Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Змеевой Ю.А. судей Высочанской О.Ю.,Кириенко Е.В. при секретаре Горлановой Н.Н. с участием прокурора Синевой A.M.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Ленинского районного суда г.Перми от 27.06.2012 г.,которым постановлено:
Обязать администрацию города Перми предоставить Щапову Л.Л. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 33 квадратных метров, в черте города Перми, за счет средств, выделенных Правительством Пермского края, предусмотренных в бюджете на эти цели.
Заслушав доклад судьи Змеевой Ю.А.,пояснения прокурора,Щапова Л.Л., возражавших против удовлетворения жалобы,исследовав материалы дела,судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г. Перми обратился в суд с иском в интересах Щапова Л.Л. к Администрации г. Перми, Правительству Пермского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения не менее 33 кв. м общей площади в черте г. Перми.Свои требования мотивировал тем,что Щапов Л.Л. является лицом, оставшимся без попечения родителей, так как его мать Ф. (ранее Щ.) лишена родительских прав, отец записан со слов матери. Постановлением администрации Косинского района Коми-Пермяцкого автономного округа Пермской области от ** апреля ** года над несовершеннолетним Щаповым Л.Л. установлена опека, опекуном назначена М. Жилое помещение за несовершеннолетним закреплено не было. С ** года Щапов Л.Л. проживал у своей бабушки Щ1. по адресу: ****, которое обследованием жилого помещения от 26.01.2012 г. признано непригодным для проживания по причине аварийности, представляющим особую опасность для жизни и здоровья людей, подлежащим сносу. В настоящее время Щапов Л.Л. проживает в арендуемой комнате по адресу: **** в г. Перми.В собственности жилых помещений Щапов Л.Л. не имеет. С 22 декабря 2003 года Щапов Л.Л. поставлен на жилищный учет по списку детей-сирот. Участником пилотного проекта на получение жилищного сертификата, либо на перечисление денежных средств на счет кредитной организации Щапов Л.Л. не является.
Судом постановлено приведенное выше решение,об отмене которого в части предоставления Щапову Л.Л. благоустроенного жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее 33 кв.м. и о принятии по делу нового решения просит в апелляционной жалобе Правительство Пермского края,указывая,что решение суда является незаконным, поскольку суд по данному делу применил закон, не подлежащий применению. Доводы жалобы сводятся к тому,что вывод суда в части предоставления жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. является необоснованным, поскольку суд ссылается на нормы Закона Пермского края от 14.07.2008 N255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма". В данном же случае жилое помещение предоставляется из муниципального жилищного фонда. Норма 33 квадратных метра установлена для расчета размера субвенций и не является нормой предоставления площади жилых помещений по договору социального найма. Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется по нормам предоставления площади жилого помещения в соответствующем муниципальном районе, городском округе. Предоставление в данном случае жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств и сокращению численности обеспеченных жилыми помещениями детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов,изложенных в апелляционной жалобе (ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям -сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей -сирот и детей,оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети -сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. На основании статьи 5 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей. обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей -сирот и детей оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации. В силу положений ст. 6 Закона Пермской области "О мерах по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 29.12.2004 г. N 1939-419, дети -сироты и дети оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.Пунктом 8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей -сирот, детей,оставшихся без попечения родителей, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. N 16-п, определено, что органы местного само-управления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для указанной категории лиц.Согласно части 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.В соответствии с п. 3 ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 33 кв. м - для одиноких граждан.Согласно п.9 ст. 1 Закона Пермского края от 14 июля 2008 года N 255-ПК право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют дети -сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как установлено судом первой инстанции, Щапов Л.Л. дата рождения является лицом из числа детей-сирот.Его мать - Ф. (ранее Щ.) лишена родительских прав решением **** районного суда г. Перми от ** года,умерла ** года. Отец записан со слов матери. Постановлением администрации Косинского района Коми-Пермяцкого автономного округа Пермской области от ** апреля ** года опекуном Щапова Л.Л. назначена М. Щапов Л.Л. зарегистрирован по адресу: **** -в доме, принадлежащем Щ1. на праве собственности.В настоящее время Щ1. - умерла. Согласно акта обследования жилого помещения N 1 от 26.01.2012 г., вышеуказанный жилой дом признан непригодным для проживания по причине аварийности, представляющий особую опасность для жизни и здоровья людей, дом подлежит сносу. Щапов Л.Л. проживает в арендуемой комнате по адресу:г. Пермь, ул. ****. Жилое помещение за Щаповым Л.Л. при решениивопроса об установлении над ним опеки не закреплялось. Какое-либо жилье на праве собственности за Щаповым Л.Л., Федосеевой Е.П. не зарегистрировано, что подтверждается сообщениями Управления Росреестра по Пермскому краю и ГУП "ЦТИ Пермского края".С 22 декабря 2003 года Щапов Л.Л. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в Управлении жилищных отношений администрации г. Перми.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований,суд первой инстанции обоснованно исходил из того,что Щапов Л.Л., как лицо из числа детей-сирот, не имеющее закрепленного жилого помещения, имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма в черте города Перми по заявленным в иске основаниям. При этом обязанность по предоставлению жилого помещения Щапову Л.Л. должна быть возложена на администрацию г. Перми за счет средств, предусмотренных в бюджете Пермского края на эти цели, поскольку пунктом 14 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 г. N 170, установлено, что жилое помещение детям - сиротам предоставляется органами местного самоуправления после выхода детей - сирот из указанных учреждений (или окончании службы в армии, или возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы), либо по достижении детьми - сиротами совершеннолетия (для детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством); при этом в полномочия именно Правительства Пермского края входит исполнение бюджета по тем направлениям и целевым статьям, которые установлены законом о бюджете на соответствующий год.
Определяя размер общей площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено Щапову Л.Л., суд правомерно учел положения ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма", из которой следует, что жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 33 кв. м - для одиноких граждан.
Доводы апелляционной жалобы не являются основанием к отмене или изменению решения суда. Действие п. 3 ст. 9 Закона Пермского края от 14 июля 2008 года N 255-ПК об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для одиноких граждан 33 кв.м. распространяется также на детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, в силу ст. 1 указанного Закона. Поскольку ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а Законом Пермского края от 14.07.2008 г. N 255-ПК предусмотрена норма предоставления жилых помещений детям -сиротам и лицам из их числа большей площадью, чем следует из части 5 ст. 57 ЖК РФ, суд первой инстанции при разрешении спора обоснованно исходил из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной именно Законом Пермского края от 14.07.2008 г. N 255-ПК.
Судом первой инстанции были правильно применены нормы материального права, исследованы все обстоятельства дела,доводы сторон,которым дана надлежащая оценка.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ,судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Оставить решение Ленинского районного суда г.Перми от 27.06.2012 г. без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.