Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Захарова В.Н.,
судей Пантелеева В.М., Желонкиной Г.А.,
при секретаре Низове И.В.,
с участием прокурора Ильина Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе и дополнения к апелляционной жалобе Быченкова С.Ю. на решение Ленинского районного суда города Саратова от 13 июля 2012 года, которым постановлено:
"Заявление начальника Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 33" Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Саратовской области Федякина Ю.В. об установлении в отношении осужденного Быченкова С.Ю. административного надзора удовлетворить.
Установить в отношении осужденного Быченкова С.Ю., 25 июня 1982 года рождения, уроженца Саратовской области г. Саратова, зарегистрированного по адресу: "адрес", административный надзор сроком на 6 (шесть) лет.
Установить в отношении осужденного Быченкова С.Ю. на срок административного надзора административные ограничения:
- обязать являться для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания 4 раза в месяц,
- запретить пребывать вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания, в ночное время суток (в период времени с 22 часов до 06 часов по местному времени),
- запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях.
Наблюдение за соблюдением осужденным Быченковым С.Ю. установленных судом административных ограничений возложить на орган внутренних дел по месту его жительства или пребывания.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки Быченкова С.Ю. на учет в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания после освобождения из исправительного учреждения".
Заслушав доклад судьи Захарова В.Н., заключение прокурора, полагавшего, что для отмены постановленного по делу судебного решения правовых оснований не имеется, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Начальник Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 33" Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области (далее ФКУ ИК-33 УФСИН России по Саратовской области) обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении освобождаемого из мест лишения свободы Быченкова С.Ю. Заявление начальника колонии мотивировано тем, что приговором Энгельсского районного суда Саратовской области от 07.12.2005 года Быченков С.Ю. осуждён по ст. 131 ч. 2 п. "д" УК РФ к наказанию в виде 7 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. За время отбытия наказания, согласно представленной характеристике, осужденный Быченков С.Ю. имеет семь дисциплинарных взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания, из которых 5 взысканий действующие. В связи с тем, что Быченков С.Ю. был осужден за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетней, заявитель просил установить в отношении названного осужденного, освобождающегося из мест лишения свободы 11 октября 2012 г., административный надзор сроком на 6 лет с применением административных ограничений.
Рассмотрев заявление начальника колонии, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе и в дополнении к ней Быченков С.Ю. ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на то, что суд неправильно применил нормы уголовного права. Считает, что возложенные на него административные ограничения нарушают его права и свободы. Кроме того, указывает, что планировал работать в ночное время, а при наличии возложенных на него ограничений это невозможно.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит правовых оснований для его отмены.
В силу ч. 1 ст. 261.5 ГПК РФ заявление об установлении административного надзора подается исправительным учреждением или органом внутренних дел.
Согласно ч. 1 ст. 261.8 ГПК РФ суд, рассмотрев заявление по делу об административном надзоре, принимает решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений (ч. 2 ст. 261. 8 ГПК РФ).
В решении суда об установлении или о продлении административного надзора указывается срок административного надзора (ч. 3 ст. 261.8 ГПК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее Закон), административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
В отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если:
1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;
2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность (ч. 3 ст. 3 Закона).
В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью3 статьи 3 Закона (ч. 2 ст. 3 Закона).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части1 (пункт3) и части2 статьи3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Материалами рассмотренного гражданского дела установлено, что приговором Энгельсского районного суда Саратовской области от 07.12.2005 года Быченков С.Ю. осужден по ст. 131 ч. 2 п. "д" УК РФ к наказанию в виде 7 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Быченков С.Ю. совершил преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетней. В силу ч. 4 ст. 15 УК РФ преступление, совершенное Быченковым С.Ю., относится к категории тяжких.
В силу ст. 86 ч. 3 п. "г" УК РФ в отношении лиц, осужденных за тяжкие преступления, судимость погашается по истечении шести лет после отбытия наказания.
При таком положении, разрешая заявленные начальником ФБУ ИК-33 УФСИН России по Саратовской области требования, суд первой инстанции правомерно применил ч. 2 ст. 3 и п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" и, учитывая данные, характеризующие личность освобождаемого, установил в отношении Быченкова С.Ю. административный надзор сроком на шесть лет с применением соответствующих, перечисленных выше административных ограничений.
Выводы суда о необходимости установления в отношении Быченкова С.Ю. административного надзора основаны на представленных заявителем доказательствах, получивших полную, всестороннюю и объективную оценку в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 67 ГПК РФ.
Согласно ст. 1 Закона административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Административное ограничение - временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, данные меры не являются мерами уголовного наказания.
Согласно ст. 2 указанного выше Закона административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Доводы апеллятора, изложенные в жалобе, не могут опровергнуть выводы суда. При таком положении, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Планируемая Быченковым С.Ю. работа в ночное время, на которую он ссылается в жалобе, не свидетельствует о том, что ему уже объективно предложена кем-либо такая работа. Кроме того, административное ограничение является правомерным и в то же время временным ограничением прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы. В этой связи судебная коллегия считает необходимым разъяснить Быченкову С.Ю., что согласно п. 1 ст. 10 Закона поднадзорное лицо имеет право обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Саратова от 13 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Быченкова С.Ю. - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.