 от 11 мая 1987 г. истец переведена на должность физиосестры профилактория Давыдковского завода "Заря", что подтверждается выпиской из приказа.
В порядке служебного перевода уволена 02 января 1990 г. с предыдущего места работы и в порядке служебного перевода по согласованию работодателей принята на должность заведующей физио-терапевтического кабинета в Давыдковский завод "Заря", что подтверждено документально и сторонами не оспаривалось.
Согласно приказа N 53 от 20 сентября 1999 г. Колотихина А.Б. с 21сентября 1999 года переведена на должность заведующей здравпунктом Давыдковского завода ОАО "Заря" и 01августа 2003 года уволена с данной должности по собственному желанию на основании приказа N 69 "а" от 01августа2003 г.
Работая по указанной должности, истец так же исполняла должностные обязанности, предусмотренные для медицинской сестры здравпункта, в частности занималась лечением больных, проводила профилактические мероприятия, оказывала экстренную доврачебную помощь, выполняла назначения врачей, проводила медицинские процедуры, уколы, физиолечение.
В период с 21 сентября 1999 г. до 01 июля 2003 г. Колотихина А.Б. исполняла должностные обязанности по осуществлению здравоохранения в качестве заведующей фельдшерским здравпунктом ОАО "Заря", что подтверждается приказом N 38 от 05 марта 2001 г. о присвоении КолотихинойА.Б. - фельдшеру здравпункта ОАО "Заря" первой категории по специальности "Лечебное дело", удостоверением "..." об аттестации, сертификатом А "..." от 18 декабря 2000 г. о присвоении специальности "Лечебное дело".
Судебная коллегия, изучив материалы дела, соглашается с выводом суда об осуществлении истцом в спорные периоды времени лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в сельской местности.
Из доводов жалобы следует, что ответчик не согласен с выводами суда относительно принадлежности организации, в которой истец осуществлял свою деятельность Списку должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии.
С данным выводом судебная коллегия не соглашается по следующим основаниям.
В соответствии с письмом Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 29сентября 2000 г. N 3948/1-17, 06-25/8625 при исчислении стажа на соответствующих видах работ, имевшего место до 01 ноября 1999 года, применяется номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 03 ноября 1999 г. N 395.
Согласно Примечанию к номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденному приказом Минздрава России от 03 ноября 1999 г. N 395, здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений, и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.
С принятием Списка от 22 сентября 1999 г. N 1066, право на назначение пенсии по выслуге лет связывалось только с осуществлением деятельности в конкретном перечне учреждений и должностей, тем самым законодатель внес правовую определенность, указав в п. 1 Правил от 22 сентября 1999 г. N 1066 о том, что в трудовой стаж для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком должностей, а также в врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских частей, военно-учебных заведений), независимо от ведомственной подчиненности.
Так же Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066, установлено, что врачам и среднему медицинскому персоналу, работающим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливается при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца.
То есть, с 1 ноября 1999 года определен новый порядок исчисления стажа работы в сельской местности, при котором льгота для определения сельского стажа: 1 год работы за один год и 3 месяца - применяется только в том случае, если пенсия медицинскому работнику устанавливается при смешанном 30-летнем стаже работы, как в городе, так и в сельской местности.
Таким образом, период работы в сельской местности до 01.11.1999, независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, может быть исчислен в льготном порядке, предусмотренном п. 2 постановления Правительства РСФСР от 06.09.1991 N 434 - 1 год работы за 1 год 3 месяца (п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29октября2002 г. N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона "Отрудовых пенсиях в РФ", и правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп.20п.1ст.27Федерального Закона "О трудовых пенсиях в РФ".
В указанный список включены должности "медицинская сестра (фельдшер)" и "заведующий фельдшерским здравпунктом".
Согласно пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Закона "Отрудовых пенсиях в РФ" в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке в фельдшерских здравпунктах являющихся структурными подразделениями организаций.
Таким образом, здравпункты, независимо от того являются ли они структурными подразделениями учреждений здравоохранения либо структурными подразделениями предприятий и организаций, отнесены законодателем к системе учреждений здравоохранения.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20декабря 2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Согласно п. 10 данного Постановления, лечебная деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающей право для досрочного назначения пенсии по старости независимо от того, в чем введении находится учреждение, где работал истец и кому принадлежит закрепленное за ним имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и прочим.
Таким образом, доводы жалобы ответчика об отсутствии в Спискедолжностей и учреждений работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29октября2002 г. N 781, наименования организации в которой работал истец является необоснованным, поскольку фактически деятельность истца была связана с осуществлением медицинской деятельности по охране здоровья населения.
Ссылка ответчика на тот факт, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих выделение фельдшерского здравпункта в структурное подразделение является необоснованной.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцом доказано, что она осуществляла медицинскую деятельность, предоставляющую в дальнейшем возможность на получение досрочной трудовой пенсии по возрасту, а также доказал тот факт, что осуществлял данную деятельность в специально созданном для этого учреждении, что подтверждается совокупностью документальных и свидетельских доказательств по делу. При этом ответчиком не доказан тот факт, что фельдшерский здравпункт, в котором работала истец, не является отдельным структурным подразделением. При указанных обстоятельствах у судебной коллегии нет оснований не доверять доводам истца и в тоже время нет оснований считать незаконным решение суда, вынесенное в соответствии с совокупностью, представленных по делу доказательств и в соответствии с требованиями закона.
Другие доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов, содержащихся в решении суда, они были предметом исследования суда первой инстанции, по которым суд в решении высказал свое суждение.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем, оснований к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328,329,330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сосновского районного суда Нижегородской области от 21июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУУПФРФ по Сосновскому району Нижегородской области - безудовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.