Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Змеевой Ю.А., судей Кириенко Е.В., Горбуновой Ю.В., с участием прокурора Синевой А.М., при секретаре Бородкиной Ю.В., рассмотрев в судебном заседании в городе Перми апелляционную жалобу Министерства социального развития Пермского края на решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 04 июня 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования Лысьвенского городского прокурора удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" обязанность за счет средств, выделяемых Правительством Пермского края и предусмотренных на эти цели в бюджете Пермского края, предоставить Кузнецову Д.А., дата рождения, во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее установленной нормы предоставления в 33 кв. м. в черте Лысьвенского городского поселения".
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Кириенко Е.В., мнение прокурора Синевой А.М., полагавшей доводы жалобы несостоятельными, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лысьвенский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Кузнецова Д.А., дата рождения, к Администрации Муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" о предоставлении жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющего закрепленного жилого помещения. Требования обоснованы тем, что Кузнецов Д.А., имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, так как его мать лишена родительских прав, а отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери. На основании распоряжения N ** от 02.06.2006 года, Кузнецов Д.А. направлен в детский дом, этим же распоряжением за ним было закреплено жилое помещение по адресу: г. Лысьва, ул. ****. Постановлением администрации Муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" от 25.04.2012 года данное распоряжение в части закрепления жилого помещения было отменено, поскольку жилое помещение по адресу: г. Лысьва, ул. **** является общежитием. Кузнецов Д.А. состоит на учете как нуждающийся в жилом помещении, своего жилья не имеет. До 01.07.2011 года являлся воспитанником детского дома, состоял на полном государственном обеспечении. До настоящего времени жильем не обеспечен.
В судебном заседании прокурор на исковых требованиях настаивал.
Истец Кузнецов Д.А. и его представитель на иске настаивали.
Представители администрации муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район", Министерства финансов Пермского края, Правительства Пермского края и Министерства социального развития Пермского края в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Министерство социального развития Правительство Пермского края в части предоставления истцу жилого помещения общей площадью не менее 33 кв. м и принятии в этой части нового решения по делу, поскольку полагает, что судом применен закон, не подлежащий применению. Вывод суда в части предоставления истцу жилого помещения общей площадью не менее 33 кв. м со ссылкой на нормы Закона Пермского края от 14 июля 2008 года N 255-ПК, считает необоснованным. Указывает, что в данном случае жилое помещение предоставляется из муниципального жилищного фонда. В силу ст. 5 ФЗ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" финансирование дополнительных гарантий указанной категории детей, в том числе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов РФ.
В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ в ст. 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определил, что данные лица* не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном Указом губернатора Пермской области от 22 июня 2000 года N 170, которым утверждены "Правила учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении" и Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года N 16-п. Министерство распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья исходя из нормы общей площади жилого помещения, которая устанавливается в размере 33 кв.м. Указанная норма 33 кв.м. установлена для распределения средств и не является нормой предоставления площади жилых помещений по договору социального найма. Данный расчет применяется для определения размера субсидии. Исполнение решения о предоставлении жилья площадью не менее 33 кв.м приведет к нецелевому расходованию средств бюджета, сокращению численности обеспеченных жилыми помещения детей сирот и детей, оставшихся без попечения.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы ( в соответствии с ч.1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение прокурора, не усматривает оснований к отмене решения суда.
В соответствии с п.п. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Абзац 4 статьи 1 указанного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Статья 8 данного Федерального закона предусматривает, что дополнительные гарантии прав указанных лиц, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъекта РФ.
На основании ст. 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом Губернатора области и Правительства Пермского края.
В соответствии с пунктами 2, 3, 15 и 16 "Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении", утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22 июня 2000 года N 170, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
Судом установлено, что Кузнецов Д.А., дата рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей, поскольку его мать лишена родительских прав в 2006 году, а отец записан со слов матери. Распоряжением главы Муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" N ** от 02.06.2006 года Кузнецов Д.А. направлен в детский дом, за ним было закреплено жилое помещение в г.Лысьва, ул. ****, жилой площадью 18,3 кв.м. Постановлением администрации Муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" Пермского края от 25.04.2012 года распоряжение от 02.06.2006 года отменено в части закрепления жилья. Кузнецов Д.А. состоит в льготной очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении. В период с 22.09.2006 года по 01.07.2011 года Кузнецов Д.А. являлся воспитанником детского дома г. Лысьва и состоял на полном государственном обеспечении.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об обоснованности доводов прокурора и истца, суд, правильно, применил нормы материального и процессуального права, приведенные выше. Установив, что Кузнецов Д.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности жилого помещения, ввиду чего имеет право на его внеочередное получение, поскольку до настоящего времени жильем не обеспечен. Суд пришел к верному выводу о том, что требования прокурора о возложении обязанности по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма общей площадью не менее 33 кв. м, являются законным и подлежащими удовлетворению.
Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 33 кв. м.
При разрешении спора суд обоснованно руководствовался положениями Закона Пермского края от 14 июля 2008 N 255-ПК, поскольку данный Закон подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям, так как является дополнительной гарантией, принятой на себя Правительством Пермского края в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваемых жилыми помещениями за счет средств бюджета Пермского края.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы отмену решения суда не влекут, поскольку являются результатом иного толкования и оценки возникшей спорной ситуации и не свидетельствуют о незаконности постановленного судом решения.
Иных доводов, влияющих на законность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 04 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.