Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Змеевой Ю.А. судей Варовой Л.Н..Кириенко Е.В., при секретаре Горлановой Н.Н. с участием прокурора Синевой A.M.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского краяна решение Чернушинского районного суда Пермского края от 09.07.2012 г., которым постановлено:
Иск прокурора Чернушинского района удовлетворить.
Возложить на Администрацию Чернушинского муниципального района Пермского края обязанность предоставить Карлышеву О.Ю., во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещения на условиях договора социального найма, находящееся в черте Чернушинского муниципального района, отвечающее санитарным техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели.
Заслушав доклад судьи Змеевой Ю.А.,пояснения прокурора,возражавшего против удовлетворения жалобы,исследовав материалы дела,судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Чернушинского района обратился в суд в интересах Карлышева О.Ю. с требованиями к Администрации Чернушинского района Пермского края, Правительству Пермского края о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.Свои требования мотивировал тем. что в прокуратуру Чернушинского района поступило обращение от Карлышева О.Ю. об оказании помощи в получении жилого помещения. В соответствии со ст.8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Карлышев О.Ю. в 2006 году поставлен на учет для получения жилого помещения в администрации Чернушинского района. В настоящее время Карлышев О.Ю. не имеет закрепленного жилого помещения, а также жилого помещения, находящегося в собственности. Частью 3 ст. 49 ЖК РФ, ст.ст.5,8 ч. 1 абз. 2 ФЗ N 159 от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что обеспечение детей указанной категории жилыми помещениями по договорам социального найма является расходным обязательством субъектов РФ. Законом Пермской области от 29.12.2004 года N 1939-419 (в ред. Закона Пермского края от 01.11.2008 года N 334-ГГК) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. В силу положений действующего жилищного законодательства Карлышев О.Ю. имеет право на внеочередное предоставление жилья. Прокурор просит обязать администрацию Чернушинского муниципального района Пермского края предоставить Карлышеву О.Ю. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма, находящееся в черте Чернушинского муниципального района, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м.. за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели.
Судом постановлено приведенное выше решение,об отмене которого в части предоставления жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. и о принятии нового решения просит в апелляционной жалобе Правительство Пермского края.Доводы жалобы с водятся к тому, что решение суда является незаконным, поскольку суд по данному делу применил закон, не подлежащий применению. Вывод суда в части предоставления жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. является необоснованным, поскольку норма 33 квадратных метра установлена для распределения средств, субсидий на приобретение, строительство или реконструкцию жилого помещения и не является нормой предоставления площади жилых помещений по договору социального найма. Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется по нормам предоставления площади жилого помещения в соответствующем муниципальном районе, городском округе. Предоставление жилого помещения Карлышеву О.Ю.общей площадью не менее 33 кв.м. приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств и сокращению численности обеспеченных жилыми помещениями детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов,изложенных в апелляционной жалобе ( ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям -сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей -сирот и детей,оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети -сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии нрав детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. На основании статьи 5 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей -сирот и детей оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.В силу положений ст. 6 Закона Пермской области "О мерах по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 29.12.2004 г. N 1939-419, дети -сироты и дети оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.Пунктом 8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей -сирот, детей,оставшихся без попечения родителей, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. N 16-п, определено, что органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для указанной категории лиц.Согласно части 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.В соответствии с п. 3 ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 33 кв. м - для одиноких граждан.Согласно п.9 ст. 1 Закона Пермского края от 14 июля 2008 года N 255-ПК право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют дети -сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела,в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Карлышев О.Ю. относится к лицам, оставшимся без попечения родителей, так как его мать К1. умерла ** г. Отец К2. в январе ** г. **** районным судом Пермской области приговорен к ** годам лишения свободы. Карлышев О.Ю. остался без попечения родителей.Постановлением главы администрации Чернушинского района Пермской области от ** г. N ** над несовершеннолетним Карлышевым О.Ю. установлено попечительство, попечителем назначена Г. ** года Карлышев О.Ю. окончил обучение в "Профессиональный лицей N ** города Чернушка". 12.09.2006 года Карлышев О.Ю. поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении. Номер очереди по состоянию на 01.01.2010 г. был 159 , в списке внеочередников-63.Согласно Уведомления о постановке на учет N 19 Администрации Трушниковского сельского поселения Чернушинского района от 19.12.2011 г. номер очереди Карлышева О.Ю.-24. Карлышев О. Ю. включен в Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительство), не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, у которых возникает право на обеспечение жилым помещением в текущем финансовом году и у которых данное право не реализовано до начала текущего финансового года.Состоит в этом списке и по состоянию на 01.01.2012 г. Объектов недвижимого имущества в собственности Карлышева О.Ю. нет. Его родители собственного жилья не имели.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований,суд первой инстанции обоснованно исходил из того,что судом установлены обстоятельства,предоставляющие Карлышеву О.Ю. право на внеочередное предоставление жилого помещения: статус лица, оставшегося без попечения родителей отсутствие закрепленного за ним и членами его семьи жилого помещения нуждаемость в жилом помещении.
Определяя размер общей площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено суд правомерно учел положения ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма", из которой следует, что жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 33 кв. м - для одиноких граждан.
Доводы апелляционной жалобы не являются основанием к отмене или изменению решения суда. Действие п. 3 ст. 9 Закона Пермского края от 14 июля 2008 года N 255-ПК об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для одиноких граждан 33 кв.м. распространяется также на детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, в силу ст. 1 указанного Закона. Поскольку ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а Законом Пермского края от 14.07.2008 г. N 255-ПК предусмотрена норма предоставления жилых помещений детям -сиротам и лицам из их числа большей площадью, чем следует из части 5 ст. 57 ЖК РФ, суд первой инстанции при разрешении спора обоснованно исходил из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной именно Законом Пермского края от 14.07.2008 г. N 255-ПК.
Судом первой инстанции были правильно применены нормы материального права, исследованы все обстоятельства дела,доводы сторон,которым дана надлежащая оценка.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ,судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Оставить решение Чернушинского районного суда Пермского края от 09.07.2012 г. без изменения, апелляционную жалобу-Правительства Пермского края без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.