Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Рябихина О.Е.,
судей Саяпиной Е.Г., Шмидт Т.Е.,
при секретаре Тишкине Р.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе УФСИН России по Саратовской области на решение Кировского районного суда г. Саратова от 16 июля 2012 года по делу по иску Захарова В.П. к УФСИН России по Саратовской области о понуждении включить в состав участников подпрограммы, внести в сводный список граждан, получателей сертификатов, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Рябихина О.Е, объяснения представителя Захарова В.П. - Чайка А.П., возражавшего против удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Захаров В.П. обратился в суд с иском к УФСИН России по Саратовской области о понуждении включить его в состав участников подпрограммы, внести в сводный список граждан, получателей сертификатов. В обоснование требований указал, что проходил службу в уголовно-исполнительной системе с сентября 1980 года по 16 сентября 2011 года, с 2004 года - в "данные изъяты" ОБ ФБУ ЛПУ "Областная туберкулезная больница N 1" ГУФСИН России по Саратовской области, уволен по достижении предельного возраста. Срок его службы на момент увольнения составляет более 10 лет, в связи с чем, по мнению истца, последний в период прохождения службы ввиду отсутствия жилого помещения в соответствии с действующим законодательством имеет право на получение государственного жилищного сертификата, подлежал постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в список участников подпрограммы "Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", в чем ему было отказано. Полагая данный отказ неправомерным, Захаров В.П. просил признать право на участие в указанной подпрограмме и обязать ответчика включить его в состав участников подпрограммы "Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" и внести в сводный список граждан, получателей сертификатов по УФСИН России по Саратовской области.
Рассмотрев спор, суд постановил решение, которым обязал Управление Федеральной службы исполнения наказания России по Саратовской области включить Захарова В.П. в состав участников подпрограммы "Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" и внести в сводный список граждан, получателей сертификатов по УФСИН России по Саратовской области.
В апелляционной жалобе УФСИН России по Саратовской области просит отменить решение, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права и отказать в удовлетворении исковых требований Захарова В.П. в полном объеме. В доводах жалобы указано, что УФСИН России по Саратовской области не является уполномоченным законодательством РФ органом постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 1 марта 2005 года и не имеет права на признание истца участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".
В судебном заседании представитель Захарова В.П. - Чайка А.П. возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям статьи 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Судом первой инстанции установлено, что Захаров В.П. с сентября 1980 года по 16 сентября 2011 года проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы (л.д. 9 - 10).
На основании приказа начальника УФСИН России по Саратовской области N от 14 сентября 2012 года истец уволен из уголовно-исполнительной системы по пункту "б" ч. 1 ст. 58 ТК РФ - по достижении предельного возраста (л.д. 9). По состоянию на 16 сентября 2011 года его выслуга составляет: в календарном исчислении - 21 год 05 месяцев 12 дней, в льготном исчислении 36 лет 04 месяца 11 дней.
Согласно распоряжению администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов" 15 февраля 2011 года N 140-р Захаров П.В. принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, с составом семьи один человек, учетное дело N 354 (л.д. 12).
В феврале 2011 года Захаров В.П. обратился в жилищную комиссию областной туберкулезной больницы N 1 ГУФСИН России по Саратовской области с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
14 марта 2011 года Захарову В.П. было сообщено, что с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства по основаниям и в порядке, предусмотренными ЖК РФ. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан с 1 марта 2005 года по месту службы действующим ЖК РФ не предусмотрен (л.д. 11).
Вместе с тем из дела следует, что Захаровым В.П. ставится вопрос об участии в государственной программе "Жилище" в рамках ее подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Захаров В.П. каких - либо прав на объекты недвижимого имущества не имеет (л.д. 14, 16), ранее за период службы жильем не обеспечивался (л.д. 11)
Постановлением Правительства РФ N 153 от 21 марта 2006 года установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденными данным Постановлением, установлено, что государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения.
Как следует из пункта 5 Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют указанные в данном пункте категории граждан Российской Федерации, в том числе сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Порядок участия в подпрограмме, направленной на обеспечение уволенных со службы сотрудников уголовно-исполнительной системы жилым помещением посредством выдачи социальной выплаты по государственным жилищным сертификатам, регламентирован пунктом 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, согласно которому для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме с приложением указанных в подпункте "а" данного пункта документов.
Согласно пункту 18 Правил, выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "а" и "б" настоящих Правил, - осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, которые организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы.
В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.
В соответствии с Постановлением Правительства N 153 от 21 марта 2006 года Приказом ФСИН России N 287 от 4 июня 2007 года была утверждена Инструкция о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам-участникам вышеуказанной федеральной подпрограммы, согласно п.3 которой, для участия в подпрограмме сотрудники уголовно-исполнительной системы, указанные в подпункте "а" пункта 5 Правил, граждане, уволенные со службы в учреждениях и органах УИС по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, сокращению штатов, болезни, ограниченному состоянию здоровья, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в учреждениях и органах УИС, в которых они проходили службу, подают заявление (рапорт) на участие в подпрограмме по месту постановки на жилищный учет. Вместе с заявлением граждане, изъявившие желание участвовать в подпрограмме, представляют следующие документы: справку из учреждения или органа УИС об общей продолжительности службы в календарном исчислении; выписку из приказа об увольнении со службы в учреждениях и органах УИС с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных со службы и состоящих после увольнения в списках очередников на улучшение жилищных условий (получение жилых помещений) в учреждениях и органах УИС; выписку из домовой книги (для граждан, проживающих в общежитии, - карточки учета) и копию финансового лицевого счета; выписку из решения органа по учету и распределению жилья (жилищная, жилищно-бытовая комиссия) о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), утвержденную начальником учреждения или органа УИС и заверенную оттиском мастичной печати, за исключением граждан, подлежащих переселению из поселков; копию документа, подтверждающего право гражданина - участника подпрограммы на дополнительную площадь жилого помещения в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Инструкции, организация работы по формированию списков граждан - участников подпрограммы осуществляется учреждениями и органами УИС, в которых эти граждане состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).
Должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья и оперативным подразделением учреждения или органа УИС рассматриваются представленные заявления, организуется работа по проверке документов, подтверждающих право граждан на их участие в подпрограмме (п.8).
По результатам проверки выносится решение о включении (отказе во включении) заявителей в число граждан - участников подпрограммы.
О принятом решении гражданин уведомляется письменно в 10-дневный срок с момента принятия данного решения. При этом, если гражданину отказано во включении в число участников подпрограммы, в письме должны быть указаны причины отказа.
В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. Выписка из решения органа по учету и распределению жилья о включении в состав участников подпрограммы, утвержденная начальником учреждения или органа УИС и заверенная оттиском мастичной печати, вшивается в учетное дело гражданина - участника подпрограммы.
Для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 15 июля года, предшествующего планируемому, представляет в учреждение или орган УИС, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году (пункты 12,13).
Должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья подразделения, подведомственного территориальному органу УИС, в 10-дневный срок на основании заявлений граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат в планируемом году, формируется список на планируемый год согласно приложению N 2 к Правилам.
Формирование списка осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Список, утвержденный начальником подразделения и заверенный оттиском мастичной печати, и сформированные в установленном порядке учетные дела до 1 августа года, предшествующего планируемому, представляются в территориальный орган УИС.
На основании представленных списков граждан - участников подпрограммы соответствующими службами территориального органа, образовательного учреждения (в том числе филиала образовательного учреждения) УИС в 10-дневный срок рассматриваются представленные списки, осуществляется проверка обоснованности включения граждан - участников подпрограммы в указанные списки.
При этом сведения, послужившие основанием для признания гражданина участником подпрограммы, подлежат уточнению с истребованием в случае необходимости от учреждения (органа) УИС, в котором гражданин состоит на жилищном учете, дополнительных документов.
По результатам рассмотрения принимается решение о включении граждан в состав участников подпрограммы по территориальному органу, образовательному учреждению УИС, о чем делается соответствующая выписка из протокола органа по учету и распределению жилья, утвержденная начальником территориального органа, образовательного учреждения УИС и заверенная оттиском мастичной печати, и организуется работа по составлению сводного списка.
Формирование сводного списка осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), а для граждан, подлежащих переселению из поселков, - в последовательности, в какой их заявления (рапорты) на участие в подпрограмме были зарегистрированы (п.п.15,16 Инструкции).
Учитывая вышеприведенные правовые нормы, судебная коллегия полагает правильным вывод суда первой инстанции о том, что надлежащим органом, в который должен обратиться гражданин с заявлением о необходимости постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с целью участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", является орган исполнительной власти, где проходит соответствующая служба, в том числе, и служба сотрудника ФСИН России.
Также судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Захаров В.П. имеет право на участие подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, поскольку попадает под категорию граждан, предусмотренную пунктом 5 Правил, и, как следствие, имеет право на включение его в сводный список на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации данной Подпрограммы.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают, сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию закона самим заявителем, кроме этого они были предметом судебного исследования при разрешении возникшего спора и им в решении суда дана правовая оценка.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции при разрешении настоящего спора были установлены все имеющие значение для дела обстоятельства, дана правильная оценка сложившимся между сторонами правоотношениям, применены подлежащие применению нормы материального права, не допущено нарушения норм процессуального права, что привело к постановке законного и обоснованного решения.
В апелляционной жалобе не приведено обстоятельств, которые бы указывали на наличие предусмотренных ст. 330 ГПК РФ основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Саратова от 16 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу УФСИН России по Саратовской области - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.