Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Захарова В.Н.,
судей Поляниной О.А., Тришкиной М.А.,
при секретаре Низове И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области на решение Кировского районного суда города Саратова от 19 июня 2012 года, которым постановлено:
обязать министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области внести Верина В.И. в список получателей социальных выплат за 2011 год на строительство (приобретение) жилого помещения в рамках реализации мероприятий Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Заслушав доклад судьи Поляниной О.А., объяснения Верина В.И., его представителя Потаповой Н.П., действующей на основании доверенности от 06 февраля 2012 года сроком действия 3 года, возражавших против апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Верин В.И. обратился в суд с заявлением к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее - Министерство строительства и ЖКХ), в обоснование которого указал, что является ветераном боевых действий на территории республики Афганистан и инвалидом 3 группы, с 05 декабря 1995 года состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в органе местного самоуправления - администрации Октябрьского района города Саратова. Ежегодно в установленном порядке проходил перерегистрацию как нуждающийся в улучшении жилищных условий. С 1989 года и по настоящее время постоянно проживает в городе Саратове, с 28 сентября 1994 года находится в трудовых отношениях с одним и тем же работодателем - ФГБОУ ВПО "Саратовская государственная юридическая академия" и проживает в общежитии работодателя, где имеет временную регистрацию. 19 августа 2011 года истец обратился в Министерство строительства и ЖКХ для получения именного свидетельства о социальной выплате для приобретения жилья в рамках реализации мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", в чем истцу было отказано. Письмом Министерства строительства и ЖКХ от 29 декабря 2011 года N 12861 заявителю сообщено, что в связи с тем, что в период с 27 марта 2001 года по 16 сентября 2011 года Верин В.И. зарегистрирован в Пензенской области по адресу: "адрес", основания для предоставления социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения отсутствуют.
Суд, рассмотрев данное заявление, постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Министерство строительства и ЖКХ просит решение районного суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу Верин В.И. просит в ее удовлетворении отказать, оставить решение суда первой инстанции без изменения. Считает, что ссылка Министерства строительства и ЖКХ на его регистрацию на территории Пензенской области несостоятельной, поскольку Верин В.И. постоянно проживает в городе Саратове.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Как установлено судом первой инстанции, Верин В.И. пользуется мерами социальной поддержки, предусмотренными ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", что подтверждается удостоверением серии 1-А N 387195, выданным Управлением социальной защиты Шемышейского района Пензенской области.
Верин В.И. имеет третью группу инвалидности (л.д. 8).
Извещением Исполнительного комитета Октябрьского районного Совета народных депутатов от 08 декабря 1995 года Верину В.И. сообщено, что заявитель принят на учет для улучшения жилищных условий по списку ветеранов боевых действий N 133 (л.д. 9).
Из материалов дела следует, что заявитель на момент постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и по настоящее время временно зарегистрирован в жилом помещении по адресу: "адрес", являющегося общежитием. Другого жилого помещения для постоянного проживания Верин В.И. не имеет (л.д. 16, 22, 23, 25).
19 августа 2011 года истец обратился в Министерство строительства и ЖКХ для получения именного свидетельства о социальной выплате для приобретения жилья в рамках реализации мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", в чем истцу было отказано.
Письмом Министерства строительства и ЖКХ от 29 декабря 2011 года N 12861 заявителю сообщено, что в связи с тем, что в период с 27 марта 2001 года по 16 сентября 2011 года Верин В.И. зарегистрирован в Пензенской области по адресу: "адрес", основания для предоставления социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения отсутствуют.
Рассматривая заявление и удовлетворяя требования Верина В.И., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Верин В.И. как ветеран боевых действий на территории республики Афганистан, имеющий третью группу инвалидности, обладает правом на улучшение жилищных условий или приобретение жилого помещения.
Данный вывод суда основан на законе и установленных по делу обстоятельствах.
В силу п. 4 ст. 14 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрено обеспечение жильем инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии со ст. 23.2 настоящего Федерального закона.
Статьей 23.2 Федерального закона N 5-ФЗ определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 3.1 ст. 23.2 Федерального закона N 5-ФЗ по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1.1., пунктом 4.1, части 1 статьи 1 Закона Саратовской области от 28 апреля 2005 года N 39-ЗСО "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" гражданам, вставшим на учет до 1 января 2005 года, имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", в том числе ветеранам боевых действий, меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями могут предоставляться по выбору граждан в форме социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения либо в форме предоставления жилого помещения на основании договора социального найма из государственного жилищного фонда области.
В соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства Саратовской области N 168-П от 14 мая 2005 года к полномочиям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области отнесено предоставление социальной выплаты за счет средств федерального и областного бюджета на строительство (приобретение) жилья гражданам, нуждающимся в получении безвозмездной финансовой помощи на строительство (приобретение) жилых помещений, при реализации федеральных и областных целевых программ.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для возложения на Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области обязанности включить Верина В.И. в список получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в рамках реализации мероприятий Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Ссылка автора жалобы на положения ст.ст. 52, 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование не состоятельна и не соответствует обстоятельствам настоящего дела.
Исходя из позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики за 3 квартал 2011 года, в соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Однако регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Статьей 2 названного Закона 1993 г. установлено, что местом жительства гражданина является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
С учетом положений приведенного федерального законодательства, а также принимая во внимание, что Верин В.И. на момент постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и по настоящее время фактически проживает по адресу: "адрес", по которому имеет временную регистрацию, на постоянной основе работает в городе Саратове, в период с 2001 по 2011 г.г. заявитель в Пензенскую область для постоянного проживания не выезжал, места жительства не менял, Верин В.И. не может быть лишен предоставленного положениями Федерального закона "О ветеранах" права на обеспечение жильем, предоставляемого ветеранам боевых действий, только по причине отсутствия постоянной регистрации по месту фактического проживания.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела. Выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела, и в жалобе не опровергнуты.
Оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда города Саратова от 19 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.