судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Акининой О.А.,
Судей: Ефремовой Л.Н., Никоновой О.И.,
При секретаре: Асабаевой Д.Т.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Федоровой Е.Г. на решение Кировского районного суда г. Самара от 8 августа 2012 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Федоровой Е.Г. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда в Кировском районе г.Самары о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения отказать.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Акининой О.А., выслушав возражения на жалобу представителя ГУ УПФ РФ в Кировском районе г.Самара по доверенности Брыкиной И.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Федорова Е.Г. обратилась в суд с иском о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением медицинской деятельности.
В обоснование своих требований указала, что решением УПФ РФ в Кировском районе г. Самара от 28.04.2012 года истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по пп.20 п.1, п.2 ст.27 Закона "О трудовых пенсиях" в связи с отсутствием необходимого медицинского стажа.
При этом в специальный стаж не засчитаны периоды работы истицы с 01.03.2004 года по 31.07.2006 года в должности медицинской сестры, старшей медицинской сестры в ООО "Точка зрения"; с 01.08.2006 года по 12.08.2010 года в должности старшей медицинской сестры в ООО "Офтамед"; с 13.08.2010 года по 11.04.2012 года в должности медицинской сестры в ООО "Офтамед".
Федорова Е.Г. считает данный отказ ГУ УПФ в Кировском районе г. Самара незаконным, поскольку, работая в должности старшей медицинской сестры, истица осуществляла контроль и организовывала работу среднего и младшего медицинского персонала, контролировала наличие медикаментов и расходного материала, вела документацию по их учету и расходу, контролировала санитарно эпидемиологический режим в кабинете, следила за своевременным проведением ежеквартального бактериологического исследования по оперблоку, подготавливала ежемесячные отчеты о работе среднего медперсонала, занималась оформлением и предоставлением документации в органы СЭС, составляла отчеты по количеству и характеру обследования пациентов, контролировала ведение журналов амбулаторного приема, лабораторных исследований, ведения динамического наблюдения и т.д., оформляла больничные листы. В должности медицинской сестры истица подготавливала рабочие места врачей-офтальмологов - контролировала наличие необходимых медикаментов, мединструментов и аппаратуры; утром и в течение дня проводила текущую дезинфекцию рабочего места и аппаратуры, заменяла расходные материалы; по указанию врача производила диагностические и лечебные манипуляции; обучала пациентов правилам эксплуатации и уходу за МКЛ, вела и оформляла медицинскую документацию, учет пациентов, при необходимости оказывала первую доврачебную неотложную помощь.
Данные обстоятельства подтверждаются должностной инструкцией.
Кроме того, указывает, что Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждения здравоохранения, утвержденным Постановлением Правительства РФ N781 от 29.10.2002 года поименованы Центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, включая диагностические, а так же амбулатории.
ООО "Офтамед" и ООО "Точка зрения", где работала истица в спорные периоды времени, осуществляли именно такую деятельность.
Полагает, что указанные периоды работы Федоровой Е.Г. в ООО "Офтамед" и ООО "Точка зрения" должны быть включены в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Федорова Е.Г. просила суд включить периоды работы истицы с 01.03.2004 года по 31.07.2006 года в должности медицинской сестры, старшей медицинской сестры в ООО "Точка зрения"; с 01.08.2006 года по 12.08.2010 года в должности старшей медицинской сестры в ООО "Офтамед"; с 13.08.2010 года по 11.04.2012 года в должности медицинской сестры в ООО "Офтамед" в специальный стаж, дающий прав на досрочное назначение трудовой пенсии. Обязать ответчика назначить Федоровой Е.Г. досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровью населения с 11.04.2012 года.
Судом постановлено указанное выше решение.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Федоровой Е.Г., суд пришел к выводу о том, что суду не представлено доказательств тождественности деятельности ООО "Офтамед" и ООО "Точка зрения" больнице или поликлинике, а сам факт наличия медицинской лицензии не является таким доказательством. Суд также исходил из того, что учреждения, где работала и работает истица, не поименованы Списками, поэтому требования не могут быть удовлетворены.
В апелляционной жалобе Федорова Е.Г. просит отменить решение суда, считая, что судом неправильно применены нормы материального права, ибо учреждения, в которых работала истица, имеют лицензию на осуществление медицинской деятельности, выданную Министерством здравоохранения и социального развития Самарской области. Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 г., поименованы Центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, включая диагностические, а также амбулатории, а ООО "Офтамед" и ООО "Точка зрения" осуществляли деятельность по оказанию доврачебной медицинской помощи, амбулаторной поликлинической медицинской помощи, специализированной помощи по офтальмологии.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ГУ УПФ РФ В Кировском районе г. Самара просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы Федоровой Е.Г., а решение суда - оставить без изменения. При этом указал, что наличие лицензий не является основанием для признания учреждений именно теми учреждениями, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии, поскольку они не поименованы Списками, утвержденными Постановлением Правительства N781.
Исследовав доказательства по делу, выслушав объяснения лиц, участвующих в заседании судебной коллегии, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 20 п.1 ст.27 Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.Согласно пункту 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года N25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п.п. 20 п. 1 ст. 27 названного Закона), период его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям) которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Судом установлено, что в период с 01.03.2004 года по 21.02.2005 года истица Федорова Е.Г работала в ООО "Точка зрения" в должности медицинской сестры.
В период с 21.02.2005 года по 31.07.2006 года истица работала в ООО "Точка зрения" в должности старшей медицинской сестры.
С 01.08.2006 года по настоящее время Федорова Е.Г. работает в ООО "Офтамед" в должности старшей медицинской сестры, что подтверждается материалами дела.
Решением УПФ РФ в Кировском районе г. Самара от 28.04.2012 года истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по пп.20 п.1, п.2 ст.27 Закона "О трудовых пенсиях" в связи с отсутствием необходимого медицинского стажа.
Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что учреждения, в которых Федорова Е.Г. осуществляла свою трудовую деятельность, не поименованы Списками должностей и профессий, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденными Постановлением правительства РФ от 29.10.2002 года N781.
Судом установлено, что ООО "Точка зрения" и ООО "Офтамед" осуществляют свою деятельность на основании лицензии.
Между тем, как правильно указал суд в своем решении, наличие лицензии не является безусловным основанием для признания учреждений именно теми учреждениями, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Кроме того, в силу положения Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", осуществление медицинской деятельности подлежит обязательному лицензированию.
Устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (подпункт 20 пункта 1 статьи 27); при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений.
Согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 7 октября 2005 г. N 627 "Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения" к учреждениям здравоохранения относятся: 1) лечебно-профилактические учреждения; 2) учреждения здравоохранения особого типа; 3) учреждения здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; 4) аптечные учреждения. Очевидно, что непосредственно медицинскую помощь оказывают только лечебно-профилактические учреждения, которые, в свою очередь, подразделяются на больничные учреждения, диспансеры, амбулаторно-поликлинические учреждения, центры, в том числе научно-практические, учреждения скорой медицинской помощи и учреждения переливания крови, учреждения охраны материнства и детства, санаторно-курортные учреждения.
Исходя из вышеизложенного, законодатель выделил в особую категорию работников, чья лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения протекала на протяжении длительного периода в учреждениях здравоохранения, организации труда в которых предполагает соблюдение специальных условий, режима работы и выполнение определенной нагрузки. Этой категории работников предоставлено право на льготное пенсионное обеспечение по старости.
В соответствии с Уставом ООО "Точка зрения", целью деятельности Общества является удовлетворение потребностей предприятий и граждан в производимой им продукции, товарах народного потребления, оказываемых услугах, а также получение прибыли.
Согласно Уставу ООО "Офтамед", целью деятельности Общества является не медицинская, лечебно-профилактическая деятельность, а удовлетворение потребностей предприятий и граждан в производимой им продукции, товарах народного потребления, оказываемых услугах, а также получение прибыли. Кроме оказания медицинских услуг, в том числе в области офтальмологии и коррекции зрения, предметом деятельности Общества является большой блок деятельности в области предпринимательства, который не относится к лечебной и медицинской деятельности.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для возложения обязанности на ГУ УПФ РФ в Кировском районе г. Самара назначения Федоровой Е.Г. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, является не состоятельным, поскольку все обстоятельства с достаточной полнотой исследованы в судебном заседании и получили надлежащую правовую оценку.
Ссылка в жалобе на то, что судом не дана оценка лицензиям, выданным ООО "Точка зрения" и ООО "Офтамед", также не может быть принята во внимание, поскольку суд правильно указал в решении, что наличие лицензии, являющейся обязательным условием осуществления медицинской деятельности, не свидетельствует о праве работников данных организаций на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с положениями Закона "О трудовых пенсиях в РФ".
На основании изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г. Самара от 8 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федоровой Е.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.