Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Ивановой Т.В. , судей Сергеева В.А. и Стрельцова А.С. при секретаре Кирьяновой О.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Оханского районного суда г. Перми от 07 июня 2012 года по иску прокурора Оханского района в интересах Рябова А.А. к администрации Оханского муниципального района о предоставлении благоустроенного жилого помещения, которым постановлено:
обязать администрацию Оханского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных на эти цели, предоставить Рябову А.А. - дата рождения, во внеочередном порядке, но договору социального найма, благоустроенное жилое помещение на семью из трех человек, общей площадью не менее 54 квадратных метра, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже нормы установленной социальной площади жилено помещения.
Заслушав доклад, судьи Ивановой Т.В ., объяснения прокурора Синевой А.М ., исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Оханского района Пермского края, в интересах Рябова А.А. обратился в суд с иском к администрации Оханского муниципального района о понуждении к предоставлению жилого помещения, просит обязать администрацию Оханского муниципального района Пермского края предоставить истцу во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже нормы установленной социальной площади на семью из трех человек, общей площадью не менее 54 кв.м. за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренные на эти цели, указывая, что Рябов А.А. , дата рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей, поскольку его мать, являющаяся одиноким родителем, решением **** районного суда Пермской области от ** года лишена родительских прав, в связи с этим Рябов А.А. имеет дополнительные гарантии по социальной поддержке и на получение жилья вне очереди, поскольку закрепленное за Рябовым А.А. жилое помещение в установленном законом порядке признано непригодным для проживания и постановлением Оханского района от 31 октября 2007 года за N 341 Рябов А.А. поставлен на регистрационный учёт, как нуждающийся в жилом помещении. В 2008 году Рябов закончил в ГОУ НПО " Учреждение". в июле ** года Рябов А.А. вступил в брак с П., которая жильем по договору социального найма также не обеспечена. ** марта ** года у них родился сын. Семья Рябова А.А. проживает в жилом помещении по устному договору найма с собственником, до настоящего времени семья Рябова А.А. жилым помещением не обеспечена, чем нарушено законное право Рябова А.А. на получение жилья.
Судом постановлено вышеприведённое решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе третье лицо - Правительство Пермского края, указывая на применение закона, не подлежащего применению, в части предоставления благоустроенного жилого помещения Рябову А.А. обшей площадью не менее 54 кв.м. , поскольку суд первой инстанции ссылается на нормы Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственною жилищного фонда Пермского края но договорам социального найма" не применимого к возникшим правоотношениям. Жилые помещения должны предоставляться на основании решений Уполномоченного органа, определенного Правительством края. Исполнение решения в части предоставления Рябову А.А. жилого помещения из государственного жилищного фонда Пермского края, в связи с не сформированным жилищным фондом Пермского края, не предоставляется возможным. Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от. достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, следовательно, Рябов А.А. может воспользоваться правом на обеспечение жилым помещением по категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа общей площадью не менее 14 кв.м. в Оханском муниципальном районе в соответствии с постановлением администрации Оханского района от 20.09.2005 N 410 "Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения". Правительство Пермского края с вынесенным решением не согласно в части предоставления жилого помещения на состав семьи из трех человек с учетом членов семьи Рябова А.А. и считает, что действующее законодательство распространяет свое действие только на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, без учета членов их семей. Члены семьи не являются льготополучателями указанной категории граждан, следовательно, на них не распространяется дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение. В случае вступления решения Оханского районного суда Пермского края от 07 июня 2012 года в законную силу, исполнение указанных требований приведёт к нарушению действующего законодательства, нецелевому расходованию краевых и федеральных средств, сокращению численности обеспечительных жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения.
Судебная коллегия, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1. Гражданского процессуального кодекса РФ), нашла, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на фактических обстоятельствах дела, нормы материального права, проанализированные в решении, применены правильно, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
В соответствии с пунктом 2 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ. вне очереди жилые, помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании- их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а. также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном, учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к. расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (в редакции, введенной в действие с 01.01.2005).
Согласно ст. 5 названного Федерального закона, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными, обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В силу положений ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419. "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.- а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.
Рябов Л.А. , дата рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей, поскольку его мать, являющаяся одиноким родителем, решением **** районного суда Пермской области от ** года лишена родительских прав.
Закрепленное за Рябовым А.А. жилое помещение по адресу: **** , 18 мая 2007 года в установленном законом порядке признано непригодным для проживания и постановлением Оханского района от 31 октября 2007 года за N 341. Рябов А.Л. поставлен на регистрационный учёт, как нуждающийся в жилом помещении. Согласно постановлению главы Оханского муниципального района от 02.02.2011 N 50 "Об утверждении уточненною списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении на территории Оханского муниципального района". Рябов А.Л. числиться в списке за N 51.
В 2008 году Рябов закончил в ГОУ НПО " Учреждение".
** июля ** года Рябов А.А. вступил в брак с П. и имеет на иждивении сына Р., дата рождения.
До настоящего времени семья Рябова А.Л. жилым помещением не обеспечена.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции обоснованно
исходил из того, что истец - Рябов А.А., как лицо, отнесенное к категории детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, поскольку Рябов А.А жилья на праве собственности, в установленном порядке поставлен на учет, как лицо, нуждающееся в жилом помещении по списку детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей, в связи с тем истцу должно быть предоставлено органом местного самоуправления жилое помещение по договору социального найма вне очереди за счёт средств бюджета субъекта федерации выделяемых на от и цели.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованности предоставления жилого помещения истцу с учётом членов его семьи жены Рябовой А.И. и сына Рябова Р.Л. отмену решения не влекут.
Положения абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федеральною закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагают, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социальною обслуживания, а также 15 учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
В соответствии с п. 9 ст. 1 и ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255 "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда" жилые помещения детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются во внеочередном порядке. При этом жилые помещения предоставляются с учётом членов семьи. Поскольку по окончании учебного учреждения истцу не было во внеочередном порядке предоставлено жилое помещение, у суда имелись основания для вывода о предоставлении жилого помещения с учётом членов семьи истца, которому оказываются меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством по предоставлению жилого помещения по договору социального найма.
Другие доводы жалобы сводятся к иному толкованию норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, с которыми по вышеизложенным основаниям судебная коллегия оснований согласиться не нашла.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ. судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу Правительства Пермского края на решение Оханского районного суда Пермского края от 07 июня 2012 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.