Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Титовца А.А. судей Веретновой О.А., Лапухиной Е.А. при секретаре Новгородцевой А.В.
рассмотрела 01 октября 2012г. в открытом судебном заседании в г.Перми дело по апелляционной жалобе Бобылева В.В. на решение Ленинского районного суда г.Перми от 05 июля 2012 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Бобылева В.В. к Правительству Пермского края, администрации г.Перми о возложении обязанности предоставить по договору социального найма с включением в указанный договор в качестве членов семьи Бобылевой Г.Н., Поносовой И.П., Поносовой К.С. в границах г.Перми благоустроенное применительно к условиям г.Перми жилое помещение общей площадью не менее 72 кв.м. - отказать.
Заслушав доклад судьи Лапухиной Е.А., пояснения истца Бобылева В.В., возражения представителя Правительства Пермского края П., исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бобылев В.В. обратился в суд с иском к Правительству Пермского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма. Требования мотивированы тем, что истец с 28 мая 1998г. по настоящее время состоит на государственной гражданской службе Пермского края. Бобылев В.В. и члены его семьи - Бобылева Г.Н., Поносова И.П., Поносова К.С. с 15 июля 2009г. состоят на учете граждан, нуждающихся в получении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договору социального найма, но жилым помещением не обеспечены. Ответчиком нарушаются жилищные права истца, поскольку с момента вступления в действие Закона Пермского края N 255-ПК от 14 июля 2008г. "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" в бюджете Пермского края денежных средств на финансирование расходов по предоставлению жилых помещений гражданским служащим не выделялось, однако выделяются денежные средства для обеспечения жильем других категорий граждан. На основании изложенного истец просил возложить обязанность на Правительство Пермского края предоставить ему по договору социального найма с включением в договор членов его семьи Бобылевой Г.Н., Поносовой И.П., Поносовой К.С. в границах г.Перми благоустроенное применительно к условиям г.Перми жилое помещение площадью не менее 72 кв.м.
В судебном заседании истец и его представитель на исковых требованиях настаивали.
Представитель ответчика в судебном заседании участия не принимал. В письменном отзыве на иск с исковыми требованиями не согласился в связи с отсутствием у истца права на внеочередное предоставление жилого помещения, считая, что права истца не нарушены.
Привлеченная судом в качестве соответчика администрация г.Перми в судебное заседание представителя не направила.
Третьи лица Бобылева Г.Н., Поносова И.П. и Поносова К.С. в судебное заседание не явились.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Бобылев В.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. В обоснование доводов жалобы указано, что решение постановлено с нарушением норм материального права. Полагает, что при вынесении решения судом необоснованно указано на то, что истец состоит на жилищном учете по списку государственных гражданских служащих под N **, поскольку в материалах дела отсутствуют выписка из Сводного реестра и доказательства, подтверждающие данный факт очередности истца. При этом согласно предоставленной истцу Министерством жилищно-коммунального хозяйства Пермского края после принятия решения выписки из Сводного реестра граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений и относящихся к категории государственных гражданских служащих Пермского края от 16.07.2012г., истец значится под N **. Кроме того, в соответствии с абз.6 ч.2 ст.9 Закона Пермского края от 14.07.2008г. N 255-ПК ( в редакции, действующей на момент признания истца нуждающимся в получении жилого помещения) считает, что истец обладает правом на внеочередное предоставление жилого помещения.
Проверив материалы дела, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, заслушав пояснения истца Бобылева В.В., возражения представителя ответчика Правительства Пермского края П., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы истца.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 10 ЖК РФ Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В соответствии со ст. 11 ЖК РФ Защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.
Защита жилищных прав осуществляется путем: 1) признания жилищного права; 2) восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения; 3) признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу; 4) неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу; 5) прекращения или изменения жилищного правоотношения; 6) иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст.52 ЖК РФ Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Закон Пермского края от 14.07.2008г. N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" в соответствии с пунктом 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма; основания признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма; порядок предоставления по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края, а также формирует правовые основы предоставления за счет средств бюджета Пермского края субсидий на приобретение (строительство) жилья гражданам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона.
В соответствии с п.5 ст.1 указанного Закона, право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма (далее - жилые помещения) имеют следующие категории граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по установленным статьей 2 настоящего Закона основаниям: государственные гражданские служащие Пермского края.
Согласно ч. 1, 5 ст.4 названного Закона, учет граждан из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, осуществляется органами местного самоуправления в порядке, установленном Законом Пермской области от 30.11.2005 N 2694-601 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма". Право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до предоставления им жилых помещений по договору социального найма или до выявления оснований снятия их с учета, предусмотренных статьей 8 настоящего Закона.
В силу ст. 7 названного Закона, сводный реестр граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма (далее - сводный реестр), ведется в порядке, установленном Уполномоченным органом, на основании сведений, представленных органами местного самоуправления, раздельно по категориям, указанным в статье 1 настоящего Закона. Очередность граждан в сводном реестре определяется исходя из времени и даты постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда Пермского края, за исключением установленных настоящим Законом случаев предоставления жилых помещений вне очереди.
В соответствии со ст. 9 указанного Закона, жилые помещения предоставляются на основании решений Уполномоченного органа на условиях договоров социального найма жилых помещений, заключаемых в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете, в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет, установленной отдельно по каждой категории, за исключением установленных настоящим Законом случаев предоставления жилых помещений вне очереди.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам из числа перечисленных в статье 1 настоящего Закона категорий, нуждающимся в жилых помещениях:
гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, и ремонту или реконструкции не подлежат;
гражданам, страдающим одной из тяжелых форм хронических заболеваний, определенных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных или иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Материалами дела установлено, что в соответствии с распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми N ** от 29.10.2009г. Бобылев В.В. с составом семьи из четырех человек принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях с 15.07.2009г. и состоит на жилищном учете в списке граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма по категории государственные гражданские служащие.
Установив, что истец поставлен на учет для получения жилого помещения и включен в список лиц, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма по категории государственные гражданские служащие, к категории лиц, имеющих право на вне очередное предоставление жилого помещения, истец в настоящее время не относится, суд первой инстанции правильно не усмотрел оснований для удовлетворения требований истца о возложении на ответчика обязанности по предоставлению жилого помещения.
Право на получение жилого помещения признано за истцом при включении в список очередности на предоставление жилья, каких-либо сроков для предоставления жилого помещения законом не определено, в связи с чем право истца на получение жилого помещения ответчиком не нарушено. Оснований для признания за истцом права на обеспечение жильем вне сформированной очереди не имеется, поскольку законом предусмотрено предоставление жилых помещений гражданам, состоящим на учете, в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет, установленной отдельно по каждой категории.
С учетом изложенного, нарушений прав истца, которые требовали бы судебной защиты путем возложения обязанности на ответчика по предоставлению истцу жилого помещения, судом обоснованно не установлено.
При этом, доводы жалобы истца относительно неправильности указания судом в решении номера очередности истца, под которым он состоит в списке на предоставление жилого помещения, не влекут необходимость отмены решения суда и на правильность выводов суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска не влияют. Требований, направленных на оспаривание правильности ведения и формирования списков, истцом не заявлялось, в связи с чем номер очередности истца, под которым он состоит на жилищном учете в настоящее время, правового значения при разрешении настоящего спора о возложении на ответчика обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма не имеют. Само по себе обстоятельство учета лица в списке очередности на получение жилого помещения под N ** также не является основанием для вынесения решения о возложении на ответчика обязанности по предоставлению жилого помещения, поскольку не свидетельствует о нарушении со стороны ответчика прав такого лица.
Подлежат отклонению и доводы апелляционной жалобы истца о наличии права на вне очередное предоставление жилья со ссылкой на положения абз. 6 ч.2 ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008г. N 255-ПК (в редакции, действовавшей до принятия Закона Пермского края от 29.03.2011 N 751-ПК), предусматривающие предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма нуждающимся в жилых помещениях лицам, указанным в пунктах 4, 5 статьи 1 настоящего Закона, в случае их назначения (поступления) на государственную должность Пермского края, государственную должность государственной гражданской службы Пермского края в порядке перевода либо при наличии оформленного в определяемом Правительством Пермского края порядке ходатайства о внеочередном предоставлении жилья и при включении в служебный контракт обязанности представителя нанимателя предоставить жилое помещение по договору социального найма.
При этом, право на вне очередное предоставление жилого помещения по основаниям абз. 6 ч.2 ст.9 Закона Пермского края от 14.07.2008г. (в ранее действовавшей редакции) истцом не реализовано, на момент принятия истца на жилищный учет решения о вне очередном предоставлении ему жилого помещения по указанным основаниям не принималось. В настоящее время указанные положения Закона Пермского края от 14.07.2008г. N 255-ПК не действуют, поскольку Законом Пермского края от 29.03.2011г. N 751-ПК "О внесении изменений в Закон Пермского края "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" данный абзац части 2 статьи 9 признан утратившим силу. В контракте о прохождении государственной гражданской службы, заключенном с истцом, содержатся положения, которые отсылают к общим основаниям предоставления жилых помещений. Таким образом, учитывая изложенное и длящийся характер правоотношений, оснований для признания за истцом права на вне очередное предоставление жилого помещения в настоящее время не имеется.
Доказательств того, что истец и члены его семьи имеют право на вне очередное предоставление жилого помещения по иным, предусмотренным ч.2 ст.9 Закона Пермского края основаниям, в деле нет.
При таких обстоятельствах, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Судом правильно применен закон, подлежащий применению, каких-либо процессуальных нарушений, влекущих отмену постановленного по делу решения, также не имеется.
В апелляционной жалобе не приведено обстоятельств, которые указывали бы на наличие предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Перми от 05 июля 2012 года по доводам, изложенным в апелляционной жалобе Бобылева В.В., оставить без изменения, апелляционную жалобу Бобылева В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.