Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Грибалевой М.Н.,
судей Тришкиной М.А., Игнатьева А.В.,
при секретаре Каланиной Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Тришкиной М.А. гражданское дело по иску прокурора "адрес" в интересах Ткаченко В.Е. к администрации муниципального образования "Город Саратов" о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма по апелляционным жалобам администрации муниципального образования "Город Саратов", комитета по управлению имуществом города Саратова администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Волжского районного суда г. Саратова от 26 июня 2012 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи, объяснения Ткаченко Л.А., возражавшей против доводов жалоб, объяснения прокурора отдела Саратовской областной прокуратуры - Медведевой З.А., просившей решение суда оставить без изменения, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г. Саратова обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов Ткаченко В.Е. к администрации муниципального образования "Город Саратов" о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма. В обоснование исковых требований указал, что Ткаченко В.Е. является нанимателем и проживает в квартире "адрес". Указанный жилой дом построен в 1970 году по проекту инженера "данные изъяты", был признан непригодным для проживания решением "данные изъяты" N от 1983 года, распоряжением "данные изъяты" от "дата" N-р, постановлением администрации "адрес" от "дата" N. Согласно акту обследования жилого дома "адрес" в здании имеются многочисленные разрушения, ремонт в доме не проводился со дня сдачи дома в эксплуатацию. В соответствии с постановлением "данные изъяты" N от "дата" "О передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность области и в муниципальную собственность" запрещена приватизация квартир в домах "данные изъяты", обмен жилых квартир, регистрация жителей в указанных домах, а также создана комиссия по организации мероприятий, обеспечивающая переселение жильцов домов серии "данные изъяты" в срок до "дата". Решением "данные изъяты" от "дата" N была принята муниципальная целевая программа "Обеспечение жильем граждан "адрес", проживающих в ветхих и аварийных домах, построенных по проекту инженера "данные изъяты"" на 2002-2010 г.г. В соответствии с актом межведомственной комиссии администрации "адрес" от "дата" N-р, "адрес" повторно был признан непригодным для проживания. "дата" межведомственной комиссией в очередной раз было принято решение о признании жилого дома "адрес" непригодным и подлежащим сносу. Жилой дом "адрес", признанный непригодным для проживания, до настоящего времени не расселен, перспективы и сроки отселения жителей не известны. В то же время, состояние жилого дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан.
На основании изложенного истец просил суд обязать ответчика предоставить Ткаченко В.Е. на состав семьи из 8 человек благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 44,9 кв.м., состоящее из двух жилых комнат в черте г. Саратова.
Решением Волжского районного суда г. Саратова от "дата" постановлено: обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов" предоставить в пользование по договору социального найма Ткаченко В.Е. на состав семьи из восьми человек ( Ткаченко В.Е., Т.Д.М., Т.И.В., Т.К.И., Т.Л.А., Т.М.В., Т.К.М., Т.И.В.) благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно - техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемому, состоящее из двух комнат, общей площадью не менее 44,9 квадратных метров, в пределах "адрес".
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования "Город Саратов" в лице представителя Макаренко М.Н. ставится вопрос об отмене решения суда и вынесении нового решения, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Автор жалобы указал, что в установленном законом порядке жилой дом "адрес" непригодным для проживания признан не был, процедура, предусмотренная "Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденным постановлением "данные изъяты" от "дата" N, соблюдена не была. Кроме того, на администрацию муниципального образования "Город Саратов" не может быть возложена обязанность предоставить истцам вне очереди жилое помещение, поскольку в соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления осуществляют предоставление жилых помещений по договорам социального найма только малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, а каких-либо доказательств того, что истцы были в установленном порядке признаны малоимущими, либо нуждающимися по общим основаниям в суд не представлено.
Комитет по управлению имуществом г. Саратова администрации муниципального образования "Город Саратов" в лице представителя Погребняк И.С. просит решение суда отменить и вынести новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. Автор жалобы указал, что в установленном законом порядке истец не признавался нуждающимся в улучшении жилищных условий, процедура, предусмотренная "Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47, соблюдена не была.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ст. 5 Федерального закона "О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, последний применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 8 ЖК РСФСР, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, периодически, в сроки, устанавливаемые Советом Министров РСФСР, производится обследование состояния жилых домов государственного и общественного жилищного фонда. Непригодные для проживания жилые дома и жилые помещения переоборудуются для использования в других целях либо такие дома сносятся по решению Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области, автономного округа, исполнительного комитета Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Проведение обследования состояния домов и жилых помещений, а также признание их непригодными для проживания производятся в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.
В соответствии со ст. 91 ЖК РСФСР граждане выселяются из жилых домов государственного и общественного жилищного фонда с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, если дом (жилое помещение) грозит обвалом.
Согласно ст. 93 ЖК РСФСР если дом (жилое помещение) грозит обвалом, гражданам, выселяемым из этого дома (жилого помещения), другое благоустроенное жилое помещение предоставляется по решению исполнительного комитета местного Совета народных депутатов за счет жилищного фонда местного Совета народных депутатов либо соответствующего предприятия, учреждения, организации.
В соответствии со ст. 37 ЖК РСФСР вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам, жилище которых в результате стихийного бедствия стало непригодным для проживания.
Аналогичные положения содержатся и в нормах ЖК РФ.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Согласно ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещением с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Как разъяснено в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Устава муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 года N 67-649 структуру органов местного самоуправления города составляют:
- Саратовская городская Дума, именуемая по тексту настоящего Устава "городская Дума" - представительный орган;
- глава муниципального образования "Город Саратов", исполняющий полномочия председателя городской Думы, именуемый по тексту настоящего Устава "глава муниципального образования";
- администрация муниципального образования "Город Саратов", именуемая по тексту настоящего Устава "администрация города" - исполнительно-распорядительный орган;
- контрольно-счетная палата - контрольный орган.
Органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных переданных государственных полномочий.
Как следует из материалов дела 16 января 2012 года между муниципальным образованием "Город Саратов" (наймодатель) и Ткаченко В.Е. (наниматель) был заключен договор социального найма, по условиям которого наймодатель передает в бессрочное владение и пользование нанимателю квартиру "адрес". Совместно с нанимателем в указанное жилое помещение вселяются члены его семьи: Т.И.В.., Т.К.И., Т.Л.А., Т.М.В., Т.Д.М., Т.К.М., Т.И.В. (л.д. 8). Наниматель Ткаченко В.Е. проживает и зарегистрирован в спорном жилом помещении с "дата" (л.д.10).
Решением "данные изъяты" N от "дата" во исполнение распоряжения исполкома "данные изъяты" от "дата" за N-р "О переселении жильцов из аварийных жилых домов "данные изъяты" (инженера "данные изъяты")" и постановлением администрации города Саратова N от "дата" жилой дом "адрес" серии "данные изъяты", построенный в 1970 году по проекту инженера "данные изъяты", был признан непригодным для проживания и подлежащим сносу (л.д. 27-31).
Распоряжением "данные изъяты" от "дата" N-р были утверждены решения междуведомственной комиссии по признанию непригодными жилых домов серии "данные изъяты", выполненных по проекту инженера "данные изъяты", в том числе жилого дома "адрес" (л.д.25,19).
Также "дата" на заседании межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, созданной постановлением главы администрации г. Саратова от "дата" N, в очередной раз было принято решение о признании жилого дома "адрес" непригодным для проживания и подлежащим сносу (л.д. 22-24)..
Согласно плану и экспликации на квартиру N "адрес", указанное жилое помещение имеет общую площадь 44, 9 кв.м, состоит из двух комнат (л.д. 44-45).
Согласно сведениям "данные изъяты" Т.К.И., Т.Л.А., Т.Д.М., Ткаченко В.Е., Т.И.В. ( "дата" года рождения) не имеют прав на какие - либо другие жилые помещения (л.д. 68-78).
Судом было установлено и не оспаривалось сторонами, что вопрос о предоставлении жилого помещения истцу не решен до настоящего времени, сроки отселения Ткаченко В.Е. и членов его семьи не известны.
Удовлетворяя исковые требования о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения и решении вопроса о размере предоставляемого Ткаченко В.Е. жилого помещения, суд учел положения статей 57 и 89 ЖК РФ, согласно которым предоставление гражданам вне очереди другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними и, с учетом данных о площади жилого помещения, пришел к правильному выводу о том, что Ткаченко В.Е. на состав семьи из 8 человек должно быть предоставлено по договору социального найма равноценное жилое помещение общей площадью не менее 44,9 кв.м, состоящее из двух жилых комнат, в пределах "адрес".
Суд пришел к обоснованному выводу о том, что данный жилой дом в установленном порядке был признан непригодным для проживания в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими в соответствующий период времени, при этом повторного признания указанного дома непригодным для проживания в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. N 47 об утверждении Положения "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", не требуется.
Обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на администрацию муниципального образования "Город Саратов", на которую в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, непригодных к проживанию.
Кроме того, постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от "дата" утверждена ведомственная целевая программа "Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2012 году", в рамках реализации которой гражданам, проживающим в доме "адрес" в 2012 году должны были быть приобретены и представлены необходимые жилые помещении. Контроль за исполнением программы возложен на администрацию муниципального образования "Город Саратов" (л.д. 84-85,90).
Доводы апелляционных жалоб комитета по управлению имуществом г. Саратова и администрации муниципального образования "Город Саратов" о том, что в материалах дела нет сведений, подтверждающих факт нуждаемости Ткаченко В.Е. в улучшении жилищных условий и отнесения его к категории малоимущих граждан, судебная коллегия находит несостоятельными, по следующим основаниям.
Ни из статьи 57 ЖК РФ, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, по своему правовому смыслу в системе действующего законодательства пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ не исключает возможность предоставления жилых помещений гражданам, лишившимся жилища в результате его непригодности для проживания, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
При таких обстоятельствах, решение суда следует признать законным и обоснованным. Сама по себе иная оценка авторами апелляционных жалоб представленных доказательств не может служить основанием к отмене правильного по существу решения. Доводы жалоб направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств по настоящему гражданскому делу, которые были всесторонне, полно и объективно исследованы судом. Данные доводы обсуждались судом первой инстанции, им дана правильная правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, а потому на правильность обжалуемого судебного постановления они повлиять не могут.
Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционных жалобах, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского районного суда г. Саратова от 26 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.