Саратовский областной суд в составе
председательствующего судьи Анатийчук О.М.,
при секретаре Анищенко А.П.,
с участием прокурора Савиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Исаенко В.И. об отмене решения территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Саратова от 22 августа 2012 года N 01-07/50-168-р "О регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата в депутаты Фадеева В.О." и решения территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Саратова от 29 августа 2012 года N 01-07/52-172-р "О регистрации выдвинутого Саратовским региональным отделением политической партии "Либерально - демократическая партия России" кандидата в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва Фадеева В.О.",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Саратовской областной Думы от 11 июля 2012 года N 62-2697 "О назначении выборов депутатов Саратовской областной Думы пятого созыва", опубликованным в газете "Саратовская областная газета" от 12 июля 2012 года N 111 (3021) на 14 октября 2012 года назначены выборы депутатов Саратовской областной Думы пятого созыва.
Постановлением избирательной комиссии Саратовской области от 6 июня 2012 года N 117/2-4 "О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Саратовской областной Думы пятого созыва на территориальные избирательные комиссии" полномочия окружной избирательной комиссии Октябрьского одномандатного избирательного округа N 4 возложены на территориальную избирательную комиссию Октябрьского района города Саратова (далее - ТИК Октябрьского района города Саратова).
22 августа 2012 года ТИК Октябрьского района города Саратова вынесено решение N 01-07/50-168-р "О регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата в депутаты Фадеева В.О.".
29 августа 2012 года ТИК Октябрьского района города Саратова приняла решение N 01-07/52-172-р "О регистрации выдвинутого Саратовским региональным отделением политической партии "Либерально-демократическая партия России" кандидата в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва по Октябрьскому одномандатному избирательному округу N 4 Фадеева В.О.".
Решением ТИК Октябрьского района города Саратова от 24 августа 2012 года N 01-07/51-170-р "О регистрации выдвинутого в порядке самовыдвижения кандидата в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва Исаенко В.И." Исаенко В.И. был зарегистрирован кандидатом в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва по Октябрьскому одномандатному избирательному округу N 4.
Исаенко В.И. обратился в Саратовский областной суд с заявлениями об отмене решения территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Саратова от 22 августа 2012 года N 01-07/50-168-р "О регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата в депутаты Фадеева В.О." и решения территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Саратова от 29 августа 2012 года N 01-07/52-172-р "О регистрации выдвинутого Саратовским региональным отделением политической партии "Либерально - демократическая партия России" кандидата в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва Фадеева В.О.".
В обоснование требований об отмене решения ТИК Октябрьского района города Саратова от 22 августа 2012 года N 01-07/50-168-р "О регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата в депутаты Фадеева В.О." заявитель указал, что данное решение принято с грубыми нарушениями, напрямую затрагивает его избирательные права, как кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, что и кандидат Фадеев В.О., и подлежит отмене, так как нарушает основной принцип действующего избирательного законодательства, а именно принцип равенства граждан, участвующих в выборах. В нарушение Порядка регистрации и деятельности уполномоченных представителей, утвержденного Постановлением Избирательной комиссии Саратовской области от 26 июня 2012 года N 2/4-5, представленные кандидатом Фадеевым В.О. для регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам документы оформлены ненадлежащим образом. Так, в представлении кандидата от 20 августа 2012 года о назначении Черкашина А.В. уполномоченным представителем по финансовым вопросам и в нотариально удостоверенной доверенности на осуществление Черкашиным А.В. полномочий уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата в депутаты Фадеева В.О. отсутствуют сведения об основном месте работы и занимаемой должности гражданина, назначаемого уполномоченным представителем по финансовым вопросам. Срок действия указанной выше доверенности явно превышает установленный срок действия полномочий уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата в депутаты Фадеева В.О. Принимая решение о регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата в депутаты Фадеева В.О., ТИК Октябрьского района города Саратова поставила данного кандидата в привилегированное положение по отношению к другим кандидатам, зарегистрированным по Октябрьскому одномандатному избирательному округу N 4, и строго соблюдающим нормы действующего законодательства.
В обоснование требований об отмене решения ТИК Октябрьского района города Саратова от 29 августа 2012 года N 01-07/52-172-р "О регистрации выдвинутого Саратовским региональным отделением политической партии "Либерально - демократическая партия России" кандидата в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва Фадеева В.О." заявитель указал, что оно принято с грубыми нарушениями требований законодательства и подлежит отмене, поскольку на момент принятия указанного решения у ТИК Октябрьского района города Саратова были основания для отказа в регистрации Фадееву В.О., предусмотренные подпунктами "в", "в.1", "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Разрешая вопрос о регистрации кандидата, ТИК Октябрьского района города Саратова довольствовалась документами сомнительного содержания, полученными от Черкашина А.В. Первый финансовый отчет кандидата Фадеева В.О. не мог приниматься во внимание и учитываться при принятии оспариваемого решения, поскольку был представлен 20 августа 2012 года неуполномоченным лицом Черкашиным А.В. Представленные в ТИК Октябрьского района города Саратова копии трудовых книжек, справка с места работы, принятые во внимание при рассмотрении вопроса о регистрации кандидата Фадеева В.О., не отвечают требованиям, установленным Трудовым кодексом Российской Федерации к документам, связанным с работой, и также поступили от неуполномоченного лица Черкашина А.В. Принятые во внимание ТИК Октябрьского района города Саратова при рассмотрении вопроса о регистрации кандидата Фадеева В.О. сведения об его размере и об источниках доходов, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной), о вкладах в банках, ценных бумагах содержат наименования филиалов финансово - кредитных учреждений, а не наименования самих кредитных организаций, что следует расценивать как предоставление недостоверных сведений, что влечет отказ в регистрации кандидата. При таких обстоятельствах ТИК Октябрьского района города Саратова была обязана отказать в регистрации кандидату Фадееву В.О.
Заявитель Исаенко В.И., будучи извещенным надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель Исаенко В.И. - Черкезова О.В. в судебном заседании поддержала заявления в полном объеме по основаниям, в них приведенным, дополнительно пояснив, что документы, принятые ТИК Октябрьского района города Саратова во внимание при рассмотрении вопроса о регистрации кандидата Фадеева В.О., не отвечают требованиям законодательства, часть из них представлена неуполномоченным на представление таких документов лицом - Черкашиным А.В., решение о регистрации которого в качестве уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата в депутаты Фадеева В.О. также принято с грубыми нарушениями закона.
Фадеев В.О. и его представители Казаков С.Р. и Прокаев А.В. в судебном заседании с заявлениями не согласились, сославшись на то, что оспариваемые заявителем решения территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г.Саратова вынесены законно и обоснованно, основания для отказа в регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата Фадеева В.О., а также регистрации самого кандидата Фадеева В.О. у комиссии отсутствовали. Документы, принятые во внимание при рассмотрении вопроса о регистрации кандидата Фадеева В.О., были надлежащим образом оформлены и представлены в ТИК Октябрьского района города Саратова кандидатом Фадеевым В.О. и его уполномоченным представителем по финансовым вопросам Черкашиным А.В. Фадеев В.О. и его представители Казаков С.Р. и Прокаев А.В. возражали против удовлетворения требований заявителя, полагая их надуманными и противоречащими действующему законодательству.
Заинтересованное лицо Черкашин А.В. в судебном заседании против удовлетворения заявлений возражал, полагая их необоснованными.
Представитель заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г.Саратова с полномочиями окружной избирательной комиссии Октябрьского одномандатного округа N 4 в судебное заседание не явился, в представленных суду пояснениях на заявления Исаенко В.И. просил рассмотреть дело без участия представителя комиссии, оставляя вопрос о рассмотрении заявлений по существу на усмотрение суда.
Выслушав объяснения заявителя, заинтересованного лица и их представителей, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что оспариваемое заявителем решение ТИК Октябрьского района города Саратова от 29 августа 2012 года N 01-07/52-172-р "О регистрации выдвинутого Саратовским региональным отделением политической партии "Либерально - демократическая партия России" кандидата в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва Фадеева В.О." принято незаконно и подлежит отмене, основания для отмены решения ТИК Октябрьского района города Саратова от 22 августа 2012 года N 01-07/50-168-р "О регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата в депутаты Фадеева В.О." отсутствуют, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме; не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Согласно части 1 статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Статья 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливает, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Согласно частям 1, 2 статьи 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что постановлением избирательной комиссии Саратовской области от 30 ноября 2010 года N 01-06/159-П сформирована территориальная избирательная комиссия Октябрьского района г.Саратова (л.д. 183-184).
Фадеев В.О. был выдвинут Саратовским региональным отделением политической партии "Либерально-демократическая партия России" в качестве кандидата в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва по Октябрьскому одномандатному избирательному округу N 4.
20 августа 2012 года Фадеев В.О. представил в ТИК Октябрьского района города Саратова документы о выдвижении его в качестве кандидата в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва по Октябрьскому одномандатному избирательному округу N 4: заявление в письменной форме о согласии баллотироваться кандидатом по одномандатному избирательному округу N 4 с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата от 11 августа 2012 года (л.д. 135); документ, подтверждающий статус кандидата в политической партии, общественном объединении, официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения; копию паспорта (или иного документа, заменяющего паспорт гражданина); копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании; копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий) в виде копии трудовой книжки, содержащей надпись "Работает по настоящее время" от 27 июня 2012 года (л.д. 136-146); сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной) о вкладах в банках, ценных бумагах от 11 августа 2012 года (л.д. 147-151); заверенную избирательной комиссией области копию списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам. Данное обстоятельство подтверждается актом о приеме документов о выдвижении кандидата в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 4 N 3/2-1 (л.д. 82, 152).
В тот же день в ТИК Октябрьского района города Саратова поступили представление от кандидата в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва Фадеева В.О. на назначение Черкашина А.В. уполномоченным представителем по финансовым вопросам с приложением его согласия осуществлять указанную деятельность от 20 августа 2012 года и копии нотариально удостоверенной доверенности N от 20 августа 2012 года, документам присвоены входящие номера соответственно - 22, 21, 23 (л.д. 111-113).
Кроме того, согласно акту N 9/2-3 о приеме документов 20 августа 2012 года ТИК Октябрьского района города Саратова от кандидата в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва Фадеева В.О. в лице его представителя Черкашина А.В. был принят первый финансовый отчет кандидата и две фотографии кандидата без уголка (размером 3х4) (л.д. 83).
22 августа 2012 года ТИК Октябрьского района города Саратова принято решение N 01-07/50-168-р о регистрации Черкашина А.В. уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата в депутаты Фадеева В.О., из которого 05 сентября 2012 года в связи с технической ошибкой исключены сведения о дате поступления и входящем номере заявления Фадеева В.О. (л.д. 114-115).
22 августа 2012 года ТИК Октябрьского района города Саратова, рассмотрев документы, представленные Фадеевым В.О. для выдвижения в качестве кандидата в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва по Октябрьскому одномандатному избирательному округу N 4 и его регистрации, вынесено решение N 01-07/50-169-р об извещении кандидата Фадеева В.О. об имеющихся в представленных документах нарушениях действующего законодательства. ТИК Октябрьского района города Саратова в извещении указала, что представленная копия трудовой книжки не подтверждает указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения об основном месте работы, о занимаемой должности, так как удостоверена работодателем до даты опубликования Постановления Саратовской областной Думы от 11 июля 2012 года N 62-2697 "О назначении выборов депутатов Саратовской областной Думы пятого созыва", сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной) о вкладах в банках, ценных бумагах, оформлены без учета порядка формы данных сведений, содержащегося в Приложении N 1 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в первом финансовом отчете отсутствует дата его составления, указание которой предусмотрено формой - приложение N 4 к Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов Саратовской областной Думы, утвержденной постановлением избирательной комиссии Саратовской области от 26 июня 2012 года N 2/3-5, первый финансовый отчет представлен без приложений, представление которых предусмотрено пунктом 9.2. указанной Инструкции по форме приложения к ней N 3. В извещении ТИК Октябрьского района города Саратова в пункте 2 кандидату в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва по Октябрьскому одномандатному избирательному округу N 4 Фадееву В.О. разъяснено, что он имеет право внести уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также заменить представленные документы, оформленные с нарушением требований закона не позднее, чем за один день до дня, на который запланировано указанное заседание комиссии, с указанием, что оно запланировано на 29 августа 2012 года (л.д. 154-157).
23 августа 2012 года копия решения ТИК Октябрьского района города Саратова от 22 августа 2012 года N 01-07/50-169-р была вручена Черкашину А.В. (л.д. 157). В этот же день, 23 августа 2012 года копию этого решения получил Фадеев В.О., что подтверждается данными им в ходе судебного заседания объяснениями по делу.
24 августа 2012 года Черкашин А.В., действуя от имени кандидата Фадеева В.О., обратился в ТИК Октябрьского района города Саратова с заявлением (л.д. 158) о принятии согласно решению ТИК от 22 августа 2012 года в дополнение к ранее представленным следующих документов: справки с места работы Фадеева В.О. от 23 августа 2012 года N 8 (л.д. 159), заверенной копии трудовой книжки Фадеева В.О. (л.д. 160-170), сведений о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной) о вкладах в банках, ценных бумагах от 23 августа 2012 года за подписью Фадеева В.О. (л.д. 171-176), первый финансовый отчет за подписью Фадеева В.О. от 20 августа 2012 года (л.д. 177-178), приложения к финансовому отчету "Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения" от 23 августа 2012 года за подписью Фадеева В.О. (л.д. 179-180).
29 августа 2012 года ТИК Октябрьского района города Саратова, проверив соответствие порядка выдвижения Фадеева В.О. по Октябрьскому одномандатному избирательному округу N 4, выдвинутого избирательным объединением Саратовское региональное отделение политической партии "Либерально-демократическая партия России", требованиям закона, рассмотрев представленные кандидатом документы, приняла решение N 01-07/52-172-р "О регистрации выдвинутого Саратовским региональным отделением политической партии "Либерально - демократическая партия России" кандидата в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва Фадеева В.О." (л.д. 134).
Изучив представленные по делу доказательства, суд не находит оснований для отмены решения ТИК Октябрьского района города Саратова от 22 августа 2012 года N 01-07/50-168-р "О регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата в депутаты Фадеева В.О.".
Часть 2 статьи 52 Закона Саратовской области от 28 июня 2007 года N 105-ЗСО "О выборах депутатов Саратовской областной Думы" устанавливает, что кандидаты вправе, а избирательные объединения, выдвинувшие областные списки кандидатов, обязаны назначать уполномоченных представителей по финансовым вопросам. Регистрация уполномоченных представителей по финансовым вопросам осуществляется соответствующей избирательной комиссией по письменному представлению кандидата, избирательного объединения в течение трех дней с момента предоставления документов.
Порядок регистрации и деятельности уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидатов в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, утвержден Постановлением Избиркома Саратовской области от 26 июня 2012 года N 2/4-5 (далее - Порядок регистрации и деятельности уполномоченных представителей по финансовым вопросам).
Согласно этому Порядку, окружная избирательная комиссия по письменному представлению кандидата осуществляет регистрацию уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата и выдает ему удостоверение установленного образца (пункт 4).
Регистрация уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата производится на основании заявления кандидата о назначении уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата, в котором указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, основное место работы или службы (в случае отсутствия основного места службы - род занятий), занимаемая должность, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа, дата его выдачи при предъявлении: нотариально удостоверенной доверенности, оформленной в установленном законом порядке; копии нотариально удостоверенной доверенности, для обозрения и снятия копии. Копия указанной доверенности изготавливается в окружной избирательной комиссии в присутствии кандидата в депутаты и заверяется подписью лица, принявшего документы; письменного согласия уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата осуществлять указанную деятельность; сведений о номерах контактных телефонов уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата.
При представлении вышеуказанных документов уполномоченный представитель по финансовым вопросам кандидата предъявляет паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина (пункт 5).
Документы, необходимые для регистрации уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидата представляются в окружную избирательную комиссию вместе с представлением документов о выдвижении кандидата. Окружная избирательная комиссия в трехдневный срок рассматривает представленные документы и принимает решение о регистрации (об отказе в регистрации) уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата и о выдаче ему удостоверения установленного образца (абзац 1 пункта 6).
Суд не может согласиться с доводом заявителя, о том, что у ТИК Октябрьского района города Саратова имелись основания для отказа в регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата Фадеева В.О., в связи с нарушениями, допущенными в оформлении представленных для регистрации документов: отсутствие в представлении Фадеева В.О. от 20 августа 2012 года о назначении Черкашина А.В. уполномоченным представителем по финансовым вопросам и в нотариально удостоверенной доверенности сведений об основном месте работы и занимаемой должности последнего, указание Черкашиным А.В. в заявлении о даче согласия быть уполномоченным по финансовым вопросам кандидата в депутаты о том, что он не подпадает под ограничения, установленные ч.2 ст.37 Закона Саратовской области "О выборах депутатов Саратовской областной Думы".
В заявлении о даче согласия быть уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва Фадеева В.О. Черкашин А.В. указывает место работы и должность - "данные изъяты".
В силу абзаца 2 пункта 6 Порядка регистрации и деятельности уполномоченных представителей по финансовым вопросам, основаниями для отказа в регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата являются - отсутствие гражданства Российской Федерации, возраст к моменту регистрации менее 18 лет, наличие вступившего в законную силу решения суда о признании гражданина Российской Федерации недееспособным, отбывание наказания в местах лишения свободы по приговору суда, а также отсутствие необходимых документов.
На момент принятия ТИК Октябрьского района города Саратова решения о регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата в депутаты Саратовской областной Думы Фадеевым В.О. были представлены необходимые для этого документы и установленных вышеуказанной нормой ограничений не имелось.
Приведенные выше несоответствия Порядку регистрации и деятельности уполномоченных представителей по финансовым вопросам в оформлении документов, представленных для регистрации Черкашина А.В., с учетом положений абзаца 2 пункта 6 Порядка не могли служить основанием для принятия ТИК решения об отказе в его регистрации в качестве уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва Фадеева В.О.
Таким образом, решение от 22 августа 2012 года N 01-07/50-168-р было вынесено в соответствии с установленным Порядком регистрации и деятельности уполномоченных представителей по финансовым вопросам.
Доводы заявителя о нарушении Фадеевым В.О. пункта 5 статьи 59 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", выразившиеся в расходовании на оплату услуг нотариуса, удостоверившего доверенность на имя Черкашина А.В. и ее копию, денежных средств, не перечисленных в специальный избирательный фонд, не влияют на законность решения ТИК о регистрации Черкашина А.В. уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата в депутаты Фадеева В.О.
То обстоятельство, что срок действия нотариально удостоверенной доверенности на осуществление Черкашиным А.В. полномочий уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата в депутаты Фадеева В.О. явно превышает установленный срок действия полномочий уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата в депутаты Фадеева В.О., не может являться основанием для отмены решения ТИК Октябрьского района города Саратова от 22 августа 2012 года N 01-07/50-168-р "О регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата в депутаты Фадеева В.О.".
При таких обстоятельствах, оснований для признания незаконным и отмены решения ТИК Октябрьского района города Саратова от 22 августа 2012 года N 01-07/50-168-р "О регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата в депутаты Фадеева В.О." не имеется.
Вместе с тем, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что решение ТИК Октябрьского района города Саратова от 29 августа 2012 года N 01-07/52-172-р "О регистрации выдвинутого Саратовским региональным отделением политической партии "Либерально - демократическая партия России" кандидата в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва Фадеева В.О." принято незаконно и подлежит отмене по следующим основаниям.
Условия выдвижения и регистрации кандидатов устанавливаются положениями статей 33, 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьями 26, 27.1 Закона Саратовской области от 28 июня 2007 года N 105-ЗСО "О выборах депутатов Саратовской областной Думы".
Согласно пунктам 1, 2 и 3 статьи 33 указанного Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке. Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом. Вместе с заявлением, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата.
Представленные Фадеевым В.О. 20 августа 2012 года в ТИК Октябрьского района города Саратова документы об его выдвижении в качестве кандидата в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва по Октябрьскому одномандатному избирательному округу N 4 были оформлены с нарушением требований действующего законодательства, о чем Фадеев В.О. был извещен решением ТИК Октябрьского района города Саратова от 22 августа 2012 года N 01-07/50-169-р (л.д. 154-157).
В соответствии с пунктом 1.1. статьи 38 указанного Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Суд приходит к выводу, что документы, поступившие 24 августа 2012 года в ТИК Октябрьского района города Саратова (справка с места работы Фадеева В.О., копия трудовой книжки, сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной) о вкладах в банках, ценных бумагах (л.д. 158-176)), представлены в комиссию лицом, не имеющим полномочий на представление данных документов, - Черкашиным А.В., поскольку согласно пункту 5 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", документы, указанные в пунктах 1, 2 и 3 настоящей статьи, кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в списке кандидатов) обязан представить лично.
Документы, указанные в пунктах 1, 2 и 3 настоящей статьи, могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором, содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые), иных случаях, установленных федеральным законом. Однако подобных обстоятельств по рассматриваемому делу судом установлено не было.
В силу пункта 6 статьи 27.1. Закона Саратовской области от 28 июня 2007 года N 105-ЗСО "О выборах депутатов Саратовской областной Думы" кандидаты, включенные в заверенный список кандидатов по одномандатным избирательным округам необходимые документы предоставляют в окружные избирательные комиссии именно в порядке, установленном пунктом 5 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Таким образом, представленные 24 августа 2012 года Черкашиным А.В. от имени кандидата Фадеева В.О. документы (справка с места работы Фадеева В.О., копия трудовой книжки, сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной) о вкладах в банках, ценных бумагах (л.д. 158-176)) не могли быть приняты во внимание ТИК Октябрьского района города Саратова при решении вопроса о регистрации выдвинутого Саратовским региональным отделением политической партии "Либерально - демократическая партия России" кандидата в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва Фадеева В.О., поскольку данные документы представлены в ТИК Октябрьского района города Саратова неуполномоченным лицом - Черкашиным А.В.
Нотариально удостоверенной доверенностью N от 20 августа 2012 года кандидат в депутаты Фадеев В.О. уполномочил Черкашина А.В. быть его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, связанным с его участием в выборах депутатов Саратовской областной Думы пятого созыва и совершать необходимые действия в пределах полномочий, указанных в доверенности, среди которых отсутствуют полномочия на предоставление в избирательную комиссию иных документов, кроме финансовых отчетов и первичных финансовых документов. Исходя из текста доверенности Черкашин А.В. был наделен правом на представление интересов Фадеева В.О. как кандидата в депутаты в соответствующих избирательных комиссиях только в пределах полномочий по финансовым вопросам (л.д. 113).
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу положений подпунктов "в" и "в.1" пункта 24 статьи 38 указанного Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата является, в том числе, отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.
Аналогичные положения содержатся в подпунктах 3,4 пункта 10 статьи 34 Закона Саратовской области от 28 июня 2007 года N 105-ЗСО "О выборах депутатов Саратовской областной Думы".
Суд приходит к выводу, что представленные Фадеевым В.О. 20 августа 2012 года в ТИК Октябрьского района города Саратова документы о его выдвижении в качестве кандидата в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва по Октябрьскому одномандатному избирательному округу N 4 были оформлены с нарушением требований действующего законодательства: копия трудовой книжки Фадеева В.О. не подтверждает указанные в его заявлении о согласии баллотироваться сведения об основном месте работы, о занимаемой должности, так как удостоверена работодателем до даты опубликования Постановления Саратовской областной Думы от 11 июля 2012 года N 62-2697 "О назначении выборов депутатов Саратовской областной Думы пятого созыва" (л.д. 136-146); форма сведений о размере и об источниках доходов Фадеева В.О., а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной) о вкладах в банках, ценных бумагах, не соответствует форме данных сведений, содержащейся в Приложении N 1 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в Приложении N 4 к Закону Саратовской области от 28 июня 2007 года N 105-ЗСО "О выборах депутатов Саратовской областной Думы": так, в графе "Акции и иное участие в коммерческих организациях" в отдельных пунктах не указана доля участия в процентах от уставного капитала, в графе "Денежные средства, находящиеся на счетах в банках" ("наименование и местонахождение (адрес) банка, номер счета, остаток (руб.)") указаны филиалы финансово-кредитных учреждений, некоторые без адресов, что не позволяло ТИК Октябрьского района г. Саратова проверить достоверность этих сведений (л.д. 147-151).
Будучи извещен 23 августа 2012 года об имеющихся недостатках в оформлении документов для выдвижения в качестве кандидата в депутаты путем вручения копии решения ТИК Октябрьского района г.Саратова от 22 августа 2012 года, Фадеев В.О. не внес уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и не заменил представленные документы, оформленные с нарушением требований закона, в срок не позднее, чем за один день до дня заседания комиссии по принятию решения о регистрации кандидата в депутаты.
Поскольку при решении вопроса о регистрации выдвинутого Саратовским региональным отделением политической партии "Либерально - демократическая партия России" кандидата в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва Фадеева В.О. необходимо было учитывать только документы, поданные 20 августа 2012 года самим Фадеевым В.О., а они были оформлены с нарушениями действующего законодательства, ТИК Октябрьского района города Саратова была обязана отказать в регистрации кандидату Фадееву В.О. на основании подпунктов "в", "в1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подпунктов 3,4 пункта 10 статьи 34 Закона Саратовской области от 28 июня 2007 года N 105-ЗСО "О выборах депутатов Саратовской областной Думы".
При таких обстоятельствах, решение ТИК Октябрьского района города Саратова от 29 августа 2012 года N 01-07/52-172-р "О регистрации выдвинутого Саратовским региональным отделением политической партии "Либерально - демократическая партия России" кандидата в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва Фадеева В.О." является незаконным и подлежит отмене.
Иные основания для отмены решения ТИК Октябрьского района г.Саратова от 29 августа 2012 года, указанные заявителем Исаенко В.И., не имеют правового значения в связи с отменой решения по приведенным выше судом основаниям.
Доводы Фадеева В.О. и его представителей в судебном заседании о том, что 24 августа 2012 года документы необходимые для выдвижения: сведения о месте работы или службы, должности (справка с места работы от 23 августа 2012 года, копия трудовой книжки); сведения о размере и об источниках доходов, имуществе принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах были представлены в ТИК Октябрьского района г.Саратова им лично, только прием этих документов был оформлен его уполномоченным представителем по финансовым вопросам Черкашиным А.В., суд находит не состоятельными, поскольку доказательств в их подтверждение предоставлено не было. Указанные доводы опровергаются копией заявления Черкашина А.В. о представлении им вышеуказанных документов с отметкой ТИК от 24 августа 2012 года о приеме.
Доводы Фадеева В.О. и его представителей о том, что действующее законодательство не содержит обязанности кандидата в депутаты лично представлять в избирательную комиссию документы необходимые для его выдвижения и регистрации в случае необходимости внесения уточнений либо замены ранее предоставленных документов для выдвижения, основаны на неправильном толковании норм права.
Так, из системного толкования положений пункта 5 статьи 33 и пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" следует, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению и заменять документ, представленный ранее, в случае если он оформлен с нарушением требований закона, действия по представлению документов, необходимых для регистрации, в избирательную комиссию должны совершаться кандидатом в депутаты лично. Указанные действия, совершенные за кандидата в депутаты неуполномоченным лицом, считаются не совершенными и не влекут юридических последствий.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 и главой 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Саратова от 29 августа 2012 года N 01-07/52-172-р "О регистрации выдвинутого Саратовским региональным отделением политической партии "Либерально - демократическая партия России" кандидата в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва Фадеева В.О.".
В удовлетворении заявления Исаенко В.И. об отмене решения территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Саратова от 22 августа 2012 года N 01-07/50-168-р "О регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата в депутаты Фадеева В.О." отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Саратовский областной суд.
Председательствующий Анатийчук О.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.