Судья Пензенского областного суда Синцева Н.П., при секретаре судебного заседания Никулиной Н.Н., с участием адвоката Вяхирева А.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда жалобу заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Пензенской области К.В.М. на решение судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 10 августа 2012 года по делу по жалобе Афонькина А.В. на постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Пензенской области К.В.М. от 03 июля 2012 года N 100 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении физического лица Афонькина А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца "адрес", проживающего: "адрес", р. "адрес" А.
Выслушав объяснения представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по "адрес" по доверенности К.В.М., представителя Афонькина А.В. адвоката Вяхирева А.Н., исследовав материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Пензенской области К.В.М. N100 от 03 июля 2012 года физическое лицо Афонькина А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, за невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорными растениями с назначением наказания в виде штрафа в размере 1000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Афонькин А.В. обратился в Первомайский районный суд г. Пензы с жалобой на вышеуказанное постановление.
Решением судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 10 августа 2012 года жалоба Афонькина А.В. на постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Пензенской области К.В.М. N100 от 03 июля 2012 года удовлетворена. Постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Пензенской области К.В.М. N100 от 03 июля 2012 года о привлечении к административной ответственности Афонькина А.В. по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ отменено. Производство по делу об административном правонарушении в отношении Афонькина А. В. по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава правонарушения.
Не согласившись с решением Первомайского районного суда г. Пензы от 10 августа 2012 года, заместитель начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Пензенской области К.В.М. обратился с жалобой на данное решение, указав, что судом первой инстанции неправильно истолкована норма ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, поскольку вменяемое Афонькину А.В. правонарушение, имеет формальный состав, наступление последствий в виде ухудшения качества земли не является обязательным условием для привлечения виновного лица к ответственности за его совершение.
Физическому лицу Афонькину А.В. вменяется невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв при использовании земельных участков сельскохозяйственного назначения, доказательств ухудшения качества земель для привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ не требуется.
Согласно нормам Земельного Кодекса РФ, Федерального закона N 101-ФЗ от 16 июля 1997 года "О государственном обеспечении плодородия земель" Афонькин А.В. обязан проводить агротехнические мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями (вспашка, культивация, боронование).
Считает, что вина Афонькина А.В., как собственника трех земельных участков сельскохозяйственного назначения, полностью доказана при проведении проверки, постановление N 100 от 03 июля 2012 года вынесено законно.
Просил суд второй инстанции решение судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 10 августа 2012 года отменить, постановление N 100 от 03 июля 2012 года оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пензенской области по доверенности К.В.М. поддержал доводы жалобы, просил жалобу удовлетворить, решение судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 10 августа 2012 года отменить, постановление N 100 от 03 июля 2012 года оставить без изменения.
Афонькин А.В. в судебное заседание не явился, о дне и месте слушании дела был надлежащим образом уведомлен, о причине неявки суду не сообщил.
Защитник Афонькина А.В. адвокат Вяхирев Н.Н. возражал против удовлетворения жалобы, просил апелляционную инстанцию решение судьи Первомайского районного суда от 10 августа 2012 года оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Проверив доводы жалобы, выслушав участников процесса, нахожу постановление административного органа законным, а решение судьи районного суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Постановлением заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Пензенской области К.В.М. N 100 от 03 июля 2012 года физическое лицо Афонькин А. В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, за невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорными растениями с назначением наказания в виде штрафа в размере 1000 рублей.
Решением судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 10 августа 2012 года жалоба Афонькина А.В. на постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Пензенской области К.В.М. N100 от 03 июля 2012 года удовлетворена. Постановление административного органа N 100 от 03 июля 2012 года о привлечении к административной ответственности Афонькина А.В. по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ отменено. Производство по делу об административном правонарушении в отношении Афонькина А. В. по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава правонарушения.
Установлено, что Афонькин А.В. является собственником земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами N площадью 52 га; N площадью 52 га; N площадью 20,8 га, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ и записями в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним N от ДД.ММ.ГГГГ; N от ДД.ММ.ГГГГ; N/-935 от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании приказа Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пензенской области за N80-п от 19 июня 2012 года в связи с обращениями граждан, а также пожароопасной обстановкой на территории Шемышейского района государственным инспектором отдела земельного контроля произведен осмотр земель и земельных участков сельскохозяйственного назначения на территории Руссконоркинского сельсовета Пензенской области.
26 июня 2012 года в ходе осмотра земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков сельскохозяйственного использования, расположенных на территории Руссконоркинского сельсовета Шемышейского района, установлено, что на землях сельскохозяйственного назначения, принадлежащих Афонькину А.В., площадью 136,4 га не производились агротехнические мероприятия и обязательные мероприятия по улучшению и охране почв, а именно: в течение 1 - 1,5 лет не производилась вспашка, посев, культивация земель, в результате чего земли сельскохозяйственного назначения заросли сорной растительностью, что подтверждается актом от 26 июня 2012 года, протоколом N 001650 от 26 июня 2012 года, объяснениями Афонькина А.В., отраженными в данном протоколе, не отрицавшего, что действительно 1,5 года не обрабатывал земельные участки, находящиеся у него в собственности.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление N 100 от 03 июля 2012 года о привлечении Афонькина А.В. к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Должностное лицо Управления Россельхознадзора по Пензенской области, установив вышеназванные обстоятельства, оценив собранные по делу доказательства по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, пришло к выводу, что в действиях Афонькина А.В. имеются признаки правонарушения по ч. 2 ст.8.7 КоАП РФ.
Квалификация действий Афонькина А.В. по ч. 2 статьи 8.7 КоАП РФ является правильной ввиду следующего.
В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности: обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В силу статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям).
Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий, а также выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом и федеральными законами.
В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.
Согласно положениям статьи 1 названного Федерального закона плодородие земель - способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений.
Воспроизводство плодородия земель - это сохранение и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения посредством систематического проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных и иных мероприятий.
Агротехнические мероприятия - совокупность научно обоснованных приемов обработки почв в целях воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Фитосанитарные мероприятия - совокупность научно обоснованных приемов выявления и устранения засоренности почв сорными растениями, зараженности почв болезнями и вредителями сельскохозяйственных растений.
Согласно п. 1 ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Таким образом, Афонькин А.В., допустив зарастание земельных участков сорной растительностью, уклонившись от их обработки, не выполнил мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий (ст.13 Земельного кодекса РФ), тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Отменяя постановление и прекращая административное производство в отношении Афонькина А.В., судья районного суда исходил из того, что Управлением не доказано наличие в действиях Афонькина А.В. состава вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, поскольку административным органом не представлены доказательства, подтверждающие, что невыполнение собственником земельных участков мероприятий по защите сельскохозяйственных угодий (ст. 13 ЗК РФ) привело к ухудшению их состояния.
Однако данные выводы ошибочны в силу следующего.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, образует невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Исходя из конструкции и буквального смысла данной нормы, вменяемое Афонькину А.В. правонарушение имеет формальный состав, и наступление последствий в виде ухудшения качества земли не является обязательным условием для привлечения виновного лица к ответственности за его совершение.
При этом слова "ухудшающих качественное состояние земель" грамматически относятся не к деянию в виде невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв, а к характеристике "других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду", которые следует предотвращать. В связи с этим доказывать ухудшение качества земель необходимо только в том случае, если административным органом субъекту правонарушения вменяется невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
В данном случае Афонькину А.В. как собственнику земельных участков вменяется невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв при использовании земельных участков сельскохозяйственного назначения, доказательств ухудшения качества земель для привлечения к административной ответственности не требуется.
Как видно из материалов дела, отраженный в оспариваемом постановлении факт неосуществления на вышеуказанных земельных участках агротехнических и фитосанитарных мероприятий (вспашки, обработки почвы), мероприятий по защите и улучшению плодородия земель,
в течение 1 - 1,5 лет Афонькиным А.В. не оспаривался, о чем он собственноручно указал в протоколе N 001650 от 26 июня 2012 года об административном правонарушении.
По делу установлено, что данные земельные участки заросли сорной растительностью, что также не оспаривается Афонькиным А.В.
В материалах дела не имеется доказательств, подтверждающих принятие необходимых и достаточных мер по исполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв при использовании данных земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии вины физического лица Афонькина А.В. во вмененном ему правонарушении.
Принимая во внимание вышеизложенное, факт совершения вменяемого Афонькину А.В. административного правонарушения, выразившегося в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв, а также его вина подтверждаются материалами настоящего дела.
С достоверностью установлено, что в бездействии Афонькина А.В. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, его квалификация административным органом является правильной.
Поэтому при наличии события, состава и вины правонарушителя привлечение его к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ в данном случае является правомерным.
Обстоятельства рассматриваемого правонарушения свидетельствуют о продолжительном недолжном отношении Афонькина А.В. как собственника вышеуказанных земельных участков к исполнению своих обязанностей по улучшению, защите земель и охране почв.
Таким образом, судья областного суда считает, что допущенное Афонькиным А.В. бездействие в виде невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв, которое совершено в отношении нескольких земельных участков сельскохозяйственного назначения, характеризуется большой площадью данных участков, а также довольно длительным периодом, существенно посягает на установленный правовыми актами порядок общественных отношений в рассматриваемой сфере.
При назначении наказания размер штрафа 1000 руб. по минимальному пределу санкции части 2 статьи 8.7 КоАП РФ административный орган правильно оценил все доказательства по делу, что соответствует положениям ст. 4.1 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении был составлен с участием физического лица Афонькина А.В.
При этом в протоколе N 001650 от 26 июня 2012 года Афонькин А.В. дал согласие на рассмотрение административного дела в его отсутствие; о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении он был надлежащим образом извещен, что подтверждается его подписью в вышеуказанном протоколе. Следовательно, дело об административном правонарушении было рассмотрено административным органом при наличии у него доказательств надлежащего извещения Афонькина А.В. относительно времени и места данных процессуальных событий.
Срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный положениями статьи 4.5 КоАП РФ, на дату вынесения оспариваемого постановления не истек.
При таких обстоятельствах судья областного суда пришла к выводу о том, что оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности соответствует законодательству, законно и обоснованно, а решение судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 10 августа 2012 года подлежит отмене, поскольку неправильно была дана оценка юридически значимым обстоятельствам и истолкованы нормы ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы оказать влияние на законность и обоснованность оспариваемого решения административного органа, не установлено.
Таким образом, решение судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 10 августа 2012 года подлежит отмене, жалоба заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Пензенской области К.В.М. - удовлетворению.
При этом в удовлетворении жалобы Афонькина А.В. на постановление N 100 от 03 июля 2012 года следует отказать, постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Пензенской области К.В.М. - оставить без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 ч. 1 п. 1, ст. 30.9 КоАП РФ, судья областного суда
РЕШИЛА:
Решение судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 10 августа 2012 года отменить.
Жалобу заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Пензенской области К.В.М. -удовлетворить.
Постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Пензенской области К.В.М. от 03 июля 2012 года N 100 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, в отношении физического лица Афонькина А.В. оставить без изменения; жалобу Афонькина А.В.- без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.