Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего - Ермаковой Е.И.,
судей - Никоновой О.И. и Лазаревой М.А.,
при секретаре Зверевой Ю.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства строительства "адрес" на решение Ленинского районного суда "адрес" от 27 июля 2012 года, которым постановлено:
"Заявление Нагорнова А.В. к Министерству строительства "адрес" удовлетворить.
Признать незаконным бездействие, выраженное в письме ДД.ММ.ГГГГ исх. N Министерства строительства "адрес", выразившееся в непринятии решения по заявлению Нагорнова А.В. о включении земельных участков кадастровый номер N, площадью 119 354 кв.м., кадастровый номер N, площадью 64 527 кв.м., кадастровый номер N, площадью 27 346 кв.м., расположенные по адресу: "адрес", принадлежащих на праве собственности Нагорнову А.В., в границы села "адрес", с переводом данных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов и установлении вида разрешенного использования земельных участков - для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Обязать Министерство строительства "адрес" рассмотреть в установленный законом срок по существу заявление Нагорнова А.В. о включении земельных участков кадастровый номер N, площадью 119 354 кв.м., кадастровый номер N, площадью 64 527 кв.м., кадастровый номер N, площадью 27 346 кв.м., расположенные по адресу: "адрес", принадлежащих на праве собственности Нагорнову А.В., в границы села "адрес" с переводом данных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов и установлении вида разрешенного использования земельных участков - для комплексного освоения в целях жилищного строительства и принять по заявлению решение.".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Никоновой О.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Первоначально Нагорнов А.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа Министерства строительства "адрес" в принятии решения о включении земельных участков кадастровый номер N, площадью 119 354 кв.м., кадастровый номер N, площадью 64 527 кв.м., кадастровый номер N, площадью 27 346 кв.м., расположенные по адресу: "адрес", принадлежащих ему на праве собственности в границы села "адрес", выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование своих требований указал, что указанные земельные участки имеют категорию земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для производства сельскохозяйственной продукции.
ДД.ММ.ГГГГ Нагорнов А.В. обратился с заявлением о включении принадлежащих ему земельных участков в границы "адрес" с переводом их из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов с видом разрешенного использования земельных участков - для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
ДД.ММ.ГГГГ Главой сельского поселения "адрес" в адрес Министерства строительства "адрес" было направлено заключение о возможности и целесообразности включения указанных земельных участков в границы села "адрес", изменения границ поселка и установления вида разрешенного использования - для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
ДД.ММ.ГГГГ Министерство строительства "адрес" направило ответ, согласно которого во включении земельных участков в границы села "адрес" отказано, со ссылкой на целесообразность рассмотрения данного вопроса в рамках градостроительного обоснования проектного предложения генерального плана сельского поселения "адрес".
Впоследствии представитель заявителя уточнил требования и просил признать незаконным бездействие Министерства строительства "адрес", выразившееся в непринятии решения о включении земельных участков и просил обязать Министрой "адрес" рассмотреть заявление Нагорнова А.В. и принять решение по существу.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства строительства "адрес" Кирдянова М.А., действующая на основании доверенности, просит решение отменить и принять новый акт об отказе в удовлетворении заявления в полном объеме. Считает решение незаконным и необоснованным, ввиду нарушения требований статьи 4.1 Федерального Закона от 29.12.2004 года N191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", устанавливающей основания и порядок включения земельных участков в границы населенных пунктов или исключения земельных участков из границ населенных пунктов исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.
В судебном заседании представитель Министерства строительства "адрес" Милованова Н.А., действующая на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержала, указала, что Министерство строительства "адрес" по заявлению Нагорнова А.В. не принимало ни положительного, ни отрицательного решения.
В судебном заседании представитель заявителя Иванов И.Ю., действующий на основании доверенности возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение законным и обоснованным, поскольку заявителем было обжаловано в суд бездействие министерства по нерассмотрению его заявления по существу.
Представители заинтересованных лиц Администрации сельского поселения "адрес", Министерства сельского хозяйства и продовольствия "адрес" в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, на основании представленных в судебную коллегию письменных заявлений просили рассмотреть дело без их участия.
Представители Правительства "адрес" и администрации муниципального района "адрес" в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы заявителя жалобы в совокупности с исследованными доказательствами, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального Кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суд решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего если считают, что нарушены их права и свободы.
Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие) (часть 1 статьи 249 ГПК РФ).
Согласно пункту 1 Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющим полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 10.02.2009 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездейст органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия в случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действие силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Нагорнов А.В. обратился с заявлением к Главе сельского поселения "адрес" о включении земельных участков: кадастровый номер N, площадью 119 354 кв.м., кадастровый номер N, площадью 64 527 кв.м., кадастровый номер N, площадью 27 346 кв.м., расположенных по адресу: "адрес", принадлежащих ему на праве собственности (с разрешенным видом использования для производства сельскохозяйственной продукции, входящих в категорию земель сельскохозяйственного назначения) в границы села "адрес" и установления вида разрешенного использования: для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
ДД.ММ.ГГГГ Главой сельского поселения "адрес" в адрес Министерства строительства "адрес" было направлено заключение о возможности и целесообразности включения указанных земельных участков в границы села "адрес", изменения границ поселка и установления вида разрешенного использования - для комплексного освоения в целях жилищного строительства. Вместе с указанным заключением в Министерство строительства "адрес" для рассмотрения было направлено заявление Нагорнова А.В. и документы, предусмотренные ч.4. статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 года N191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
ДД.ММ.ГГГГ Министерством строительства "адрес" в адрес Главы сельского поселения "адрес" были возвращены представленные документы. В письменном ответе Министерства строительства "адрес" было указано, что вопрос о необходимости изменения границ села "адрес" в отношении испрашиваемых земельных участков министерство считает целесообразным рассмотреть в рамках градостроительного обоснования проектного предложения генерального плана сельского поселения "адрес".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципально собственности, из одной категории в другую осуществляется органами исполнительно власти субъектов РФ.
Согласно части 1 ст. 8 Федерального Закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" N172-ФЗ от 21.12.2004 года установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов являет переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель других категорий в земли населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" N191-ФЗ от 29.12.2004 года до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 31 декабря 2012 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Вышеуказанной статьей закона предусмотрен порядок обращения заявителя о включении земельного участка в границы населенных пунктов согласно которого физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта, направляет в орган местнго самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка, а орган места самоуправления подготавливает и направляет в исполнительный орган государствен власти субъекта РФ заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Согласно положению о Министерства строительства "адрес", утвержденного Постановлением правительства "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N в рамках закрепленных предметов ведения Министерство осуществляет полномочия на территории "адрес" по включению земельных участков в границы населенных пунктов или исключает земельные участки из границ населенных пунктов.
Пунктом 19 статьи 4.1 Вводного закона N191-ФЗ перечислены случаи, когда исполнительный орган государственной власти субъекта РФ обязан отказать в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта.
Пунктом 20 статьи 4.1 Вводного закона N191-ФЗ перечислены случаи, когда исполнительному органу государственной власти субъекта РФ предоставлено право отказать в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта.
При этом согласно пункту 18 статьи 4.1 вышеуказанного федерального закона исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней с даты поступления указанных в части 13 настоящей статьи документов, а в случаях, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, в срок не более чем семь рабочих дней по истечении тридцати дней с даты направления таких документов в органы, предусмотренные частью 14 настоящей статьи, принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения.
Из смысла вышеперечисленных норм закона следует, что Министерство строительства "адрес" в рамках предоставленных полномочий обязано по существу рассмотреть вопрос заинтересованного лица о включении земельного участка в границы населенного пункта и принять по нему решение в установленные законом сроки.
Однако, как следует из отзыва представителя Министерства строительства "адрес", предоставленного в материалы дела министерство не принимало решения об отказе во включении земельных участков в границы населенного пункта по заявлению Нагорнова А.В., результатом рассмотрения предоставленного пакета документов явилось направление министерством информационного письма в адрес главы сельского поселения "адрес" с рекомендацией рассмотреть вопрос о необходимости изменения границ села "адрес" в рамках градостроительного обоснования проектного предложения генерального плана поселения "адрес". Между тем, из этого же отзыва следует, что Министерство строительства "адрес" посчитало необоснованным заключение главы сельского поселения "адрес", однако решения об отказе во включении принадлежащих Нагорнову А.В. земельных участков уполномоченным органом власти не принято.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к правильному выводу, о том, что Министерство строительства "адрес" не приняло по заявлению Нагорнова А.В. решения, предусмотренно действующим законодательством РФ, в установленный срок, следовательно, допустило незаконные бездействие, нарушающее законные права и интересы Нагорнова А.В.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что суд правомерно удовлетворил требования заявителя о признании незаконным бездействия уполномоченного органа власти и обязании Министерства строительства "адрес" рассмотреть заявление Нагорнова А.В. о включении земельных участков в границы населенного пункта по существу и принять по нему решение.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено, что по существу решение по заявлению Нагорнова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ Министерством строительства "адрес" принято не было. Предметом рассмотрения настоящего дела являлись уточненные требования заявителя о незаконном бездействии заинтересованного лица, заключающемся в не рассмотрении заявления Нагорнова А.В. по существу.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения и предусмотренных статьей 330 ГПК РФ судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 27 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства "адрес" без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.