судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего: Книстяпиной Н.А.
судей: Клюева С.Б., Сказочкина В.Н.
при секретаре: Елютиной И.С.
с участием прокурора: Тихоновой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Территориальной избирательной комиссии муниципального района Шигонский Самарской области на решение Шигонского районного суда Самарской области от 10 сентября 2012 г., которым постановлено:
"Заявление Дедюхина И.Б. удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутата Собрания Представителей муниципального района Шигонский Самарской области по одномандатному избирательному округу N четвертого созыва от 31.08.2012 года N и обязать ее зарегистрировать Дедюхина И.Б. в качестве кандидата в депутаты Собрания представителей муниципального района Шигонский Самарской области по одномандатному избирательному округу N четвертого созыва".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Книстяпиной Н.А., возражения на жалобу Дедюхина И.Б., заключение прокурора Тихоновой Ю.В., полагавшей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дедюхин И.Б. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения Окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутата Собрания Представителей муниципального района Шигонский Самарской области, указав, что 13.08.12 г. он уведомил ТИК о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Собрания представителей в порядке самовыдвижения, представив все документы, необходимые для регистрации в соответствии с Законом, в том числе, 14 надлежаще оформленных подписных листа с подписями избирателей, достаточными для регистрации в качестве депутата.
31.08.12 г. ОИК приняла решение N об отказе в регистрации его как кандидата в депутаты Собрания представителей муниципального района Шигонский Самарской области по одномандатному избирательному округу N четвертого созыва со ссылкой на непредставление достаточного для регистрации в качестве кандидата в депутаты количества достоверных подписей избирателей и нарушение п.8 ст.37 Федерального Закона N 67-ФЗ от 12.06.02 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" в соответствие с которым, подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложении N 7 и N 8 к настоящему Закону.
Ссылаясь на то, что решение от 31.08.12 г. является незаконным, так как в ТИК им были представлены достоверные сведения о своем месте жительства, Дедюхин И. Б. (с учетом уточненных требований) просил отменить решение окружной избирательной комиссии от 31.08.12 г. N об отказе в регистрации кандидата в депутаты Собрания представителей муниципального района Шигонский Самарской области по одномандатному избирательному округу N четвертого созыва, возложить на избирательную комиссию обязанность зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Собрания представителей муниципального района Шигонский Самарской области по одномандатному избирательному округу N четвертого созыва.
Решением Шигонского районного суда Самарской области от 10.09.12 г. требования Дедюхина И.Б. удовлетворены.
В апелляционной жалобе Территориальная избирательная комиссия муниципального района Шигонский Самарской области просит решение суда отменить, считает его неправильным.
Заслушав заявителя, заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч.1 ст.261 ГПК РФ, суд признает оспариваемое решение избирательной комиссии незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права.
Согласно ч.1 ст.32 Закона Самарской области от 08.06.06 г. N 57-ГД "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования", граждане РФ, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Законом.
Согласно ч.1 ст.34 Закона от 08.06.06 г. N 57-ГД, самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
В соответствии с ч.ч.1, 6 ст.36 Закона от 08.06.06 г. N 57-ГД, в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется настоящим Законом.
Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложениях N 7 и N 8 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ".
В силу ст.37 Закона от 08.06.06 г. N 57-ГД, требования, касающиеся процедуры проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, а также основания для признания подписей недостоверными и недействительными устанавливаются Федеральным законом от 12.06.02 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ".
Согласно ч.4 ст.38 Закона от 08.06.06 г. N 57-ГД, процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, осуществляется в соответствии со ст.37 настоящего Закона.
В силу ст.37 Федерального закона от 12.06.02 г. N 67-ФЗ, подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования - согласно приложению 8 к настоящему Федеральному закону.
Согласно ст.38 Федерального закона от 12.06.02 г. N 67-ФЗ, законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей (ч.3).
По результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (ч.6.1).
Недействительными признаются, в том числе, все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 5, 6, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные п.9 и п.10 ст.37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных п.5 ст.37 настоящего Федерального закона (п. "и" ч.6.4);
По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми.
Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата, о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с п.6 ст.76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке (ч.7).
Основаниями отказа в регистрации кандидата является, в том числе, недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата (п. "д" ч.24). Аналогичные основания для отказа в регистрации кандидата указаны в ст.38 Закона от 08.06.06 г. N 57-ГД.
Из материалов дела следует, что решением Собрания представителей м.р. Шигонский Самарской области от 24.07.12 г. N назначены дополнительные выборы депутата Собрания представителей м.р. Шигонский Самарской области по одномандатному избирательному округу N четвертого созыва на 14.10.12 г.
Решением территориальной избирательной комиссии муниципального района Шигонский Самарской области от 25.07.12 г. N, на ТИК возложены полномочия окружной избирательной комиссии, в связи, с чем ТИК, в соответствующих случаях, принимает решения, оформляемые как решения ОИК.
Из материалов дела также следует, что 13.08.12 г. заявитель уведомил ТИК о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Собрания представителей м.р. Шигонский в порядке самовыдвижения, представил документы для регистрации, в том числе 14 подписных листов, содержащих подписи избирателей в свою поддержку.
Решением ОИК от 31.08.12 г. заявителю отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты на основании п. 8 ст.37 Федерального Закона N 67-ФЗ от 12.06.02 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" в соответствии с которым, подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложении N7 и N8 к настоящему Закону.
ОИК ссылается на то, что во всех 14-ти представленных заявителем подписных листах кандидат указал, что проживает: "адрес", чем расширил определенный законодательством объем сведений, тем самым нарушил форму подписного листа, утвержденную федеральным законодательством.
В соответствии с абзацем "и" п.п. 6.4. п.6 ст.38 Федерального Закона N 67-ФЗ от 12.06.02 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных приложением N 7 и N 8, считаются недействительными.
Таким образом, ОИК указала, что Дедюхиным И.Б. не представлено ни одной действительной подписи.
Указанное решение принято на основании протокола от 28.08.12 г. об итогах проверки подписных листов с подписями в поддержку кандидата в депутаты Собрания Представителей м.р. Шигонский Самарской области по одномандатному избирательному округу N - Дедюхину И.Б.
Согласно указанному протоколу, все подписи во всех подписных листах представленных Дедюхиным И.Б. признаны недействительными. В качестве основания для признания их недействительными указан абзац "и" п.п. 6.4. п.6 ст.38 Федерального Закона N 67-ФЗ от 12.06.02 г.
Однако указанный вывод избирательной комиссии нельзя признать правильным.
Согласно форме подписного листа, являющейся приложением к Федеральному Закону N 67-ФЗ от 12.06.02 г., в шапке подписного листа должен был указан адрес проживания кандидата с расшифровкой "наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства".
Из подписных листов заявителя следует, что им действительно указан адрес проживания: "адрес".
Однако, согласно п.5 ст.2 Федерального Закона N 67-ФЗ от 12.06.02 г., адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно копии паспорта заявителя он, зарегистрирован и проживает по указанному им адресу.
Оценивая изложенное, судебная коллегия полагает, что суд пришел к обоснованному выводу о том, что в данном случае такое указание места жительства в строке "проживающий" в подписном листе, как допущено заявителем, не является нарушением его формы, поскольку заявителем указаны достоверные сведения в форме, определенной Федеральным Законом N 67-ФЗ от 12.06.02 г. В связи с чем, у ТИК отсутствовали основания для признания подписей в подписных листах, представленных заявителем, недействительными по указанным основаниям.
Доводы апелляционной жалобы о том, что заявителем нарушена форма подписного листа, не могут быть приняты во внимание по изложенным выше мотивам.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Шигонского районного суда Самарской области от 10 сентября 2012 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориальной избирательной комиссии муниципального района Шигонский Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.