Судья Саратовского областного суда Пескова Ж.А.,
при секретаре Низове И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Джумагалиева Е.С. на решение Ершовского районного суда Саратовской области от 21.06.2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отделения УФМС России по Саратовской области в Озинском районе старшего лейтенанта внутренней службы ФИО5 от "дата" Джумагалиев Е.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.10 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Решением Ершовского районного суда Саратовской области от 21.06.2012 года вышеназванное постановление изменено и постановлено считать Джумагалиева Е.С. привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 18.10 КоАП РФ. В остальной части постановление начальника отделения УФМС России по Саратовской области в Озинском районе старшего лейтенанта внутренней службы ФИО5 от 19.04.2012 года оставлено без изменения, жалоба Джумагалиева Е.С. - без удовлетворения.
В жалобе, поступившей в Саратовский областной суд, Джумагалиев Е.С. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и решения судьи, прекращении производства по делу.
В обоснование доводов жалобы указывает, что административного правонарушения он не совершал, трудовую деятельность в качестве пастуха на территории Российской Федерации не осуществлял; приезжает каждый год в гости к своей тёте ФИО16 в селе Меловое Озинского района и катается на лошадях её мужа ФИО17; решение суда является предвзятым; суд дал неправильную оценку показаниям свидетелей, допрошенных в судебном заседании.
Проверив законность и обоснованность решения районного суда в полном объеме (пункт 3 статьи 30.6 КоАП РФ), исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об оставлении постановления должностного лица от 19.04.2012 года и решения Ершовского районного суда Саратовской области от 21.06.2012 года без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 18.10 КоАП РФ осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
В силу частью 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон) работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.
Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан: 1) постоянно проживающих в Российской Федерации; 2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию; 3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц; 4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования; 5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации; 6) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул; 7) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются; 8) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве научных работников или преподавателей, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или преподавательской деятельностью имеющими государственную аккредитацию высшими учебными заведениями, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами, государственными научными центрами, иными научными организациями, в которых действует совет по защите диссертаций, созданный в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо иными научными и инновационными организациями согласно критериям и (или) перечню, утвержденным Правительством Российской Федерации, либо в качестве преподавателей для проведения занятий в иных образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях); 8.1) приглашенных в Российскую Федерацию с деловой или гуманитарной целью либо в целях осуществления трудовой деятельности и привлекаемых помимо этого для занятия преподавательской деятельностью в научных организациях и имеющих государственную аккредитацию высших учебных заведениях, за исключением учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений); 9) являющихся работниками аккредитованных в установленном порядке на территории Российской Федерации представительств иностранных юридических лиц, зарегистрированных в Российской Федерации в установленном законодательством порядке, в пределах численности, согласованной при аккредитации указанных представительств уполномоченным аккредитующим органом, на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Согласно пункту 4.5 статьи 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане прибыли в Российскую Федерацию в порядке не требующем получения визы, являются высококвалифицированными специалистами и привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона; являются членами семьи высококвалифицированного специалиста, привлеченного к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 13.3 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право привлекать к трудовой деятельности по найму на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - трудовая деятельность у физических лиц), законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 17.02.2011 года N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснил, что противоправным является привлечение к трудовой деятельности, осуществляемое в виде фактического допуска конкретного иностранного гражданина или лица без гражданства в какой-либо форме к выполнению работ, оказанию услуг без соответствующего разрешения. Установление точного графика рабочего времени, точного размера заработной платы при доказанности фактического допуска к труду не требуется.
В соответствии со статьёй 4 Соглашения от 19.11.2010 года "О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей", ратифицированного Федеральным законом от 11.07.2011 года N 186-ФЗ, и заключенного Правительством Республики Беларусь, Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации, трудовые отношения трудящегося-мигранта с работодателем регулируются законодательством государства трудоустройства, а также настоящим Соглашением и оформляются путём заключения трудового договора.
Из материалов дела усматривается, что Джумагалиев Е.С. является гражданином Республики Казахстан, с "дата" по "дата" состоял на миграционном учете по адресу: "адрес".
Согласно протоколу об административном правонарушении N от "дата" в 16 часов 50 минут 18.04.2012 года при проведении ОПМ "Нелегальный мигрант" в селе "адрес" был выявлен гражданин республики Казахстан Джумагалиев Е.С., осуществляющий в нарушение положения части 1 статьи 13.3 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" трудовую деятельность в качестве пастуха у гражданина ФИО6 без наличия патента.
19.04.2012 года начальником отделения УФМС России по "адрес" в "адрес" старшим лейтенантом внутренней службы ФИО5 вынесено постановление, которым Джумагалиев Е.С. привлечён к административной ответственности по части 1 статьи 18.10 КоАП РФ.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Факт совершения Джумагалиевым Е.С. административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 18.10 КоАП РФ, подтверждается протоколом об административном правонарушении; последовательными показаниями свидетелей ФИО7, ФИО8, ФИО5, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12
Давая объяснения инспектору отдела УФМС России по Саратовской области в Озинском районе, Думагалиев Е.С. не отрицал свою вину в совершении правонарушения, предусмотренного статьёй 18.10 КоАП РФ, указывая, что он приехал в "адрес" к родственникам, в начале апреля подрядился подработать, а именно, пасти стадо лошадей, которое принадлежит Куенбаеву Канату. За то, что он пасет скот, ему предоставляют жильё и пищу. Джумагалиеву Е.С. не было известно, что он не имеет право осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации без патента.
В судебном заседании Джумагалиев Е.С. пояснял, что на момент 18.04.2012 года трудовой договор с кем-либо из семейства ФИО18 у него заключен не был.
Установленные Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" исключения, позволяющие привлекать и использовать иностранных работников, не имеющих соответствующего разрешения на работу, применительно к рассматриваемому случаю отсутствуют.
Таким образом, оценив все обстоятельства по делу и представленные доказательства в совокупности, судья пришел к обоснованному выводу о наличии события правонарушения и виновности Джумагалиева Е.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 18.10 КоАП РФ.
Противоречий представленные в материалы дела документы не имеют, соответствуют требованиям, предъявляемым к форме этих документов, составлены уполномоченными должностными лицами, в связи с чем виновность Джумагалиева Е.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 18.10 КоАП РФ, сомнений не вызывает.
Согласно статье 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Поскольку на основании совокупности достаточных доказательств установлено, что Джумагалиев Е.С. в нарушение требований Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" осуществлял трудовую деятельность в Российской Федерации, как гражданин иностранного государства, без разрешения на работу либо патента, суд правильно квалифицировал указанное правонарушение по статье 18.10 КоАП РФ, установив в действиях Джумагалиева Е.С. наличие состава административного правонарушения.
Доводы автора жалобы сводятся к переоценке совокупности достаточных доказательств его вины в совершении инкриминированного ему административного правонарушения, что не является основанием для признания состоявшегося по делу судебного постановления незаконным.
Довод жалобы о предвзятости суда при рассмотрении дела об административном правонарушении своего подтверждения не нашёл. В судебном заседании от участников производства по делу отводы не поступали, доказательства того, что судья был лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имелись иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его объективности и беспристрастности, отсутствуют.
Иные доводы жалобы правого значения не имеют.
Постановление о привлечении Джумангалиева Е.С. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 18.10 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, наказание назначено в пределах санкции статьи 18.10 КоАП РФ. При этом, учитывая характер совершенного правонарушения, личность Джумагалиева Е.С., судья обоснованно посчитал возможным назначить ему наказание в виде административного штрафа без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Все юридически значимые обстоятельства были установлены в ходе производства по делу. Каких-либо нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.
С учетом вышеизложенного, постановление суда первой инстанции является законными и обоснованными, оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление начальника отделения УФМС России по Саратовской области в Озинском районе старшего лейтенанта внутренней службы ФИО5 от 19.04.2012 года и решение Ершовского районного суда Саратовской области от 21.06.2012 года о привлечении Джумагалиева Е.С. к административной ответственности по статье 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу Джумагалиева Е.С. - без удовлетворения
Судья Ж.А. Пескова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.