Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Захарова В.Н.,
судей Саяпиной Е.Г., Желонкиной Г.А.,
с участием прокурора Новичкова Е.А.,
при секретаре Низове И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Леоненко В.А. на решение Пугачевского районного суда Саратовской области от 19 июля 2012 года, которым постановлено: "заявление начальника ФКУ ИК-17 УФСИН России по Саратовской области Петряшевского А.А. об установлении административного надзора в отношении Леоненко В.А., "данные изъяты", удовлетворить.
Установить в отношении Леоненко В.А. административный надзор сроком на 3 года, со следующими административными ограничениями: не пребывать в увеселительных местах: кафе, барах и ресторанах с целью употребления спиртных напитков; не посещать места проведения массовых мероприятий, митингов, демонстраций; не пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного с 22 часов до 6 часов; не выезжать за пределы территории Татищевского муниципального района Саратовской области без разрешения органов внутренних дел; являться 1 раз месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Наблюдение за соблюдением Леоненко В.А. установленных судом административных ограничений возложить на орган дел по месту его жительства или пребывания.
Срок административного надзора в отношении Леоненко В.А. исчислять со дня его постановки на учет в органе внутренних дел по избранному им месту жительства или пребывания".
Заслушав доклад судьи Захарова В.Н., заключение прокурора, полагавшего, что для отмены состоявшегося по делу судебного постановления правовых оснований не имеется, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Начальник Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 17" Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области (далее ФКУ ИК-17 УФСИН России по Саратовской области) 02.07.2012 г. обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении освобождаемого 01.08.2012 г. из мест лишения свободы Леоненко В.А.
Заявление начальника колонии мотивировано тем, что приговором Татищевского районного суда Саратовской области от 01 февраля 2011 года Леоненко В.А. осуждён по ст. 166 ч. 1 УК РФ к наказанию в виде 1 года и 8 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Саратовского областного суда от 14.04.2011 г. деяние, совершенное Леоненко В.А., было переквалифицировано (с учетом изменений, внесенных в УК РФ Федеральным законом от 7 марта 2011г. N26-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации") и срок наказания снижен до 1 года 6 месяцев.
Леоненко В.А. отбывал наказание при рецидиве преступлений.
За время отбытия наказания, согласно представленной характеристике, осужденный Леоненко В.А. зарекомендовал себя с отрицательной стороны, допустил 18 нарушений установленного порядка отбытия наказания, систематически нарушал режимные требования и распорядок дня, был признан "Злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания", поставлен на учет как "Злостный нарушитель установленного порядка отбывания наказания", переводился в строгие условия отбывания наказания.
В связи с этим заявитель просил установить в отношении названного осужденного, освобождающегося из мест лишения свободы, административный надзор сроком на 3 года с применением административных ограничений.
Рассмотрев заявление начальника колонии, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Леоненко В.А. ставит вопрос об отмене решения суда, в обоснование указывает, что не является злостным нарушителем дисциплины, что при привлечении его к дисциплинарной ответственности не соблюдался установленный порядок.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит правовых оснований для его отмены.
В силу ч. 1 ст. 261.5 ГПК РФ заявление об установлении административного надзора подается исправительным учреждением или органом внутренних дел, о продлении административного надзора и о дополнении ранее установленных административных ограничений - органом внутренних дел, о досрочном прекращении и частичной отмене административных ограничений - органом внутренних дел или лицом, в отношении которого установлен административный надзор, либо его представителем.
Согласно ч. 1 ст. 261.8 ГПК РФ суд, рассмотрев заявление по делу об административном надзоре, принимает решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений (ч. 2 ст. 261. 8 ГПК РФ).
В решении суда об установлении или о продлении административного надзора указывается срок административного надзора (ч. 3 ст. 261.8 ГПК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее Закон) административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
В отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если:
1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;
2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность (ч. 3 ст. 3 Закона).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части1 (пункт3) и части2 статьи3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Материалами данного гражданского дела установлено, что приговором Татищевского районного суда Саратовской области от 01 февраля 2011 года Леоненко В.А. был осужден по ст. 166 ч. 1 УК РФ к наказанию в виде 1 года 8 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Саратовского областного суда от 14.04.2011 г. деяние, совершенное Леоненко В.А., было переквалифицировано (с учетом изменений, внесенных в УК РФ Федеральным законом от 7 марта 2011г. N26-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации") и срок наказания снижен до 1 года 6 месяцев.
В силу ст. 15 ч. 3 УК РФ преступление, совершенное Леоненко В.А., относится к категории преступлений средней тяжести. Кроме того, из приговора следует, что суд признал у Леоненко В.А. наличие рецидива преступлений.
В силу ст. 86 ч. 3 п. "в" УК РФ в отношении лиц, осужденных за преступления средней тяжести, судимость погашается по истечении трех лет после отбытия наказания.
При таком положении, разрешая заявление начальника ФБУ ИК-17 УФСИН России по Саратовской области, суд первой инстанции правомерно применил ч. 1, 3 ст. 3 и п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона и, учитывая данные, характеризующие личность освобождаемого, установил в отношении Леоненко В.А. административный надзор сроком на три года с применением соответствующих административных ограничений.
Выводы суда о необходимости установления в отношении Леоненко В.А. административного надзора основаны на представленных заявителем доказательствах, получивших полную, всестороннюю и объективную оценку в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 67 ГПК РФ.
Согласно ст. 1 Закона административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Административное ограничение - временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, данные меры не являются мерами уголовного наказания.
Согласно ст. 2 указанного выше Закона административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Доводы апелляционной жалобы не могут опровергнуть выводы суда первой инстанции, поскольку заявитель своевременно не оспорил признание его "Злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания" и поставку на учет как "Злостного нарушителя установленного порядка отбывания наказания".
Он также не воспользовался условиями состязательного процесс для представления в суд первой и второй инстанции доказательств, опровергающих доводы начальника ФКУ ИК-17 УФСИН России по Саратовской области и представленные им доказательства.
При таком положении, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым разъяснить Леоненко В.А., что согласно п. 1 ст. 10 Закона поднадзорное лицо имеет право обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пугачевского районного суда Саратовской области от 19 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Леоненко В.А. - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.