Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Няшина В.А.,
судей Выдриной Ю.Г., Овчинниковой Н.А,
при секретаре Боголюбовой Т.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 15 августа 2012 г. дело по апелляционной жалобе администрации Индустриального района г. Перми на решение Индустриального районного суда г. Перми от 03 мая 2012 г., которым постановлено:
Признать бездействие администрации Индустриального района г. Перми, выразившееся в непринятии мер по выявлению, как бесхозяйного имущества, и инвентаризации сетей холодного и горячего водоснабжения (ХВС, ГВС), расположенных в подвале дома N ** по **** г. Перми с целью дальнейшей регистрации права собственности на них -незаконным.
Обязать администрацию Индустриального района г. Перми провести инвентаризацию сетей холодного и горячего водоснабжения (ХВС, ГВС), расположенных в подвале дома N ** по **** г. Перми с целью дальнейшей регистрации права собственности на них.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Овчинниковой Н.А., объяснения представителя администрации Индустриального района г. Перми - П., представителя управления развития коммунальной инфраструктуры администрации г. Перми - С., представителя ООО "УК " ***" - С1., представителя прокуратуры Синевой А.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Индустриального района г. Перми, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с требованиями к администрации Индустриального района г. Перми, просил признать бездействие администрации Индустриального района г. Перми, выразившееся в непринятии мер по выявлению, как бесхозяйного имущества, и инвентаризации сетей холодного и горячего водоснабжения (ХВС, ГВС), расположенных в подвале дома N ** по **** г. Перми с целью дальнейшей регистрации права собственности на них -незаконным. Обязать администрацию Индустриального района г. Перми провести инвентаризацию сетей холодного и горячего водоснабжения (ХВС, ГВС), расположенных в подвале дома N ** по **** г. Перми с целью дальнейшей регистрации права собственности на них.
В обоснование заявления указал, что прокуратурой Индустриального района г. Перми проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в части признания бесхозяйными участка транзитных сетей, в результате которой установлено, что в подвале дома N ** по **** г. Перми расположены транзитные участки трубопроводов, по которым обеспечивается подача холодного и горячего водоснабжения в дом N ** по **** г. Перми. В связи с аварийным состоянием указанных трубопроводов на трассе периодически происходят прорывы, вследствие чего у жителей дома N ** по **** отсутствует горячее и холодное водоснабжение. В соответствии с актом проверки государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края от 20.10.2011 г. трубопроводы магистрального ХВС и ГВС значительно изношены, на всей протяженности трубопроводов установлены хомуты, обеспечивающие их герметичность, имеются признаки коррозии. Для дальнейшей эксплуатации трубопроводов необходим их капитальный ремонт, либо замена. Управляющей компанией дома N ** ООО "УК " Название", управляющей компанией дома N ** ООО "УК " ***" неоднократно сообщалось в администрацию Индустриального района г. Перми и Управление развития коммунальной инфраструктуры администрации г. Перми об аварийном состоянии бесхозяйных трубопроводов. Несмотря на неоднократные обращения администрацией района каких-либо мер к признанию транзитных сетей ГВС и ХВС, расположенных в подвале дома N ** **** бесхозяйными принято не было. Администрация Индустриального района г. Перми знала о наличии бесхозяйных транзитных сетей ГВС и ХВС в подвале жилого дома N ** по **** г. Перми, но длительное время никаких мер по инвентаризации данных сетей с целью дальнейшей регистрации права собственности на них принято не было. Кроме того, администрация района письменно управляющими компаниями была проинформирована об аварийной ситуации на указанных объектах инженерной инфраструктуры, но информацию о выявленной аварийно ситуации в МУ "СОИИ" немедленно не направила. Действиями администрации Индустриального района нарушаются права неопределенного круга жильцов многоквартирного дома N ** по **** на нормальное жилищно-коммунальное обслуживание.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе администрация Индустриального района г. Перми, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, указывающим на то, что собственником спорных сетей водоснабжения является ООО " Организация"; на то, что к компетенции администрации Индустриального района не относится функция по инвентаризации и постановке бесхозяйных объектов на регистрационный учет; на нарушение судом норм процессуального права, выразившееся в том, что суд вышел за рамки заявленных требований.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Индустриального района г. Перми просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с ч. 3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в подвалах жилых домов NN ** и ** по **** г. Перми проходят транзитные магистрали холодного и горячего водоснабжения, которые никем не обслуживаются и находятся в аварийном состоянии.
ООО " Организация" является собственником наружных сетей холодного и горячего водоснабжения, протяженностью 260.6 п.м. (лит 1. 2, 3) по адресу ****, начало - здание ЦТП- **, по ****, конец - жилые дома по ****, здание по ****, жилой дом по улице ****. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 19.09.2009 г. (л.д. 79) и техническим паспортном на инженерные сети, из которого видно, что коммуникации в подвалах домов NN ** и ** по **** г. Перми домов в указанный метраж не входят (л.д. 115-127).
Поскольку отсутствует информация о регистрации за кем-либо права собственности на сети холодного и горячего водоснабжения, расположенные в подвале жилого дома N ** по **** г. Перми, этот участок сетей является бесхозяйным имуществом по смыслу ч. 1 ст. 225 ГК РФ.
Обязанность выявлять бесхозяйное имущество, расположенное на территории Индустриального района г. Перми, где в данном случае расположены спорные коммуникации, несет ответчик в силу следующего.
Из подп. 4.2 п. 4 ст. 6.1 Устава города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 13.03.1996 г. следует, что администрация Индустриального района является территориальным органом администрации города Перми.
Согласно п. 3.5.4 Типового положения "О территориальном органе администрации города Перми", утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 207, территориальный орган в соответствии с возложенными на него задачами проводит работу по выявлению бесхозного недвижимого имущества в пределах границ района, определению необходимости в приемке и признанию права муниципальной собственности на данное имущество согласно установленному порядку приемки бесхозного недвижимого имущества в муниципальную собственность, осуществлению действий, необходимых для проведения технической инвентаризации в порядке, установленном действующим законодательством.
Постановлением Администрации г. Перми от 21.08.2009 N 552 утвержден Регламент взаимодействия управления развития коммунальной инфраструктуры администрации города Перми, территориальных органов администрации города Перми и муниципального учреждения "Содержание объектов инженерной инфраструктуры" по вопросам содержания и ремонта бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры. Разделом 3 Регламента определены основные направления взаимодействия, в числе которых:
- выявление бесхозяйного недвижимого имущества путем направления администрацией района в МУ "СОИИ" информации в письменном виде о выявлении бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры на территории района в течение суток с момента выявления (п. 3.1.1).
Как видно из изложенного, выявление бесхозяйного недвижимого имущества на территории Индустриального района отнесено к компетенции администрации указанного района. Ответчик знал о том, что указанные в заявлении прокурора сети водоснабжения ни за кем на праве собственности не зарегистрированы, на обслуживание никому не переданы, что в ходе судебного разбирательства не оспаривалось.
Вместе с тем, в порядке, установленном п. 3.1.1 выше названного Регламента, ответчик муниципальному учреждению "Содержание объектов инженерной инфраструктуры" о выявлении спорных коммуникаций как бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры не сообщил. В материалах дела имеется письмо от 11.11.2011 г. N 1449, адресованное в органы прокуратуры, о том, что в адрес муниципального учреждения информация о выявленных бесхозяйных сетях водоснабжения, расположенных в подвале дома ** по **** г. Перми не поступала.
Таким образом, судом правильно признано незаконным бездействие ответчика по непринятию мер по выявлению, как бесхозяйного имущества, сетей холодного и горячего водоснабжения (ХВС, ГВС), расположенных в подвале дома N ** по **** г. Перми.
Все доводы апелляционной жалобы о том, что администрация района не бездействовала, что подтверждается имеющейся перепиской ответчика с Управлением развития коммунальной инфраструктуры администрации города Перми, с ООО УК " Название", судебной коллегией отклоняются, как не указывающие на соблюдение ответчиком положений п. 3.1.1 Регламента.
Указание в жалобе на отсутствие в решении суда вывода о том, кто обязан содержать спорные участки сетей водоснабжения, не является основанием к отмене решения, поскольку вопросы содержания и ремонта (аварийного, текущего, капитального) бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры урегулированы в Регламенте.
Тот указанный в жалобе факт, что суд в решении неоднократно указывал, что ответчик не предпринимал действий по постановке спорных сетей на учет, тогда как обязанность по направлению в регистрирующий орган заявления о регистрации объекта как бесхозяйного в Едином государственном реестре прав на объекты недвижимости возложена на Департамент имущественных отношений администрации г. Перми (п. 9 Регламента приема бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность, утвержденного Постановлением администрации г. Перми от 22.02.2008 N 130), не является основанием к отмене решения и на нарушение норм процессуального права не указывает.
Как видно из резолютивной части решения суда, обязанность совершить действия по регистрации спорных участков сетей водоснабжения как бесхозяйного имущества в Едином государственном реестре прав на объекты недвижимости на ответчика судом не возлагалась.
Доводы апелляционной жалобы о том, что собственником спорных транзитных коммуникаций является ООО " Организация" как собственник наружных сетей, со ссылкой на необходимость применения по делу ст. 134 ГК РФ, судебной коллегией отклоняются.
Согласно ст. 134 ГК РФ если разнородные вещи образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, они рассматриваются как одна вещь (сложная вещь). Действие сделки, заключенной по поводу сложной вещи, распространяется на все ее составные части, если договором не предусмотрено иное.
На основании ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Как видно из материалов дела, по договору купли продажи от 18.12.2008 г. ООО " Организация" приобрело и зарегистрировало на праве собственности сети холодного и горячего водоснабжения, протяженностью 260.6 п.м по адресу ****, начало - здание ЦТП- **, по ****. **, конец - жилые дома по ****, здание по ****, жилой дом по улице ****.
Именно в отношении названных (внешних) сетей между ООО " Организация" и администрацией г. Перми заключено соглашение, в соответствии с п. 1.3 которого общество приняло обязательство проводить их текущий и капитальный ремонт.
Таким образом, транзитные сети, проходящие через подвал жилого дома N ** по **** г. Перми, в собственность ООО " Организация" никогда не передавались, обязательств по их содержанию и эксплуатации общество на себя не принимало.
Требования о признании права собственности за ООО " Организация" на спорный участок коммуникаций по мотивам того, что указанной организации принадлежат внешние сети водоснабжения, суду не заявлялись.
Исходя из изложенного, не имеется оснований считать собственником спорных сетей водоснабжения ООО " Организация". Все ссылки в апелляционной жалобе на то, что спорные сети водоснабжения принадлежат на праве собственности ООО " Организация" и находятся на обслуживании данной организации, не подтверждаются материалами дела.
Наряду с изложенным, доводы апелляционной жалобы о необоснованном признании незаконным бездействия ответчика по непринятию мер по инвентаризации сетей холодного и горячего водоснабжения (ХВС, ГВС), расположенных в подвале дома N ** по **** г. Перми и возложении на ответчика обязанности провести инвентаризацию указанных сетей, заслуживают внимания.
Из п. 4 Регламента приема бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность, утвержденного Постановлением администрации г. Перми от 22.02.2008 N 130 следует, что решение о принятии бесхозяйного объекта в муниципальную собственность либо об отказе в приеме объекта в муниципальную собственность принимаются постоянно действующей комиссией по приему объектов в муниципальную собственность при заместителе главы администрации города Перми.
На основании п. 7 этого же Регламента техническая инвентаризация проводится Администрациями только после принятия решения о приеме объекта в муниципальную собственность.
В отношении спорных участков водоснабжения положительное решение об их приеме в муниципальную собственность отсутствует. В судебном порядке право муниципальной собственности на спорные коммуникации не признавалось. Поэтому проведение инвентаризации данных объектов преждевременно, в связи с чем бездействия администрации не усматривается, следовательно и соответствующая обязанность не может быть возложена на ответчика. В связи с этим решение суда в части признания незаконным бездействия администрации Индустриального района г. Перми по непринятию мер по инвентаризации сетей холодного и горячего водоснабжения (ХВС, ГВС), расположенных в подвале дома N ** по **** г. Перми и возложения на ответчика обязанности провести инвентаризацию указанных сетей с целью дальнейшей регистрации права собственности на них не является законным и обоснованным и подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст. 199 и 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Индустриального района г. Перми от 03 мая 2012 г. отменить в части признания незаконным бездействия администрации Индустриального района г. Перми, выразившегося в непринятии мер по инвентаризации сетей холодного и горячего водоснабжения (ХВС, ГВС), расположенных в подвале дома N ** по **** г. Перми и возложения на администрацию Индустриального района г. Перми обязанности провести инвентаризацию указанных сетей с целью дальнейшей регистрации права собственности на них.
Принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении заявления прокурора Индустриального района г. Перми о признании незаконным бездействия администрации Индустриального района г. Перми, выразившегося в непринятии мер по инвентаризации сетей холодного и горячего водоснабжения (ХВС, ГВС), расположенных в подвале дома N ** по **** г. Перми и возложения на администрацию Индустриального района г. Перми обязанности провести инвентаризацию указанных сетей с целью дальнейшей регистрации права собственности на них.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.