Саратовский областной суд в составе
председательствующего судьи Анатийчук О.М.,
при секретаре Павловой Ю.В.,
с участием прокурора Новичкова Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Абрамовой Ю.В. об отмене регистрации кандидата в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу N 6 Синичкина В.П,,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Саратовской областной Думы от 11 июля 2012 года N 62-2697 "О назначении выборов депутатов Саратовской областной Думы пятого созыва", опубликованным в газете "Саратовская областная газета" от 12 июля 2012 года N 111 (3021), на 14 октября 2012 года назначены выборы депутатов Саратовской областной Думы пятого созыва.
Постановлением избирательной комиссии Саратовской области от 6 июня 2012 года N 117/2-4 "О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Саратовской областной Думы пятого созыва на территориальные избирательные комиссии" полномочия окружной избирательной комиссии Ленинского одномандатного избирательного округа N 6 возложены на территориальную избирательную комиссию Ленинского района г. Саратова (далее -ОИК Ленинского одномандатного избирательного округа N6).
Решением ОИК Ленинского одномандатного избирательного округа N 6 от 01 сентября 2012 года N 15 Синичкин В.П. был зарегистрирован кандидатом в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу N 6.
01 сентября 2012 года ОИК Ленинского одномандатного избирательного округа N 6 вынесено решение N 11 о регистрации кандидата в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу N 6 Абрамовой Ю.В..
Абрамова Ю.В. обратилась в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу N 6 Синичкина В.П.
В обоснование заявленных требований заявитель указала на нарушение норм действующего законодательства о выборах кандидатом Синичкиным В.П., который своими действиями по предоставлению избирателям безвозмездно услуг по страхованию их детей осуществил подкуп избирателей. Так, в сентябре 2012 года в школах, расположенных в границах Ленинского одномандатного избирательного округа N 6 и оказывающих общеобразовательные услуги, родителям учеников были вручены информационные письма-уведомления о том, что их дети застрахованы от несчастного случая Синичкиным В.П. по договору с Саратовским филиалом закрытого акционерного общества " С.". При этом, указанное письмо-уведомление, являющееся агитационным материалом, изготовлено с нарушением требований ч. 2 ст. 48 Закона N 67-ФЗ и не содержит сведений о наименовании, юридическом адресе и идентификационном номере налогоплательщика организации (фамилии, имени, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей данные материалы, а также о наименовании организации (фамилии, имени, отчестве лица), заказавшего их, а также информации о тираже и дате выпуска этих материалов и указании об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда. Просила на основании подпункта "г" части 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ отменить регистрацию кандидата в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу N 6 Синичкина В.П.
Заявитель Абрамова Ю.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и приведенным выше. Дополнительно пояснив, что действия по заключению договора страхования в отношении несовершеннолетних воспитанников школ Ленинского района г. Саратова были совершены Синичкиным В.П. в ходе предвыборной кампании с целью оказания влияния на волю избирателей Ленинского одномандатного избирательного округа N 6 и создания о себе, как о кандидате в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва, положительного мнения. Подкуп избирателей в силу закона является основанием для отмены регистрации Синичкина В.П. в качестве кандидата в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва.
Представитель заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Саратова с полномочиями окружной избирательной комиссии Ленинского одномандатного избирательного округа N 6 Турманова Е.Л. в судебном заседании с заявлением не согласилась, пояснив, что основания для отмены регистрации кандидата, установленные подпунктом "г" частью 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ отсутствуют, поскольку отсутствуют доказательства того, что кандидатом Синичкиным В.П. либо доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, либо по поручению указанных лиц осуществлялся подкуп избирателей. Просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заинтересованное лицо Синичкин В.П. надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представитель заинтересованного лица Синичкина В.П. по доверенности - Бессонова Е.А. в судебном заседании с заявлением не согласилась, пояснив, что Синичкин В.П. на протяжении ряда лет является депутатом Саратовской областной Думы и ежегодно им проводится работа по страхованию школьников от несчастных случаев. Равно как договор от 08 августа 2012 года N добровольного коллективного страхования детей от несчастных случаев "Детские коллективы", им заключались аналогичные договоры и ранее, начиная с 2006 года. Действия по заключению указанного договора страхования 08 августа 2012 года и оплата по нему 23 августа 2012 года были совершены Синичкиным В.П. как депутатом Саратовской областной Думы четвертого созыва и предшествовали дате выдвижения его кандидатуры в кандидаты в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва. Деятельность по страхованию школьников не носит агитационный характер, не относится к средствам, подаркам, иным материальным ценностям, а равно каким либо услугам в обмен на голосование за кандидатуру Синичкина В.П. Действия ЗАО " С." по уведомлению о страховании родителей школьников производились по собственной инициативе, без моего поручения, каких-либо указаний об уведомлении Синичкин В.П. не давал. Просила отказать в удовлетворении заявления в полном объеме, поскольку отсутствуют основания для отмены регистрации кандидата Синичкина В.П., установленные статьей 76 Федерального закона N 67-ФЗ.
Выслушав объяснения заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что основания для отмены регистрации кандидата в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу N 6 Синичкина В.П., отсутствуют, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме; не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Согласно части 3 статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с заявлением в суд об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в случаях, установленных федеральным законом, прокурор.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией.
Согласно пункту 2 статьи 56 названного Федерального закона кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 3 статьи 50 Закона Саратовской области N105-ЗСО от 28 июня 2007 года "О выборах депутатов Саратовской областной Думы".
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
На основании пункта 2 статьи 48 того же Федерального закона предвыборной агитацией признаются:
а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);
б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона);
в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;
г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Синичкин В.П. 08 августа 2012 года заключил с Закрытым акционерным обществом " С." договор N добровольного коллективного страхования детей от несчастных случаев "Детские коллективы", согласно которому 7314 несовершеннолетних детей, обучающихся в школах, были застрахованы от несчастного случая на период с 01 сентября 2012 года по 31 августа 2012 года (л.д 27-32).
В приложении N 2 к данному договору содержится список несовершеннолетних детей с разбивкой по школам, расположенным в Ленинском районе города Саратова, в отношении которых заключен договор страхования.
Согласно квитанции N серия N от 23 августа 2012 года на получение страховой премии (взноса) оплата в сумме *** рубля по вышеуказанному договору страхования произведена страхователем Синичкиным В.П. 24 августа 2012 года (л.д. 33).
В силу части 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
Аналогичная норма содержится в пункте 6 статьи 25 Закона Саратовской области от 28 июня 2007 года N 105-ЗСО "О выборах депутатов Саратовской областной Думы".
В соответствии со статьей 49 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, статьей 44 Закона Саратовской области от 28 июня 2007 года N 105-ЗСО "О выборах депутатов Саратовской областной Думы" агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата.
Заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу N 6 от политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" было подано Синичкиным В.П. в ОИК Ленинского одномандатного избирательного округа N 6 27 августа 2012 года (л.д.73-96).
Таким образом, Синичкин В.П. считается выдвинутым как кандидат в депутаты с 27 августа 2012 года, и договор страхования несовершеннолетних детей, обучающихся в школах Ленинского района города Саратова заключен им с оплатой страховой премии до выдвижения в качестве кандидата в депутаты, и до начала агитационного периода.
Действия по заключению договора страхования были совершены Синичкиным В.П. как действующим депутатом Саратовской областной Думы четвертого созыва Синичкиным В.П., на что есть указание в тексте уведомлений о страховании несовершеннолетних, направленных их родителям ЗАО " С." (л.д.17).
Аналогичная работа ведется Синичкиным В.П., как депутатом продолжительное время, носит систематический характер, подтверждением чему являются договоры страхования от 2010, 2011 гг., представленные суду на обозрение.
Таким образом, доводы заявителя о том, что договор страхования заключен Синичкиным В.П. как кандидатом в депутаты Саратовской областной думы пятого созыва в период избирательной кампании, поскольку он считается выдвинутым кандидатом с того момента когда политическая партия приняла решение об его выдвижении (в силу статьи 2 ФЗ N 67ФЗ) основаны на неправильном толковании норм закона и противоречат приведенным выше доказательствам, которые не были опровергнуты в ходе рассмотрения дела.
Договор страхования Синичкиным В.П. заключен в отношении несовершеннолетних, не обладающих согласно пункту 1 статьи 3 Закона Саратовской области от 28 июня 2007 года N 105-ЗСО активным избирательным правом, страхование детей осуществлялось без условия голосования их родителей (законных представителей) за Синичкина В.П. или против какого-либо другого кандидата в депутаты. Оплата страховой премии по договору Синичкиным В.П. производилась из личных средств, а не за счет средств его избирательного фонда (л.д.37-62,95). Уведомления родителей о страховании детей не носят агитационный характер, не выполняют задачу подкупа избирателей, поскольку согласно сведениям, предоставленным директором Саратовского филиала "ЗАО " С.", они направлялись по инициативе страховой компании для информирования об условиях договора страхования. В тексте данных уведомлений отсутствуют призывы голосовать за кандидата Синичкина В.П.
При таких обстоятельствах, действия Синичкина В.П. по заключению договора страхования несовершеннолетних детей, а также последующее вручение родителям застрахованных страховой компанией уведомлений об этом, не могут быть расценены судом как подкуп избирателей.
Доводы заявителя о том, что данные действия совершены с целью оказания влияния на волю избирателей Ленинского одномандатного избирательного округа N 6 и создания Синичкиным В.П. о себе, как о кандидате в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва, положительного мнения не нашли подтверждения.
В связи с этим, основания для отмены регистрации кандидата в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу N 6 Синичкина Василия Павловича отсутствуют, потому заявление Абрамовой Ю.В. следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 и главой 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
заявление Абрамовой Ю.В. об отмене регистрации кандидата в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу N 6 Синичкина В.П, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 05 дней со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Саратовский областной суд.
Председательствующий Анатийчук О.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.