Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего Лазорина Б.П., судей Ионовой А.Н., Щербакова М.В.
при секретаре Бабиной Т.В.
дело по апелляционной жалобе ОАО "ННПО им.Н.В.Фрунзе"
на решение Приокского районного суда г.Нижнего Новгорода от 2 мая 2012 года
по делу по иску Пятановой Е.А. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, администрации города Нижнего Новгорода о признании права на приватизацию жилого помещения, признании права собственности на жилое помещение
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Нижегородского областного суда Лазорина Б.П.
УСТАНОВИЛА:
Пятанова Е.А. обратилась с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области о признании права на приватизацию жилого помещения, признании права собственности на жилое помещение. В обоснование требований ссылается на то, что в 1988г ее матери Пятановой М.В. ФГУП "Нижегородское научно-производственное объединение имени М.В.Фрунзе" (в настоящее время "Нижегородское научно-производственное объединение имени М.В.Фрунзе") предоставлено для проживания жилое помещение в общежитии по адресу: "?". Проживает по указанному адресу с рождения с матерью. Намерена реализовать свое право на приватизацию жилого помещения. Просит признать право на приватизацию жилого помещения, право собственности на жилое помещение по адресу: "?".
Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Нижегородской области в суд не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, имеется отметка о вручении повестки. В ранее представленном отзыве просил рассмотреть дело в свое отсутствие, иск не признал, указал, что объект недвижимости по адресу: "?", является объектом казны Российской Федерации, числится в реестре федерального имущества, имеет статус общежития, не подлежит приватизации. Исключение жилого помещения из специализированного жилищного фонда осуществляется на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилым фондом. В соответствии с Положением Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, расположенных на территории области и не обладает полномочиями по исключению жилых помещений из состава специализированного жилищного фонда. В силу закона объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс акционерного общества, подлежат передаче в муниципальную собственность. В настоящее время ведется работа по безвозмездной передаче общежития в муниципальную собственность. В случае признания права собственности граждан на жилые помещения в судебном порядке передача общежитий целиком в муниципальную собственность будет невозможна. Истица вправе реализовать свое право на приватизацию комнаты после передачи здания общежития в муниципальную собственность во внесудебном порядке (л.д.47).
Представитель ответчика администрации г.Н.Новгорода Самодлова Т.О. иск не признала, пояснила, что здание, в котором расположена спорная комната, в муниципальную собственность не передано.
Решением суда постановлено:
Признать за Пятановой Е.А. право на приватизацию жилого помещения, расположенного по адресу: "?", площадью 11,8 кв.м.
Признать за Пятановой Е.А., *** г рождения, уроженкой г.Горького, право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: город "?" площадью 11,8 кв.м., и соответствующую долю в праве общей собственности на общее имущество.
В иске к администрации города Нижнего Новгорода отказать.
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда, вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность.
В соответствии со ст.4 того же Закона жилые помещения в общежитиях приватизации не подлежат.
Согласно ст.7 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.
В соответствии со ст.11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.
Статьей 18 того же Закона предусмотрено сохранение всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию при передаче жилищного фонда государственных или муниципальных предприятий, учреждений в оперативное управление их правопреемников либо в ведение органов местного самоуправления.
В соответствии со ст.154 ч.11 "ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что в федеральной собственности может находиться: имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти; имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации; имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
Установить, что передача имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации осуществляется в следующем порядке.
Находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:
если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии со ст.30 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" 1. Объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению:.. .жилищного фонда и объектов его инфраструктуры; 2. Объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия по основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.
Установлено, что по адресу: "?" располагается здание общежития ФГУП "Нижегородское научно-производственное объединение имени М.В.Фрунзе".
27.07.2011г здание общежития по адресу: "?", как объект не подлежащий приватизации в составе имущественного комплекса, передано Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области.
15.08.2011г ФГУП "Нижегородское научно-производственное объединение имени М.В.Фрунзе" приватизировано. Образовано ОАО "Нижегородское научно-производственное объединение имени М.В.Фрунзе"
До настоящего времени не принято соответствующим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, решения о передаче имущества в виде жилищного фонда из федеральной собственности в муниципальную.
Комната N "?" размером общей площади 11,8 кв.м. (шкаф 0,7 кв.м., комната 11,1 кв.м.) предоставлялась Пятановой М.В., матери истицы в связи с работой на заводе им.М.В.Фрунзе, в настоящее время ОАО "Нижегородское научно-производственное объединение имени М.В.Фрунзе".
Истица Пятанова Е.А. проживает с рождения и зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: "?", общежитие, занимает с матерью Пятановой М.В. комнату *** площадью 12 кв.м.
Пятанова М.В. от участия в приватизации жилого помещения отказывается.
Истица производит оплату за жилое помещение, в котором проживает.
Истица проживает с матерью в изолированном жилом помещении в виде комнаты на законных основаниях с рождения. Добросовестно исполняет свои обязанности нанимателя, с иском об оспаривании ее права на занимаемое жилое помещение никто не обращался. В приватизации иных жилых помещений не участвовала. Проживающая совместно с истицей Пятанова М.В., от участия в приватизации жилого помещения отказалась.
Жилое помещение находится в доме, который ранее использовался в качестве общежития работников Федерального государственного унитарного предприятия "Нижегородское научно-производственное объединение имени М.В.Фрунзе". В связи с приватизацией предприятия здание общежития должно быть передано из государственной собственности в муниципальную, к отношениям по пользованию жилыми помещениями, расположенными в указанном здании, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.
Отсутствие решения соответствующего органа о передаче жилого помещения из государственной собственности в муниципальную, не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления соответствующих документов.
Судом правильно указано, что истица имеет право на приватизацию занимаемого жилого помещения в силу закона. В ее собственность подлежит передаче занимаемое жилое помещение в виде комнаты размером 11,8 кв.м. N *** в доме по адресу: "?".
Права истицы Администрацией г.Н.Новгорода не нарушены, в силу чего суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований к администрации г.Н.Новгорода.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием к отмене решения суда, т.к. истица имеет право на приватизацию жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приокского районного суда г.Н.Новгорода от 22 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.